Найти тему
Нетопырь читает Ваху

«Дамоклова звезда» Энди Хоара: я дрался на звездолете вольного торговца

Каждая приличная космоопера обязательно должна содержать хотя бы несколько масштабных сцен космических сражений. Таких, знаете, чтобы масса звездолетов разного размера и специализации, множество народу, различные организации, втянутые в противостояние, и чтобы это все было патетично и красочно описано. Что ж, у нас есть новелла «Дамоклова звезда» Энди Хоара, которая подходит под это описание, а у меня есть немного очень личного мнения об этой не слишком объемной, но насыщенной пустотными перестрелками книге.

Новелла посвящена самой первой войне Империума и Империи Тау. Она вышла в 2007 году, поэтому присутствуют несовпадения с последними редакциями, но давайте начистоту: за полной бэковостью — в любом случае к бэковым статьям и кампейнам, а в худлите важнее литературные достоинства. Нужно настраиваться на то, что весь текст занят космическими боевками, изредка перемежаемыми интригами в руководстве крестового похода и общением тау, но этому уделено не особенно много внимания. Скорее, не-боевые сцены использованы автором сугубо как подводка к боевым, так что в общем фабула незамысловатая. Впрочем, кое-что новое мы почерпнем.

Со стороны «наших» (если вы за Империум) сражается сразу много фракций. В первую очередь это вольный торговец Люциан Геррит из старинного семейства Аркадиев. Книга входит в омнибус «Вольный торговец», но не надейтесь узнать что-нибудь о межзвездной торговле. Увы, Хоар не Гаррисон с Саймаком и не Громыко. Люциан будет активно вести боевые действия, командовать своей флотилией, то есть выступать как руководитель еще одного военного подразделения. От многих товарищей по борьбе с тау его отличает только здравый смысл. Рядом с Люцианом сражаются его отпрыски. От разных жен — вероятно, это важно, так как родственных чувств между ними не просматривается. К войне с тау подключились два ордена КД — Железные Руки и Белые Шрамы, Космофлот, Имперская Гвардия, Экклезиархия и Ордо Ксенос. Как ни странно, без Караула Смерти, но инквизитор заседает в руководстве.

Вольный торговец
Вольный торговец

Со стороны ксеносов, как вы уже догадались, сражаются тау.

В «Дамокловой звезде» бросается в глаза, что ни люди, ни тау не знают друг о друге очень многих существенных вещей. Это первая стычка с тау. Многие персонажи романа видят тау впервые и с удивлением рассматривают их синеватые физиономии и ступни странной формы. У тау при этом хватает иллюзий насчет человечества. Например, в одном эпизоде тау атакует космодесантника, но перед этим… предлагает ему сдаться и в дальнейшем сражаться вместе. Надеюсь, все оценили реализм данного предложения. Однако иллюзии по поводу тау случаются и у людей. Так, некоторые люди с ними уже познакомились и надеются построить отношения с этими ксеносами ко взаимной выгоде. Для тех, кто будет спрашивать, почему тау не оставили в покое с их Высшим Благом: напомню, что крестовый поход в Дамокловом заливе предприняли в ответ на их масштабное вторжение в Восточный Предел.

В руководстве крестового похода наблюдается явный недостаток согласованности. Причем люди опытные и разбирающиеся в военном деле, такие, как адмирал Желлакуа родом с Катачана, скорее поддерживают позицию Люциана. Она заключается в том, чтобы произвести тщательную разведку, побольше разузнать о тау — напомню, что это первое столкновение с ними, и о них почти ничего не известно — и, возможно, извлечь из этой расы какую-то пользу. Или хотя бы спланировать боевые действия с учетом всех вводных, чтобы не гробить людей и звездолеты почем зря.

Корабль вольного торговца
Корабль вольного торговца

Однако во главе крестового похода стоит представитель Экклезиархии — кардинал Гарни, а это маньяк-милитарист, одержимый желанием немедленно стереть тау с лица Галактики, не считаясь с потерями. Разговоры о разведке и изучении противника он воспринимает как недостаточно патриотичные и чуть ли не шаг к предательству. Его поддерживает представитель Ордо Ксенос. Им удается заручиться поддержкой капитанов Космодесанта. Понятно, что космоморяки будут «за» — ведь это их работа, уничтожать враждебных ксеносов, другого варианта они не видят. А то, что масса своих погибнет… кто и когда считался с людскими жизнями в Империуме?

Впрочем, не стоит думать, что Люциана беспокоят успех крестового похода и минимизация потерь. Он думает в первую очередь о своей выгоде и влиянии.

Меж тем нет единства и в семейке Аркадиев. Единокровные брат и сестра откровенно недолюбливают друг друга. Хуже того: их взгляды на тау и крестовый поход кардинально различаются. Дочь Люциана начинает собственную игру, вступив при этом в конфликт с инквизитором и имперскими властями. Вскоре и сын выбирает свою дорогу, хотя и не столь радикальную. Конечно, что это за история про смертных, если в ней нет своей санта-барбары с раздорами между сиблингами, грызней за наследство при живом-то отце, борьбой за влияние и прочими атрибутами семейной саги… Некоторые авторы умудряются этого избежать и все-таки показать людей как живых, обуреваемых страстями существ реалистично, но Хоар предпочел санта-барбару.

Но это еще не все: на корабли прорываются демоны…

Наемник тау
Наемник тау

Много ли мы узнаем из этой книги о тау? Не очень. Они даны лишь в общих чертах, ничего существенного автор нам не расскажет. О вольных торговцах, кстати, тоже.

Является ли «Дамоклова звезда» серьезной литературой? Нет, однозначно. Это космический боевик, боевки в нем — самоцель, никакого другого смысла в книге, кроме звездных войн, нет. Единственное, что с натяжкой сойдет за мета-идею, — рассказ о начале противостояния людей и тау. Но в книге не показано даже, за что они сражаются. Бои ради боев.

Космодесант показан вскользь, хотя именно с капитаном Белых Шрамов связано несколько доставляющих моментов.

Я для себя определила эту книгу как космооперку на один вечер.

Худ. Cavalier d'Engrenage (Nictanova)