Найти в Дзене

"Только одна секунда отводится летчику на прицельную очередь". Герою, который увы,не успел внести свой вклад в Победу в ВОв посвящается!

Летчики- интернационалисты несли и несут большую ответственность за порученное дело, сражаясь в небе других стран.

Они учились побеждать там, понимая какая опасность практически уже стоит на пороге их Родины, и что именно они вскоре встанут на ее защиту.

Один из них Сергей Иванович Грицевец.

Война для этого парня началась задолго до 1941 года.

Фото из свободного доступа доработанное автором. Яндекс картинки.
Фото из свободного доступа доработанное автором. Яндекс картинки.

Родился он в июле 1909 года, белорус, выходец из крестьянской семьи деревни Боровцы  ( Барановичского района).

В детстве Сергей потерял мать и двух старших братьев.

В 1936 году Сергей Грицевец окончил Одесскую школу воздушного боя, работал инструктором.
в Кировабадской школе особого назначения он готовил летчиков - добровольцев для отправки в Испанию

Сергей Иванович Грицевец летчик -интернационалист является первым дважды Героем Советского Союза.

Примечание

В наше время 5 февраля в России отмечается День памяти воинов-интернационалистов.
Полное официальное название звучит так: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества – официальная памятная дата в Российской Федерации, призванная почтить память воинов-интернационалистов, исполнявших интернациональный долг за пределами границ своей Родины.

Война в Испании

Здесь Сергей Иванович летал на истребителе И-16, испанцы называли такой самолет ,,Москас,,.

Псевдонимы «Сергио» и «Командор Серж».

Летчики воевали на истребителях, которые окрестили «чайками» и «чато» (чато — курносый — исп.)

Сильные стороны И-16, заложенные в проект во время его создания, проявились в Испании в полной мере.
Истребитель Поликарпова превосходил вражеские истребители по скорости на 60-80 км/ч, по скороподъёмности — приблизительно на 200 м/с. Его потолок также был достаточно высок.

И-16 стал первым истребителем, способным вести бои на вертикали.

Летчик Грицевец был одним из первых кто освоил борьбу с мощнейшим оружием противника — новейшими немецкими самолетами “мессершмитт-109”.

Сергей обнаружил, что И-16 превосходитмессерав маневренности, особенно на небольших высотах.

И уже 14 августа 1938 года он командир 5-й эскадрильи применил свою новую тактику воздушного боя на своем И-16, названную "Соколиный удар".

Она заключалась в пикировании на строй вражеских самолетов, атаки и ухода по вертикали.

Маневр был для противника очень неожиданным и ошеломляющим.

На землю упало несколько вражеских машин, объятых пламенем, группа же Грицевца в полном составе как ни в чем ни бывало возвратилась на аэродром.

И это был успех!

Реализовывался и еще один тактический прием.

На бреющем полете И-16 скрытно подходили к формации вражеских самолетов и атаковали ее снизу. За что получили от неприятеля название «крысы».

26 октября 1938 года С. Грицевец покинул Испанию, а вскоре оттуда были отозваны все советские пилоты.

В небе Испании Сергей Иванович Грицевец был самым результативным воздушным бойцом асом”. Он совершил 88 боевых вылетов с общим налётом 115 часов. Сбил 30 самолётов противника (6 лично и 24 в составе группы). Лётчики группы под его руководством сбили 85 самолётов.
В день было до пяти вылетов. Иногда он сбивал сразу по три самолета, а однажды — сбил семь! Возвратился на изрешеченном самолете практически без элеронов, с наполовину срезанным правым крылом.
Фотоколлаж автора из материалов свободного доступа. Яндекс картинки.
Фотоколлаж автора из материалов свободного доступа. Яндекс картинки.
Летчику асу было предложена должность начальника Борисоглебской Краснознаменной военной авиашколы им. В.П. Чкалова, но он отказывается и направляется в строевую часть на Дальний Восток.

Далее у Сергея был Халхин -Гол

Там Майор Сергей Иванович Грицевец  совершил  свой дерзкий по смелости  подвиг.

На глазах японцев он спас подбитого командира 70-го авиационного истребительного полка майора Забалуева В.М.

Прыгая по кочкам, советский И-16 сел, не раздумывая Сергей Иванович втиснул Забалуева в свой одноместный самолет, между левым бортом и бронеспинкой. В голове была одна мысль, только бы взлететь!

Он с трудом поднял перегруженную машину в воздух и на последних литрах горючего все же дотянул до своих на аэродром.

Справка

Сталин распорядился представить летчика смельчака к геройскому званию.

“ Но,майор Грицевец уже является Героем Советского Союза”, — осторожно заметили помощники.

“За такой подвиг этот человек должен носить два таких звания!” —  задумчиво заключил Сталин.

В июне Сергей Иванович назначается командиром эскадрильи новых маневренных истребителей с убирающимися шасси И-153 «Чайка».

Фото из свободного доступа. Яндекс картинки.
Фото из свободного доступа. Яндекс картинки.

25 августа, когда напряженные бои развернулись как на земле, так и в воздухе, было 7 воздушных схваток. В одной из них участвовало более 200 советских и японских самолетов. Бой развернулся на высоте шести тысяч метров.

В разгар боя Сергей заметил, как к хвосту машины Леонида Орлова пристроился японский истребитель.

Что бы спасти товарища Сергей пошел в лоб на японца. У того не выдержали нервы и самурай дрогнув взмыл вверх.

В догонку Грицевец дал короткую прицельную очередь по японскому самолету. Пилот бросил свою машину в крутое пике, изображая что подбит и падает,но

Сергей понял уловку, благо испанский опыт был богатым.

Летчик ас нырнул вниз за японцем, догнал его и сбил с близкого расстояния.

Примечание

Летчика  С.И. Грицевца можно было бы назвать невероятным смельчаком и везунчиком,  если бы не нелепая случайность, на аэродроме Болбасово , которая не позволила летчику, дважды герою участвовал в Великой Отечественной войне.

Но на Рейхстаге все же была  внесена его фамилия, а расписался за его бывший однополчанин Петр Хара.

Уверена,что если бы Грицевец С.И. остался жив, он еще не раз бы достойно и круто проявил себя в горниле ВОв записав на свой счет еще десятки сбитых самолетов противника.

Сослуживцы говорили о нем

Грицевец был не только прекрасным воздушным бойцом, но и замечательным наставником.

Десятки молодых летчиков учились у Грицевца искусству ведения воздушного боя.

«Он учил их сочетать маневр и огонь: «Только секунда отводится летчику на прицельную очередь», - говорил он. - Только одна секунда

Предельно откровенный, всегда с открытой душой, он умел поддержать и подбодрить любого человека в трудную для него минуту. Отличительной чертой его характера была смелость, сочетавшаяся с мгновенной находчивостью.

Конечно судьба сложилась бы иначе стань он начальником Борисоглебской Краснознаменной военной авиашколы им. В.П. Чкалова.
Возможно, косвенно происшествие связано с его неудачным испанским псевдонимом Горев.

На сегодня все.

Благодарю всех читателей и подписчиков канала за участие.

Всего доброго.

Материал для статьи подготовила хорошая знакомая.

# Они сражались в небе Испании и Халхин-Гола

# Советские летчики герои-интернационалисты

# Интересные случаи на войне

# Герои и судьбы

# Советские летчики пред началом ВОв