Летчики- интернационалисты несли и несут большую ответственность за порученное дело, сражаясь в небе других стран.
Они учились побеждать там, понимая какая опасность практически уже стоит на пороге их Родины, и что именно они вскоре встанут на ее защиту.
Один из них Сергей Иванович Грицевец.
Война для этого парня началась задолго до 1941 года.
Родился он в июле 1909 года, белорус, выходец из крестьянской семьи деревни Боровцы ( Барановичского района).
В детстве Сергей потерял мать и двух старших братьев.
В 1936 году Сергей Грицевец окончил Одесскую школу воздушного боя, работал инструктором.
в Кировабадской школе особого назначения он готовил летчиков - добровольцев для отправки в Испанию
Сергей Иванович Грицевец летчик -интернационалист является первым дважды Героем Советского Союза.
Примечание
В наше время 5 февраля в России отмечается День памяти воинов-интернационалистов.
Полное официальное название звучит так: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества – официальная памятная дата в Российской Федерации, призванная почтить память воинов-интернационалистов, исполнявших интернациональный долг за пределами границ своей Родины.
Война в Испании
Здесь Сергей Иванович летал на истребителе И-16, испанцы называли такой самолет ,,Москас,,.
Псевдонимы «Сергио» и «Командор Серж».
Летчики воевали на истребителях, которые окрестили «чайками» и «чато» (чато — курносый — исп.)
Сильные стороны И-16, заложенные в проект во время его создания, проявились в Испании в полной мере.
Истребитель Поликарпова превосходил вражеские истребители по скорости на 60-80 км/ч, по скороподъёмности — приблизительно на 200 м/с. Его потолок также был достаточно высок.
И-16 стал первым истребителем, способным вести бои на вертикали.
Летчик Грицевец был одним из первых кто освоил борьбу с мощнейшим оружием противника — новейшими немецкими самолетами “мессершмитт-109”.
Сергей обнаружил, что И-16 превосходит “мессера” в маневренности, особенно на небольших высотах.
И уже 14 августа 1938 года он командир 5-й эскадрильи применил свою новую тактику воздушного боя на своем И-16, названную "Соколиный удар".
Она заключалась в пикировании на строй вражеских самолетов, атаки и ухода по вертикали.
Маневр был для противника очень неожиданным и ошеломляющим.
На землю упало несколько вражеских машин, объятых пламенем, группа же Грицевца в полном составе как ни в чем ни бывало возвратилась на аэродром.
И это был успех!
Реализовывался и еще один тактический прием.
На бреющем полете И-16 скрытно подходили к формации вражеских самолетов и атаковали ее снизу. За что получили от неприятеля название «крысы».
26 октября 1938 года С. Грицевец покинул Испанию, а вскоре оттуда были отозваны все советские пилоты.
В небе Испании Сергей Иванович Грицевец был самым результативным воздушным бойцом асом”. Он совершил 88 боевых вылетов с общим налётом 115 часов. Сбил 30 самолётов противника (6 лично и 24 в составе группы). Лётчики группы под его руководством сбили 85 самолётов.
В день было до пяти вылетов. Иногда он сбивал сразу по три самолета, а однажды — сбил семь! Возвратился на изрешеченном самолете практически без элеронов, с наполовину срезанным правым крылом.
Летчику асу было предложена должность начальника Борисоглебской Краснознаменной военной авиашколы им. В.П. Чкалова, но он отказывается и направляется в строевую часть на Дальний Восток.
Далее у Сергея был Халхин -Гол
Там Майор Сергей Иванович Грицевец совершил свой дерзкий по смелости подвиг.
На глазах японцев он спас подбитого командира 70-го авиационного истребительного полка майора Забалуева В.М.
Прыгая по кочкам, советский И-16 сел, не раздумывая Сергей Иванович втиснул Забалуева в свой одноместный самолет, между левым бортом и бронеспинкой. В голове была одна мысль, только бы взлететь!
Он с трудом поднял перегруженную машину в воздух и на последних литрах горючего все же дотянул до своих на аэродром.
Справка
Сталин распорядился представить летчика смельчака к геройскому званию.
“ Но,майор Грицевец уже является Героем Советского Союза”, — осторожно заметили помощники.
“За такой подвиг этот человек должен носить два таких звания!” — задумчиво заключил Сталин.
В июне Сергей Иванович назначается командиром эскадрильи новых маневренных истребителей с убирающимися шасси И-153 «Чайка».
25 августа, когда напряженные бои развернулись как на земле, так и в воздухе, было 7 воздушных схваток. В одной из них участвовало более 200 советских и японских самолетов. Бой развернулся на высоте шести тысяч метров.
В разгар боя Сергей заметил, как к хвосту машины Леонида Орлова пристроился японский истребитель.
Что бы спасти товарища Сергей пошел в лоб на японца. У того не выдержали нервы и самурай дрогнув взмыл вверх.
В догонку Грицевец дал короткую прицельную очередь по японскому самолету. Пилот бросил свою машину в крутое пике, изображая что подбит и падает,но
Сергей понял уловку, благо испанский опыт был богатым.
Летчик ас нырнул вниз за японцем, догнал его и сбил с близкого расстояния.
Примечание
Летчика С.И. Грицевца можно было бы назвать невероятным смельчаком и везунчиком, если бы не нелепая случайность, на аэродроме Болбасово , которая не позволила летчику, дважды герою участвовал в Великой Отечественной войне.
Но на Рейхстаге все же была внесена его фамилия, а расписался за его бывший однополчанин Петр Хара.
Уверена,что если бы Грицевец С.И. остался жив, он еще не раз бы достойно и круто проявил себя в горниле ВОв записав на свой счет еще десятки сбитых самолетов противника.
Сослуживцы говорили о нем
Грицевец был не только прекрасным воздушным бойцом, но и замечательным наставником.
Десятки молодых летчиков учились у Грицевца искусству ведения воздушного боя.
«Он учил их сочетать маневр и огонь: «Только секунда отводится летчику на прицельную очередь», - говорил он. - Только одна секунда!»
Предельно откровенный, всегда с открытой душой, он умел поддержать и подбодрить любого человека в трудную для него минуту. Отличительной чертой его характера была смелость, сочетавшаяся с мгновенной находчивостью.
Конечно судьба сложилась бы иначе стань он начальником Борисоглебской Краснознаменной военной авиашколы им. В.П. Чкалова.
Возможно, косвенно происшествие связано с его неудачным испанским псевдонимом Горев.
На сегодня все.
Благодарю всех читателей и подписчиков канала за участие.
Всего доброго.
Материал для статьи подготовила хорошая знакомая.
# Они сражались в небе Испании и Халхин-Гола
# Советские летчики герои-интернационалисты
# Интересные случаи на войне
# Герои и судьбы
# Советские летчики пред началом ВОв