Сегодня ночью я оказывал помощь пациенту, которому чрезвычайно повезло. Всем бы так! Он заболел в нужное время в нужном месте.
В сопроводительном листе скорой помощи запись выглядела следующим образом:
- боли в сердце с 23:40
- вызов принят в 23:50
- доставлен в реанимацию в 00:25 18 января 2024.
Таким образом, помощь пациенту была оказана просто молниеносно, и от момента появления болей до осмотра в специализированной реанимации прошло всего лишь 45 минут. На догоспитальном этапе ему была оказана квалифицированная помощь – боли полностью купированы, препараты для снижения свёртываемости крови введены, транспортировка на носилках, затем на каталке из приёмного отделения до палаты реанимации.
Дело в том, что пациент заболел, находясь на работе, а работал он водителем реанимационной бригады скорой помощи.
Сам он рассказал, что незадолго до полуночи он впервые в жизни почувствовал боли в центре грудной клетки. Вышел на улицу покурить, но стало ещё хуже – боль резко усилилась на фоне ходьбы и вдыхания холодного воздуха. Даже не закурив, он вернулся на станцию, и попросил врача из своей бригады снять ЭКГ.
А дальше дело техники. Катетер в вену, обезболивание, и срочно в реанимацию, благо, недалеко – около 3 км по пустынным ночным улицам.
Практически сразу мы подали больного на коронарографию, и в 01:00 в поражённый атеросклерозом сосуд был установлен стент. Бляшка закрывала всего лишь 70% просвета сосуда, но этого было вполне достаточное показание для стентирования, ведь наличие бляшки сопровождалось картиной инфаркта.
Дальнейшее течение заболевания неосложнённое – опасность миновала. Даже выполненное сегодня утром эхокардиографическое исследование не выявило нарушений сократимости сердца – миокард просто не успел пострадать за такой короткий промежуток времени между тромбозом сосуда и установкой стента.
А в другой статье я описал противоположную ситуацию – 70% стеноз сосуда не сопровождался характерной для стенокардии клинической картиной, и стентирование было ошибкой. Вообще, 70% стеноз - это пограничное значение, при котором тактика зависит не от размера поражения, а от других обстоятельств.
В связи с сегодняшним случаем вспоминается ещё один. Несколько лет назад ко мне в реанимацию был доставлен 60-летний мужчина. Инфаркт дебютировал фибрилляцией желудочков – пациент пожаловался на боль в груди, и почти сразу потерял сознание. Перепуганная жена вызвала скорую, и… через минуту реанимационная бригада уже была в квартире. Причём у них с собой был дефибриллятор, аппаратура для вентиляции лёгких, не говоря уже о врачебной сумке с лекарствами, которую и так берут на каждый вызов.
Как удалось приехать так быстро?
Реаниматолог бригады скорой помощи, доставивший мне пациента, рассказал, что они находились в том же доме. Их вызвала в помощь линейная бригада на клиническую смерть. Пациентку спасти не удалось, но, когда бригада уже закончила работу, им позвонили на мобильный телефон: двумя этажами выше пациент без сознания. Даже в машину спускаться не пришлось, вся аппаратура уже была с собой. А для опытной бригады «откачать» пациента с недавно возникшей фибрилляцией – это дело техники. В итоге пациент остался жив и здоров. Тот день можно считать для него вторым днём рождения.
Есть одна важная оговорка. Реанимационные мероприятия при фибрилляции желудочков могут быть и неэффективны. И это связано с механизмом, который вызвал эту аритмию.
Нарушения ритма могут возникнуть при небольшом инфаркте, и тогда фибрилляция желудочков – это всего лишь аритмия, фатальная при неоказании помощи, и легко излечимая при своевременной дефибрилляции. Совсем другой разговор о фибрилляции желудочков, возникшей в результате кардиогенного шока, осложняющего крупноочаговые инфаркты, объём поражения при которых несовместим с жизнью. В таких случаях даже правильные действия врачей неэффективны.
О фибрилляции желудочков у меня есть статья:
В одном из медицинских телеграмм-каналов недавно мне попалось интересное сообщение. Оказывается, в художественных фильмах 75% реанимаций оказываются успешны. Не лень же кому-то это было подсчитать. Впрочем, скорее всего, этим занималась нейросеть. А в жизни успешны не более 15-20% реанимационных мероприятий, и то, если выполняются врачами. Если реанимация начата обычными людьми, случайно оказавшимися рядом с пострадавшим, вероятность успеха не превышает 5% даже если бригада приедет быстро. Первые минуты критически важны.
Подписывайтесь на меня в Телеграм, там я иногда публикую материалы, которых нет в Дзене.t.me/kardiologKrulev
Статья не является руководством к действию. Требуется консультация специалиста.