Найти тему
681 подписчик

А правда психологи умеют видеть людей насквозь?

1,1K прочитали

Как-то одна подруга сказала, что в обычной жизни она опасается общаться с психологами. Вплоть до того, что избегает садиться с ними рядом, если встречает такого специалиста на каком-то мероприятии. Дескать, ей неуютно от того, что мы можем видеть человеческие души насквозь и сразу все о всех понимаем.

... но это неточно
... но это неточно

Я задумалась, насколько это соответствует действительности. Помимо этого я вспомнила свои похожие мысли лет пять назад, когда сама впервые пришла на консультацию к психологу.

Действительно, мне казалось, что она все обо мне знает. Что к концу нашей встречи она уже имела представление о состоянии моей психики и того, насколько с ней все плохо.

Помню, как обрадовалась, когда психолог предложила договориться на 10 встреч. Всего десять? - подумала я. Значит, со мной все не так уж плохо, если мне можно помочь за столь короткий срок.

Тогда я еще не знала, как ошибалась. Лишь пару лет спустя, когда я сама уже училась искусству психотерапии в гештальт-подходе, стало ясно, что это количество встреч - стандарт для договора на первой встрече.

И да - я все еще посещаю личную терапию. Хотя бы потому, что теперь это необходимо чтобы поддерживать свою психику в рабочем состоянии для моих собственных клиентов.

Так что же - мы и правда умеем видеть людей насквозь? Ответ не так прост - и да, и нет.

Художник Ник Визи "видит людей насквозь" при помощи рентгеновского оборудования
Художник Ник Визи "видит людей насквозь" при помощи рентгеновского оборудования

С одной стороны, я действительно замечаю, что за годы учебы я гораздо больше стала понимать о природе реакций человеческой психики на разные стимулы. Вплоть до того, что с интетесом наблюдаю, как разворачивается групповая динамика в родительском чате детского сада, куда ходит моя дочь.

Например, во время новогоднего утренника нескольким малышам воспитатели так надели шапки эльфов, что у них забавно топорщились уши. Одна из мам "пострадавших" довольно резко нападала на воспитателей, требуя ответа за то, что ее сын получился на фото "чебуратором".

Другая мама заступилась за обвиняемых, пытаясь ее угомонить, но та не сдавалась. В то время как мам остальных эльфов ничего не беспокоило. Нужно ли говорить, что первую маму вечно что-то не устраивало, и она часто пыталась скандалить в чате по разным поводам? И что это - ее привычный способ взаимодействия с действительностью, где она постоянно чувствует себя жертвой обстоятельств.

Иногда психологи имеют дело с "фантомными" болями. И надо уметь их вовремя опознать
Иногда психологи имеют дело с "фантомными" болями. И надо уметь их вовремя опознать

Теперь гораздо больше понимаю о том, с какой потребностью тот или иной человек заходит в контакт. Почему я выбираю одних людей и отдаляюсь от других. Но сказать, что теперь я сразу все понимаю о человеке с первого взгляда было бы большой ошибкой.

Более того, я считаю такое убеждение признаком профнепригодности психолога. Если специалист начинает работать с клиентом с этой позиции, он попросту не сможет ему ничем помочь. Ведь мы помогаем людям исследовать свою психику, а она уникальна у каждого человека.

Да, существуют определенные закономерности психического функционирования, и мы опираемся на них в своей работе. Но в одной и той же ситуации разные люди будут проявляться совершенно по-разному.

Наша задача иногда состоит в том, чтобы помочь человеку осознать природу его собственных реакций. Почему он совершает одни и те же выборы, хотя они приводят к одним и тем же результатам, не всегда удовлетворительным. Почему хочет одного, а делает другое, и так далее.

И ответ у каждого будет свой. Причем мы не имеем готовых ответов. Да, мы можем задать правильные вопросы, которые могут подсветить нужное направление. Но только живой интерес к человеку напротив нас и желание разобраться, как именно у него все устроено, делает возможным живой процесс терапии.

А вам приходилось чувствовать себя под взглядом психолога как в ренгеновском кабинете?

Читайте также: Когда нам двадцать, сорокалетние кажутся глубокими динозаврами - столько вообще не живут. И вот ты размениваешь пятый десяток и до сих пор не знаешь, кем хочешь стать, когда вырастешь. Есть ли жизнь после 40 лет? Или в сорок она только начинается?