Если повернуться спиной к Волге на Стрелке, а потом пройти за Успенский Собор в сторону Центра города по бульвару Мира, то через несколько минут ходьбы откроется Вечный огонь. В годы Великой Отечественной войны область поставляла на фронт около 760 видов оборонной продукции, Множество ярославцев было награждено за доблестный труд в тылу, и за мужество, проявленное на полях сражений. В честь тех, кто приближал нашу Победу, зажгли в Ярославле Вечный огонь.
Авторы обелиска, установленного рядом, - архитектор Г.Захаров и скульптор Л. Кербель. Открыт мемориал был 29 октября 1968 года, в день 50-летия ВЛКСМ. Огонь был зажжен от Вечного огня на могиле Неизвестного Солдата в Москве, и привезен в Ярославль. Много лет вырывается из-под земли негаснущее пламя и освещает два обелиска, две каменные плиты, с которых смотрят лица людей, которые победили фашистов. На одном обелиске - воин в каске, с оружием в руках, и высечены слова "Слава воинам-героям"; на другом - женщина в платке, и можно прочитать надпись "Слава героям труда". И ещё выбиты цифры "1941-1945".
Мы были в городе в преддверии празднования Дня Победы, поэтому застали мероприятия по подготовке к этому великому для нашего народа события.
Дальше двигаемся через Вахромеевский бульвар мимо Демидовского столпа, о котором я рассказал в предыдущей публикации, и находим ещё один памятник, посвящённый жертвам событий июля 1918 года. Не буду углубляться в историю того, что произошло (об этом можно почитать в интернете), а только вкратце отмечу, что в ночь на 6 июля отряд из сотни офицеров во главе с полковником царской армии Александром Перхуровым, которого бывший член Временного правительства, лидер подпольного "Союза защиты Родины и свободы" Борис Савинков назначил руководителем ярославского мятежа, внезапным ударом захватил склад оружия. Вскоре белогвардейцы установили контроль над центром Ярославля и его заволжской частью - Тверицами.
На их сторону перешла конная милиция. На квартирах были захвачены и убиты комиссар Ярославского военного округа Давид Закгейм и председатель исполкома городского совета Семён Нахимсон. Через сутки в отряде Перхурова было около тысячи штыков. На Ярославской Большой мануфактуре был создан Коммунистический отряд для борьбы с ними. Решением Ленина и Троцкого был образован Ярославский фронт, в город начали прибывать эшелоны с воинскими частями, артиллерией, бронемобилями и пулемётными бронеплощадками. Также для бомбардировок города власть направила аэропланы. Численность соединений Красной армии оказалась в 3-4 раза больше, чем формирований Перхурова, а по боевой технике перевес был подавляющим.
Итогом этих 16-дневных событий было то, что в охваченной восстанием части города было уничтожено до 80% всех строений. Более 600 участников восстания было расстреляно на следующий день после подавления сопротивления (21 июля), а общее число казнённых превысило 7 тысяч человек. Не мне давать оценку этим событиям, тем более у историков разное мнение о них. Одни называют это восстанием, другие - мятежом. Главное, что пострадал сам город и многие его жители.
Вернёмся к памятнику, который был открыт 21 июля 1958 года на месте старого деревянного памятника, установленного в 1918 году. Его авторами являются архитекторы К. А. Козлова и М. Ф. Егоренков. Открытие было приурочено к 40-летию тех событий. Монумент представляет собой строгую стелу из чёрного лабрадорита. В 2000-х годах с памятника были украдены все бронзовые детали, в связи с чем он был реконструирован по проекту В. П. Кириллова - выполнено новое ограждение из чугуна, а текст в венках восстановлен методом гравировки на медальонах из камня.
Совсем недалеко отсюда расположена Церковь Илии Пророка. На этом месте князь Ярослав Мудрый заложил один из первых храмов Ярославля одновременно с самим городом. ныне существующая церковь была построена в 1647-1650 годах на средства богатейших ярославских купцов братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных. Первоначально церковь Ильи Пророка стояла на территории усадьбы Скрипиных и вместе с ее постройками составляла единый ансамбль. По плану реконструкции Ярославля 1778 года Ильинская церковь оказалась в центре административной площади.
Скрипины не пожалели средств на украшение церкви. Были приобретены и заказаны прекрасные иконы, сюда же братья передали и свои иконы. Не менее роскошными были и золотая и серебряная церковная утварь. На колокольне поставлены были 5 колоколов от 106 пудов до 25 и 5 колоколов были перенесены со старой колокольни. На протяжении XIX века несколько раз росписи Ильинской церкви подвергались тем или иным незначительным поновлениям. К концу XIX века церковь обветшала очень сильно. Эта яркая достопримечательность Ярославля могла бы не сохраниться, если бы не действия ярославского предпринимателя и мецената Ивана Александровича Вахромеева.
После революции в 1920 году церковь Ильи Пророка была закрыта и передана Ярославскому научно-историческому обществу под музей. Через два года производилось изъятие церковных ценностей. До начала 1930-х годов церковь Ильи Пророка в Ярославле была открыта для посетителей. Затем она стала использоваться, в основном, как складское помещение. В этот же период началась кампания за снос церкви, но благодаря сотрудникам сектора архитектуры Главнауки П. Д. Барановского и Н. Н. Померанцева, и сотрудникам ярославского музея (особенно директора Н.В.Кузнецова) храм был спасён.
По конструкции церковь принадлежит к традиционному соборному типу храма. Это кубический четырехстолпный крестовокупольный храм на подклете, с тремя алтарными апсидами с восточной стороны. Основной четверик храма - высокий, массивный, увенчанный пятью главами на световых барабанах. С трех сторон храм Ильи Пророка окружен широкой двухъярусной галереей, которая первоначально была открытой. На галерею с севера и запада ведут богато украшенные крыльца на ползучих арках.
Фасады галерей, крыльца, шатровые покрытия придела и колокольни поражают разнообразием декоративных элементов. Каждый фасад имеет индивидуальный облик, наиболее нарядно декорированы западный и северный фасады, восточный и северный оформлены строже. Зелёные главы увенчаны золотыми крестами, из которых особенного внимания заслуживает крест центральной главы. Вместе с нарядным подзором из позолоченного железа, идущим по всему карнизу, этот крест - выдающееся произведение ярославских ковалей XVII века.
Роспись содержит много бытовых сцен. Внутреннее убранство храма дополняют золочёный резной иконостас с коллекцией древнейших икон, расписные порталы и изразцовый фриз, богатая церковная утварь.
Главки колокольни и приделов покрыты черепицей, изготовленной по старинным образцам и рецептам в мастерской ярославского керамиста-реставратора А. А. Егорова. В настоящее время храм принадлежит Кирилло-Афанасьевскому мужскому монастырю, который находится рядом.
Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.