Найти в Дзене

"Меланхолия" Альбрехта Дюрера и то что на ней изображено

Оглавление

“Меланхолия” Альбрехта Дюрера - одно из самых таинственных и, в то же время, одно из самых очевидных произведений в истории мирового искусства.

Таинственная, потому что практически невозможно определить, что именно на ней написано, а очевидная, поскольку с первого взгляда интуитивно понятно, что речь на это гравюре идет о грусти и тайне.

Правда, дальше неясно ничего. Это - тайна, которую не могли раскрыть с XVI века и теперь уже и сам Дюрер не смог бы раскрыть эту тайну, поскольку за 500 лет со дня создания гравюра обросла множеством самых разных смыслов.

Альбрехт Дюрер "Меланхолия" 1514
Альбрехт Дюрер "Меланхолия" 1514

Три “мастерские” гравюры

Дюрер создает “Меланхолию” в 1514 году. Это - одна из трех, так называемых “мастерских” гравюр. Формально они не образуют единый цикл, но связь между ними между ними есть.

Почему эти гравюры называются “мАстерскими”? Дело в том, что к этому времени Дюрер уже был почитаем, его статус как гравера был очень высок и в Германии его называли Meister, то есть, фактически, “хозяин”, “господин” гравюры, способный сделать с ней и из нее всё, что пожелает.

Свои “мастерские” гравюры Дюрер создавал на медных досках и технология их изготовления представляла собой очень трудоемкий процесс. Meister брал резец, которым он собирался вырезать рельеф гравюры, фиксировал руку и двигал дощечку. То есть, фактически не рука гравера вырезала рисунок на доске, а изображение как бы само появлялось на поверхности.

Все это требовало особого мастерства доступного только избранным.

Первая из этих “мастерских” гравюр них -”Рыцарь, Дьявол и Смерть”(1513) рассказывает о духовном пути человека. Каждый человек - воин в этом мире, едущий своей дорогой, которого постоянно сопровождают дьявол и смерть.

Альбрехт Дюрер "Рыцарь, смерть и дьявол" 1513
Альбрехт Дюрер "Рыцарь, смерть и дьявол" 1513

Песочные часы здесь символизируют утекающее время, а смерть в образе скелета с короной пытается преградить путь рыцарю, за которым неотступно следует дьявол в виде волка в овечьей шкуре. Но рыцарь, как подлинный воин, не обращает внимания на своих спутников и спокойно продолжает свой путь.

Герой второй гравюры - блаженный Иероним, которому приписывают создание латинского текста современной Библии. Кстати, есть предание, хоть и не очень достоверное, что святой Иероним также был создателем первой славянской азбуки - глаголицы.

Альбрехт Дюрер "Святой Иероним в келье" 1514
Альбрехт Дюрер "Святой Иероним в келье" 1514

Святой Иероним пишет книгу. Ясно, что это Библия. Рядом с ним лежит лев - символ мудрости и силы, но еще … и гордости. Кроме того, как и на первой гравюре, здесь присутствует собака - символ преданности и веры. Святой всегда помнит о смерти. Об этом нам говорит череп, и о Боге, на что указывает распятие на столе.

“Меланхолия” - упорядоченный беспорядок

И, наконец, третья и самая знаменитая из этих мастерских гравюр это, как раз, та самая “Меланхолия”, которую все знают и о которой достоверно никто ничего не знает.

Однако давайте, все - таки, попробуем в ней хоть как-то разобраться.

Первое, что здесь бросается в глаза - нагромождение разных предметов. Но, присмотревшись, мы понимаем, что перед нами строго организованное нагромождение.

-5

Все предметы расположены на трёх уровнях:

На первом, самом нижнем, уровне расположены инструменты, собака и шар.

-6

На втором, в середине гравюры, находятся: лицо девы по имени “Меланхолия”, ангелочек и магический кристалл.

-7

Здесь стоит сразу отдельно оговориться насчет “ангелочка”.

Он - не настоящий ангел, в высоком христианском значении (им уж скорее является, сама “Меланхолия”), а именно “ангелочек”, предшественник будущих многочисленных барочных ангелочков “путто”, своего рода смесь ангела с античным языческим купидоном, символизирующими чаще всего чистую, но вполне земную любовь.

Наконец наверху, на третьем, высшем, уровне гравюры находятся: море, небо, комета, надпись “melancholia I”, летучая мышь и радуга.

-8

Очевидно, что каждый из этих трех уровней имеет свой символический смысл и существуют самые разные трактовки того, что именно они символизируют. Рассмотри некоторые из них.

Три уровня познания

Прежде всего, это - три уровня познания.

На самом нижнем уровне - познание мира телом, которое символизируют находящиеся на этом уровне рука девы Меланхолии, держащая циркуль и предметы ремесла: рубанок, нож и т.д.

Это самый низкий, земной уровень познания. Его максимальным результатом может стать мастерство, которое символизирует на гравюре идеально круглый шар.

-9

К этому же, земному, уровню познания Дюрер относит и практический разум, способный исследовать физические закономерности нашего мира, то есть то, что через лет сто после него назовут естественными науками. Но такое знание все же является высшей ступенью познания телом и поэтому символизирующая его рука с циркулем находится уже на границе со следующим уровнем.

-10

Но в то же время, уже в этом самом низшем и земном уровне знания содержатся крупицы высших истин, на что указывают четыре гвоздя у ног Меланхолии, напоминающие о гвоздях которыми был прибит к кресту распятый Христос.

-11

Циркуль в руках Меланхолии связывает нижний уровень знания со средним - сознанием, разумом, которые символизирует магический кристалл. Это уже не просто практические знания ученого и ремесленника, это глубокое знание секретов мира доступное только мудрецам. И это высшее знание, которого может достичь человек своими силами.

-12

Именно на это уровне находится и голова Меланхолии. Здесь же, около нее, сидит и тот самый ангелочек, символизирующий высший уровень земной любви. Любой любви, в том числе и любви к знанию.

Магический кристалл в центре гравюры связывает этот уровень со следующим высшим уровнем познания - познанием духом. Это уже небесное знание: поэтому там перед нами радуга - знак Бога и комета, одно из значений которой, свет высшего знания, которое невозможно постичь чистым интеллектом.

-13

Это божественное знание и получить его человек может только как откровение свыше и, конечно, только пройдя все предшествующие уровни познания мира.

Связывают все эти три уровня познания (а также, конечно и три разных уровня бытия) башня за спиной Меланхолии, символизирующая весь мир и прислоненная к ней лестница, указывающая путь восходящего познания - от земного к небесному.

Три разных меланхолика

Другая метафора заложенная в гравюру это - три типа меланхоликов.

Известно, что с древних времен было принято делить всех людей по темпераменту на 4 типа: холерики, сангвиники, флегматики и, наконец, меланхолики.

-14

Считалось, при том, что именно меланхолики - это творческие люди, выбирающие себе не самые непрактичные занятия. Но среди самих меланхоликов выделяли три разных группы со своей иерархией.

Низшая группа это - меланхолики, у которых наиболее развита эмоциональная составляющая: художники и поэты, а позже сюда добавились также и композиторы.

На втором уровне, располагаются меланхолики с более практическим умом. Можно сказать меланхолики-организаторы, к которым относились деятели церкви, прежде всего ее иерархи(аббаты и епископы), и политики.

На третьем, высшем уровне находятся меланхолики, живущие духовной жизнью: ученые, философы, мыслители.

Как мы видим, в принципе, тут не никаких противоречий с предыдущей трактовкой, так как каждый из трех типов меланхоликов находится па своем, соответствующем ему, уровня познания бытия.

Альбрехт Дюрер и философский камень

Но прежде чем делать какие-то окончательные выводы, давайте поговорим немного подробнее об отдельных деталях гравюры:

Во-первых, конечно, нас должен заинтересовать магический кристалл, занимающий в прямом смысле центральное место на гравюре.

Дюрер делает стереометрическим "евклидов многоугольник"  напрямую связанный со средневековыми доказательствами существования Бога.
Дюрер делает стереометрическим "евклидов многоугольник" напрямую связанный со средневековыми доказательствами существования Бога.

Это, конечно, алхимический символ - то самый философский камень, находившийся в центре всех изысканий алхимиков Этот камень часто сводят лишь к средству превращения металлов в золото, подозревая средневековых алхимиков в банальном корыстолюбии. Но это, мягко говоря, очень узкое понимание как значения философского камня, так и смысла алхимии в целом.

Превращение металла в золото было для настоящих алхимиков лишь прикладной задачей, относящейся к мастерству, то есть тому самому низшему, практическому и материальному уровню как самого бытия, так и его познания, который на гравюре находится под магическим кристаллом.

Не правда ли комната алхимика на этой картине немного напоминат кель св. Иеронима Дюрера? Или наоборот? Не считал ли Дюрер св. Иеронима своего рода алхимиком?
Не правда ли комната алхимика на этой картине немного напоминат кель св. Иеронима Дюрера? Или наоборот? Не считал ли Дюрер св. Иеронима своего рода алхимиком?

Главной целью подлинного алхимика было достичь такого знания, которое позволяло бы превращать низшее в высшее, материальное в духовное, а временное, подлежащее тлению и значит иллюзорное в своем существовании, в вечное, в то что обладает подлинным и непреходящим бытием. И превращение в золото, в данном случае, лишь метафора, которой скрывается более высокий смысл. Что, конечно, не отменят попыток алхимической золотодобычи в прямом и буквальном значении.

Для Дюрера магический кристалл это - вершина интеллектуального познания тайн мира и такой вершиной для него, как им многих людей его времени является алхимия.

Ведь, кроме прочего, в эпоху Возрождения алхимия была попыткой синтезировать между собой веру и знания. Христианские (прежде всего католические) догматы с новым естественнонаучным знанием и поэтому многие видели в ней высшую из наук.

Поэтому путь к подлинному знанию, открывающему доступ к общению с самим Богом, идет для Дюрера через магический кристалл, через высшую мудрость которая достигается через алхимический синтез высшего мастерства, познания умом и постижения догматов веры.

Лестница и башня

Другим важным элементом гравюры является прислоненная к башне за спиной Девы лестница, соединяющая небо и землю. Эта лестница - путь к Богу. Вспомним описание сна библейского патриарха Иакова из книги “Бытия”: “И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака”(Быт.28:12-13).

Кстати, я уверен, что вы догадались, что весы - символ судбы.
Кстати, я уверен, что вы догадались, что весы - символ судбы.

Собственно в этом и есть главная роль лестницы на гравюре - показать куда ведет человека путь познания и к чему должны быть направлены его стремления - к общению с Богом, стоящим где-то там на вершине лестницы и уже за пределами гравюры.

Лестница прислонена к башне занимающей собой всю правую от нас половину изображения заполняющую ее снизу доверху. Собственно, тут важно, что мы видим лишь часть этой башни, фактически только ее подножие. Остальная часть находится уже за пределами гравюра и недоступна нашему взору.

Как уже было сказано выше, эта башня символизирует собой все бытие, которое гораздо больше нашего мира и нам здесь доступно лишь частичное его познание.

Тем не менее и это не мало.

Различные символы на башне могут нам многое рассказать. Как о нашем мире, так и о том, что находится выше него.

Магия чисел.

Особенно интересен тут магический квадрат на башне, над которым висит явно церковный колокол, а сбоку - песочные часы, очевидный символ постоянно утекающего времени.

Время на часах истекло ровно на половину. Да и весах рядом равновесие. А в квадрате, кстати, числа Фибоначчи, что тоже гармонию и равновесие.
Время на часах истекло ровно на половину. Да и весах рядом равновесие. А в квадрате, кстати, числа Фибоначчи, что тоже гармонию и равновесие.

Точное значение этого квадрата, конечно же неизвестно, но кое-что о нем сказать можно с некоторой долей уверенности. Известно, что сумма всех чисел в клетках внутри квадрата равна 34 и конечно же это не случайно.

Во-первых, это число отсылает к воскресению Христа, который прожил на земле 33 года, а был распят и воскрес на 34-м году своей жизни. Поэтом, кстати башня это ещё и церковь, которую по обещанию Христа никто не может одолеть, даже само время, поскольку ее вершина уходит в вечность.

Но есть и другой момент, самому Дюреру в год создания гравюры, 1514, было, в свою очередь 43 года. Точнее начал он её создавать на 43-м году жизни. Дюрер всю жизнь, образно говоря, “примерял” Христа на себя, о чем говорит хотя бы его знаменитый автопортрет в образе Спасителя, известный также под названием “«Автопортрет в одежде, отделанной мехом»” и написанный задолго до “Меланхолии” ещё в 1500-м году.

Альбрехт Дюрер "Подробнее Автопортрет в одежде, отделанной мехом". 1500
Альбрехт Дюрер "Подробнее Автопортрет в одежде, отделанной мехом". 1500

Но 43 это ведь зеркальное отображение 34, таким образом можно говорить о том, что квадрат содержит двоякое указание, как на Христа, так и на самого Дюрера. Но это в свою очередь, в свою очередь, говорит и двух природах Иисуса - божественной, представленной самим Христом и человеческой, представителем, которой в данном случае делает себя Дюрер.

Но и, наоборот, тоже и самого себя, как и вообще любого человека, Дюрер понимает как соединение божественного и человеческого, земного и небесного. Ну и, конечно, как христианин, он рассчитывает на свое воскресение после смерти, вслед за Христом.

Мысли печальной Девы и то чего никто не знает.

Однако на воскресение он рассчитывает не только после смерти, но и жаждет своего воскресения, только духовного, прямо сейчас, уповая на Бога, способного, открыть человеку свои тайны и вывести его из того состояния уныния, о котором, в конечном итоге и рассказывает гравюра.

Не рассказал: про мышь, надпись, радугу, весы, щит и многое другое.....
Не рассказал: про мышь, надпись, радугу, весы, щит и многое другое.....

Об этом и размышляет, видимо, печальная крылатая дева на гравюре. Подлинно невозможно сказать, кто она такая именно и мы даже не знаем её имени. Может она олицетворяет саму меланхолию, а может человеческую душу, привязанную телом к земле, но имеющую крылья, чтобы взлететь на небо.

Еще раз, в заключение, оговорюсь, что, конечно, это не единственно возможная трактовка того, что изображено на этом, одном из самых загадочных произведений в мировом искусстве. И поэтому эта вещь регулярно наводит меланхолию на всех её исследователей.

Естественно, это далеко не все, что можно сказать об этой маленькой гравюре. Но мой текст и так получился довольно большим для интернета и, если вы дочитали его до конца, значит, возможно мне удалось найти в “Меланхолии” что-то важное для вас.

А ведь собственно в этом и есть цель нашего общения с искусством - найти в нем, что-то важное именно для нас. Обо всем остальном можно и в комментариях поспорить….

Илья Хаськович

ТЕЛЕГРАМ -КАНАЛ "ПРОВОКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ" - Еще больше интересного каждый день