Когда сегодня мы пытаемся описать либертарианскую философию, мы неизбежно проводим параллели с отцами-основателями США, которые, совершили прорыв с точки зрения политического устройства общества. В этой статье мы не будем разбирать события и процессы, связанные с построением американской республики, мы лишь проанализируем, насколько похожи идеи классического либерализма и либертарианства внутри политического контекста, где сегодня можно заметить явные различия, а также как избежать ошибок прародителей Америки.
Основные идеи
Отцов-основателей совершенно справедливо можно называть фигурами, которые изменили наш мир. Американская война за независимость — это война старого света против света нового. Война имела не только физический характер, но и несла в себе множество смыслов. Например, она помогла показать всему миру, как воплотить свободу в реальную жизнь, ведь в итоге мы получили два беспрецедентных документа — Конституцию, а ранее Декларацию о независимости. Оба документа показали, как должен и может создаваться общественный договор, совершенно свободный и не навязанный кем-то сверху.
Общественный договор
Идея общественного договора заключается в том, что при помощи него создаются общие правила, обязанности и условия, в которых будет строиться дальнейшее сотрудничество общественных субъектов, принимающих эти правила. Обязательным условием при этом будет то, что такой договор не может быть навязан сверху вниз, то есть не может быть навязан субъектом обладающим силой для подчинения остальных субъектов, ведь в таком случае у нас не будет уверенности, что данный договор подписан добровольно, а не под действием этой силы. Он должен идти снизу вверх, то есть каждый субъект должен быть поставлен в условия, где он может выбрать, принимать ему представленные правила или нет. Так, мы можем заявить, что одна из целей общественного договора — это создание власти (или государства), а не, как принято думать, её контроль. Конечно, общественный договор может заключать положения контролирующие действия этой самой власти, но как он будет её контролировать, если изначально не создал? Именно поэтому многие документы разных стран, представленные в виде Конституций и заявляющие себя, как договор между обществом и государством — по факту договором не являются, они лишь символизируют этот договор. Такого не скажешь, когда речь заходит о Конституции американской, ведь все 13 колоний имели полное право не ратифицировать документ на своей территории, то есть не принимать правила и остаться независимыми субъектами, но не сделали этого, так как решили объединиться под одним договором, который стал контролировать их отношения. Можно заявить, что генезис этих общественных субъектов, то есть колоний, не был добровольным и являлся результатом деятельности английских колонизаторов на определенных территориях, это не совсем так. Образование 13 колоний, как территориальных единиц, конечно, заслуга предпринимателей и рабовладельцев, которые приехали со старого света. Однако в ходе войны за независимость, появления Конституции и наделения людей правами появилось то, что либертарианцы называют возможностью гомстеда (присвоения), и именно она стала гарантировать свободу ассоциаций и добровольность образования государства, о чем мы поговорим чуть позже.
Все мы знаем, что отцы-основатели имели четкие принципы, основанные на идеологии классического либерализма, то есть на свободе конкуренции, свободе личности и минимальном государстве. Вот так выглядят основные, а возможно даже революционные положения декларации о независимости:
- Все люди сотворены их создателем равными и имеют от рождения равные права на жизнь, свободу, собственность и стремление к счастью.
- Власть исходит от народа (общественный договор – это основа устройства общества), народ имеет право на установление власти и ее наилучшей формы. Естественные права человека, данные ему от рождения, выше законов, принятых государством.
- Если установленная народом власть начинает противоречить его интересам, то он имеет право расторгнуть общественный договор и свергнуть такую власть (король Англии нарушил естественные права американского народа – отсюда 27 пунктов обвинений в его адрес).
Идея о равных правах, народовластии, собственности, а также упомянутая выше возможность гомстеда заставила весь старый свет сломя голову инвестировать в Штаты. Распространенно мнение, якобы Америку создавали бывшие английские преступники разного толка, это не совсем так, ведь предложение о новом свободном эксперименте вызвало интерес не только у беглых преступников, но и у несвободной в Европе интеллигенции, путешественников и предпринимателей, практически каждый тогда мог найти свои интересы на североамериканском континенте. Каждый хотел приехать и найти общество, которое будет отвечать его запросам, его представлениям о свободе, его ценностям и идеалам, а если такого общества еще создано не было — создать своё, куда будут приезжать и инвестировать схожие тебе по ценностям люди.
Всё, что я описал — является той самой возможностью гомстеда, то есть освоением незанятых территорий и построением на ней собственного общества, города или целого субъекта, который будет устанавливать свои правила, не нарушая при этом добровольности, свободы ассоциаций и свободы выхода.
Ошибки отцов-основателей
Здесь и начинается конфликт, который привел к основным ошибкам, допущенным отцами-основателями. Они придерживались концепции естественных прав, то есть идеи, что каждый человек наделен правами с рождения от Бога или какой-либо высшей силы, при этом никто не мог гарантировать человеческую само принадлежность, то есть гарантии собственности на свое тело и распоряжение им, что не исключало рабовладельцев из правового поля. Даже в прогрессивной на то время Конституции этого записано не было, во многом потому, что Штаты типа Вирджинии строились на рабском труде, поэтому на тот момент при записи этого пункта в Конституцию, никто бы не поддержал и не ратифицировал её на своей территории. Помимо проблем рабовладения, появилась проблема местного населения Америки, которая вылилась в не самую приятную страницу в истории США. Геноцид индейцев был явной ошибкой и должен признаваться всеми, однако моральный аспект не должен накладываться на правовой, и не должен исключать уникальность идеи гомстеда. Когда первопроходцы шли покорять неизведанные территории запада, ни у кого не было возможности контролировать, насколько честно заселяются территории, насколько честно создаются общества, которые впоследствии станут американскими штатами, однако сегодня такая возможность у нас есть, а все территории земли давно изучены мировым сообществом.
Таким образом, Штаты показали всему миру, как надо организовывать идею общественного договора, показали уникальность идеи создания новых свободных республик. Но одновременно с этим они превозносили идеи свободного человека, но не могли контролировать рабовладельцев, превозносили идеи гомстеда, но не могли контролировать переселенцев, превозносили идеи естественных прав человека, но не понимали, что они будут противоречить правам человека в отдельном Штате. Все эти недопонимая, устраняет современная либертарианская философия.
Сходства, различия, политический контекст
Многие думают, что либертарианство — это сложная философия о свободном рынке и действии общества вне государства, однако это не совсем так. Свободный рынок и постепенный отказ от государства являются лишь инструментами для сохранения свободного общества. Во главу стола либертарианцы, как и отцы-основатели, ставят общественный договор, однако он не должен являться таким же объемным документом, каким была американская Конституция. В сущности, этот договор может быть представлен по-разному, но он обязательно должен гарантировать два базовых принципа, из которого уже будут вытекать другие:
- Полный отказ от агрессивного насилия или свобода от агрессивного насилия против личности и собственности (он же NAP — non-aggression principle)
- Право собственности на собственное тело и его неотъемлемость, то есть возможность человека самостоятельно решать свою судьбу, свобода распоряжения свои телом.
Соблюдение этих двух простых и понятных всем правил даёт гарантии на функционирование свободного общества. Так как эти правила уже включают в себя право на свободу ассоциаций, свободу выхода, право на самооборону и право гомстеда. Все остальные правила должны регулироваться внутри созданных субъектов в виде контракта, тем самым права не будут противоречить друг другу.
Да, большинство либертарианцев не придерживается концепции естественных прав, право должно возникать в виде договора между субъектами правовых отношений и строиться в рамках общественного договора, описанного мной выше. То есть любые права и обязанности должны возникать в результаты отношений людей внутри конкретной юрисдикции (штат, субъект, регион) и должны гарантировать свободу от насилия и собственность на тело. Возникать подобные юрисдикции будут как раз из-за возможности гомстеда.
Я уже говорил, что политический контекст сегодняшнего мира позволяет нам воссоздать правовую практику гомстеда, так как территории всей планеты уже известны, именно поэтому либертарианцы продолжают эту идею и выступают за поддержку создания новых юрисдикций, которые будут конкурировать с другими с целью определения наилучшего общественного устройства внутри одной страны. Идея собственности на своё тело исключает возможность появления внутри юрисдикций рабов, так как в рамках свободы ассоциации человека нельзя принудить находиться у кого-то в собственности, он всегда должен иметь свободу выхода.
Помимо выше описанных отличий либертарианства от идей отцов основателей, самым заметным будет то, как эти философии трактуют отношение к государству. Либертарианцы видят в государстве первого и самого главного агрессора, который постоянно нарушает основное правило — NAP, поэтому не может легально существовать в рамках правового поля. Отцы-основатели во многом понимали это, поэтому стремились к уменьшению роли государства в жизни человека, однако во многом им не удалось создать институты и инструменты, ограничивающие разрастание его масштабов. Попытки сделать это были, например, право на гражданское оружие в США до сих пор гарантирует людям свободу от захвата власти тираном или диктатором.
Таким образом, принимая отказ от агрессивного насилия и право собственности на свое тело, мы сможем избежать ошибок отцов-основателей и построить более уникальное и свободное общество, чем являлись Штаты в период их основания. По своей сути либертарианство является продолжением и логическим завершением идей отцов-основателей, которое отлично подходит под политический контекст современного мира.
Спасибо, что читали!