Новые нормы ограничивают количество звонков от кредиторов, а также обязывают коллекторов представляться и рассказывать о структуре долга.
1 февраля 2024 года вступают в силу нормы, уточняющие способы взаимодействия коллекторов с должником, рассказал агентству «Прайм» адвокат, преподаватель Финансового университета Кирилл Данилов.
Теперь кредитор или его представитель может общаться с должником через:
- личные встречи, телефонные переговоры;
- автоматизированного интеллектуального агента — звонки будут записываться, а должник имеет право переключиться на живого человека;
- телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и другие сообщения, в том числе через Госуслуги — в последнем случае должник должен дать своё согласие;
- письменную корреспонденцию по месту жительства или месту пребывания должника, которая доставляется почтальонами, курьерами или курьерскими службами доставки.
По соглашению сторон возможны и другие способы взаимодействия. Должник вправе в любой момент отказаться от согласованного способа взаимодействия, сообщив об этом через нотариуса, по почте заказным письмом, по адресу электронной почты кредитора или его представителя.
Коллекторы не имеют права взаимодействовать с должником:
- в рабочие дни с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни с 20 до 9 часов по местному времени;
- через личные встречи более одного раза в течение недели;
- по телефону более одного раза в сутки, более двух раз в течение календарной недели и более восьми раз в течение календарного месяца.
Сначала коллектор должен сообщить должнику имя и индивидуальный идентификационный код, присвоенный кредитором. Если кода нет — фамилию, имя и отчество лица, осуществляющего такое взаимодействие. Кроме того, должнику должны назвать данные кредитора или его представителя. Коллектор обязан сообщить сведения о наличии просроченной задолженности, в том числе об её размере и структуре.
Как должнику взаимодействовать с коллектором
При первой личной встрече с коллектором юрист советует попросить его предъявить документ, удостоверяющий личность, а также доверенность, подтверждающую его полномочия. «Зафиксируйте информацию из этих документов, после чего свяжитесь с кредитором и уточните информацию о привлечении коллектора», — говорит Кирилл Данилов.
Должник вправе встречаться и вести переговоры с коллекторами только через адвоката, а также вовсе отказаться от такого взаимодействия, но не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки.
Что делать, если коллектор нарушает закон
Если коллекторы нарушают закон, то стоит сделать аудиозапись разговора, текстовые сообщения — сфотографировать, а также запросить детализацию звонков у оператора. «Помните, что психологическое давление на должника тоже запрещено», — предупреждает адвокат.
После этого нужно обратиться в управление Федеральной службы судебных приставов, а также в полицию или прокуратуру. Коллекторов можно привлечь к административной и уголовной ответственности. Максимальное наказание — лишение свободы до десяти лет со штрафом до 5 миллионов ₽.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной