Найти в Дзене
Музклассы.рф

Что такое сонатная форма в музыке?

В этой шпаргалке мы расскажем о сонатной форме и самых основных ее аспектах: когда появилась сонатная форма, в чем ее особенность, как эта форма строится. Сонатная форма — непростое понятие для осознания, поэтому мы подготовили наглядные схемы и добавили примеры музыкальных произведений в сонатной форме. На фото: рояль «Соната» российского производителя «Азия Мьюзик Компани». Что такое сонатная форма? Сонатная форма — это такая музыкальная форма, в которой есть три раздела: экспозиция, разработка и реприза. Музыкальные темы сначала представляются, потом разрабатываются (видоизменяются) и повторяются. Важно понимать, что сонатная форма — это не жанр музыкального произведения, а только его форма! Форма — это строение произведения, тип структуры, а жанр — образная составляющая. Смысловое наполнение сонатной формы может быть любым, но структура всегда одинаковая. Сонатная форма обладает огромными возможностями для композиторов, так как позволяет объединить контрастный материал. Основная ид
Оглавление

В этой шпаргалке мы расскажем о сонатной форме и самых основных ее аспектах: когда появилась сонатная форма, в чем ее особенность, как эта форма строится. Сонатная форма — непростое понятие для осознания, поэтому мы подготовили наглядные схемы и добавили примеры музыкальных произведений в сонатной форме.

На фото: рояль «Соната» российского производителя «Азия Мьюзик Компани». Превосходные акустические качества фортепиано «Соната», тембр и богатство их звучания отлично подходят для сольного исполнительства, занятий в музыкальных школах и для домашнего музицирования
На фото: рояль «Соната» российского производителя «Азия Мьюзик Компани». Превосходные акустические качества фортепиано «Соната», тембр и богатство их звучания отлично подходят для сольного исполнительства, занятий в музыкальных школах и для домашнего музицирования

На фото: рояль «Соната» российского производителя «Азия Мьюзик Компани».

Что такое сонатная форма?

Сонатная форма — это такая музыкальная форма, в которой есть три раздела: экспозиция, разработка и реприза. Музыкальные темы сначала представляются, потом разрабатываются (видоизменяются) и повторяются.

Важно понимать, что сонатная форма — это не жанр музыкального произведения, а только его форма! Форма — это строение произведения, тип структуры, а жанр — образная составляющая. Смысловое наполнение сонатной формы может быть любым, но структура всегда одинаковая.

Сонатная форма обладает огромными возможностями для композиторов, так как позволяет объединить контрастный материал. Основная идея этой формы — конфликтность. Она проявляется с самого начала: две основные темы сонатной формы контрастны и представлены в разных тональностях. Они друг другу противоречат, создавая своеобразное противоборство.

История сонатной формы очень длинная: появлялась эта форма постепенно, проходя разные этапы становления. Предшественником является барочная двухчастная форма, старинная сонатная форма, а четкий эталон сложился уже в последней трети XVIII века в творчестве венских классиков.

В этой шпаргалке мы будем говорить о классической сонатной форме, об образце.

Где встречается?

Сонатная форма применяется в основном в инструментальной музыке. Чаще всего в ней пишутся первые части сонат, симфоний, квартетов или трио, концертов, увертюр. Отсюда происходит другое название для первой части таких произведений — «сонатное allegro», потому что в классической традиции первая часть пишется в быстром темпе и в сонатной форме.

Реже сонатная форма встречается в других частях крупных произведений: в финале (IV часть), во второй части. Во времена романтизма распространилась идея написания отдельных произведений в сонатной форме (баллада, фантазия). Однако основным, классическим применением можно назвать первую часть крупных инструментальных произведений.

Строение сонатной формы

Классическая сонатная форма состоит из трех частей: экспозиция, разработка и реприза. В экспозиции и репризе звучат основные темы (главная и побочная), а на территории разработки эти две темы взаимодействуют. Теперь расскажем подробно о каждом разделе.

Три раздела сонатной формы, наглядно выражен тональный контраст партий
Три раздела сонатной формы, наглядно выражен тональный контраст партий

Экспозиция

Ее основная функция — показ, изложение материала. Она состоит из двух больших партий: главной и побочной. Каждая из этих партий делится на две части:

  • главная партия (ГП): основная часть + связующая;
  • побочная партия (ПП): основная часть + заключительная.

В основных частях находятся самые важные темы в сонатной форме: главная тема и побочная тема.

Важно не путать партию, часть и тему! Партия — это часть, меньше целого. Тема — еще меньше, чем партия.

-3

Между главной и побочной темами создается огромный контраст: они написаны в разных тональностях, отличаются по характеру, фактуре, динамике. В классической сонатной форме есть четкие правила для тонального соотношения тем. Если главная тема написана в мажоре, то побочная в экспозиции будет звучать в тональности мажорной доминанты, то есть пятой ступени. Если главная тема написана в миноре, то побочная появится в параллельном мажоре.

В основной части главной партии (главной теме) содержится основное зерно. Часто именно эта тема задает характер всей сонатной форме, в ней заложен главный импульс. Поскольку в экспозиции главная и побочная темы написаны в разных тональностях, композитору нужно время, чтобы смодулировать, то есть перейти из одной тональности в другую. Эту роль выполняет связующая часть, она буквально связывает две темы.

Побочная партия оппонирует главной партии во всем. В этот момент в произведении появляется новая тональность, новый тематизм. Побочная тема излагается в основной части побочной партии. Часто она более мягкая, певучая. Основная задача всей побочной партии — затормозить развитие, разрушить равновесие. Заключительная часть подводит итог экспозиции, закрепляя новую тональность (тональность побочной темы).

Разработка

Средний раздел сонатной формы чаще всего написан в форме разработки. Это крупный раздел, в котором взаимодействуют темы, появлявшиеся в экспозиции. Для этой части нет четких рамок и правил, основная задача — выразить неустойчивость. Темы показываются в новом качестве, они видоизменяются, преобразовываются очень разными способами. Может измениться все: размер, ритм, направление мелодии, тональность.

На территории разработки с темами может произойти любое изменение
На территории разработки с темами может произойти любое изменение

Редко бывает, что разработка и вовсе отсутствуют, тогда такую сонатную форму называют двухчастной (только экспозиция и реприза). Еще один вариант: вместо разработки появляется эпизод. Эпизод — изложение и развитие кардинально нового материала, не имеющего никакого отношения к темам экспозиции. Однако в классическом варианте сонатной формы средняя часть — это разработка.

Пример сонатной формы без разработки: Людвиг ван Бетховен, соната для фортепиано № 5, II часть.

Пример сонатной формы с эпизодом: Дмитрий Шостакович, симфония № 7, I часть.

Реприза

Третий раздел сонатной формы, заключительный. По своему строению очень похож на экспозицию: также появляются две партии (ГП и ПП) со своими темами. Главное отличие от экспозиции: вся реприза звучит в одной тональности — основной, в тональности главной темы. Тот контраст, который был поставлен в экспозиции и нагнетался в разработке, получает свое разрешение в репризе. Основная часть главной и побочной партий написаны теперь в одинаковой первоначальной тональности.

Наглядно все эти изменения можно посмотреть на схеме.

-5

Пример обычной классической сонатной формы: Вольфганг Амадей Моцарт, симфония № 39, I часть

Таким образом, сонатная форма, разработанная в классическом периоде, считается выдающимся и универсальным достижением. Она открывает возможности для выражения глубоких эмоций в музыке. Композиторы последующих эпох вплоть до наших дней используют ее принципы, изменяя их, но сохраняя основные идеи формы.