18 января 2024 года Госдума одобрила в первом чтении законопроект о запрете иномарок в такси.
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, Президент РФ Владимир Путин в июне 2023 года утвердил перечень поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 4 апреля 2023 года.
«Рассмотреть вопрос о разработке и применении требований к локализации производства автомобилей, используемых при оказании услуг по перевозке пассажиров легковым такси и услуг каршеринга, с учетом возможных объемов их производства российской автомобильной промышленностью», — говорилось в одном из пунктов этого документа.
Доклад на этот счет должны были представить до 1 августа 2023 года, ответственным назначен премьер-министр Мишустин.
В итоге 9 ноября 2023 года сенатор Совета Федерации Андрей Кутепов и депутат Госдумы РФ Владимир Гутенев внесли на рассмотрение Госдумы соответствующий законопроект. Согласно тексту проекта, действующую редакцию закона о такси предлагается дополнить новой частью 7:
«7. Законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться требования к уровню локализации транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, в виде совокупного количества баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, но не ниже, чем минимальный размер требований к уровню локализации транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, который устанавливается нормативным актом Правительства Российской Федерации. Требования к уровню локализации транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, устанавливаются законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом региональных особенностей и структуры парка транспортных средств, категорий транспортных средств, а также иных критериев. При этом требования к уровню локализации транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, должны быть установлены законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации не позднее, чем через шесть месяцев после установления нормативным актом Правительства Российской Федерации минимального размера требований к уровню локализации транспортных средств, используемых в качестве легкового такси. Правительство Российской Федерации также вправе установить своим нормативным актом категории транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, на которые не распространяются требования о локализации».
Таким образом, в случае принятия поправок, Правительство установит минимальные требования к уровню локализации автомобилей такси на федеральном уровне. В свою очередь, регионы России наделят правом самостоятельно устанавливать требования к локализации автомобилей такси, но они должны быть не ниже, чем федеральные требования.
Как говорится в пояснительной записке, поправки позволят создать баланс "между потребностью рынка в поддержании и обновлении парка транспортных средств, используемых в качестве легковых такси, и необходимостью поддержки и развития отечественной автомобильной промышленности как одного из ключевых секторов экономики".
"Таким образом, при введении в будущем обязательных требований по локализации к автомобилям, используемым в качестве легковых такси, будет сформирован значительный (порядка 100 тыс. автомобилей ежегодно) рынок сбыта для отечественных автопроизводителей со стабильным спросом. Тем самым будут простимулированы продажи и производство российских легковых автомобилей", - считают авторы законопроекта.
Вместе с тем, в пояснительной записке подчёркивается, что требования не коснутся автомобилей такси, которые находились в эксплуатации до вступления в силу этих поправок.
Кроме того, Правительством сможет делать исключения для некоторых категорий транспортных средств. В качестве примера авторы документа приводят такси бизнес-класса, где иномарки пока в принципе не заменить отечественной продукцией.
"Так, например, на сегодня нецелесообразно распространять требования о локализации на транспортные средства стоимостью более 4 млн руб., используемые в качестве легковых такси для пассажирских перевозок повышенной комфортности: «бизнес-класс» и выше (стоимость автомобилей «Мерседес-Бенц» классов С и Е, традиционно используемых для таких перевозок, на ноябрь 2023 года составляет соответственно от 5 и от 6 млн руб., для автомобилей 2021-2022 года выпуска). Это связано с тем, что на сегодняшний день не обеспечено предложение высоколокализованных автомобилей данной категории. Подобное исключение позволит обеспечить непрерывность оказания пассажирских перевозок повышенной комфортности с учетом отсутствия в настоящее время у отечественных автопроизводителей моделей легковых автомобилей, соответствующих указанной категории перевозок", - говорится в пояснительной записке документа.
Правительство поддержало данный законопроект, но с рядом замечаний.
"В пояснительной записке не представлено достаточно сведений, позволяющих оценить социально-экономические, финансовые и иные последствия реализации предлагаемого законопроектом решения для субъектов предпринимательской деятельности (в частности, для перевозчиков легковым такси и для таксомоторных парков). Кроме того, для учета региональных особенностей парка транспортных средств представляется целесообразным предоставить высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации право устанавливать минимальное количество локализованных транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, и предусмотренные законопроектом требования к уровню их локализации. При этом полагаем целесообразным также предусмотреть возможность дифференциации указанных требований в зависимости от особенностей и структуры парка транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, на территории различных муниципальных образований субъекта Российской Федерации, класса соответствующего транспортного средства, а также иных критериев. Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом указанных замечаний до внесения в Государственную Думу", - говорится в официальном отзыве Правительства на текст законопроекта.
18 января 2024 года поправки рассмотрели в первом чтении Госдумы. В ходе пленарного заседания авторы документа отметили, что его направляли во все регионы РФ - 71 субъект инициативу концептуально поддержал. Однако, у депутатов возникло много вопросов и замечаний по сути данных поправок.
Так, критику высказал депутат Леонов. Его не устроило, что в документе прописаны требования к локализации автомобилей, но нет никаких требований к безопасности.
"Я понимаю, что вы приводите в качестве примера другие страны, где в такси работают автомобили местного производства. Но эти автомобили и безопаснее, чем, к примеру, Лада", - заявил Леонов.
Депутат Куринный заявил о том, что принятие поправок может вновь повысить стоимость проезда в такси, то есть - в итоге за эти ограничения заплатят обычные пользователи такси. Также он призвал установить требования к соотношению "цена-качество", приведя в пример автомобили "Москвич" - по его словам, в Китае эти модели стоят "в два раза дешевле, чем у нас".
Несмотря на критику, в итоге законопроект был одобрен депутатами в первом чтении. Высказанные замечания авторы пообещали устранить ко второму чтению.
"Принятие закона позволит поддержать отечественный автопром и создать дополнительные условия для его развития, появления новых рабочих мест. Надо помогать своим, российским производителям и сделать все, чтобы автомобилестроение в нашей стране стало успешной, конкурентной отраслью промышленности", — подчеркнул Председатель ГД Вячеслав Володин.
Таким образом, в случае принятия данного законопроекта использование в такси иномарок, а также моделей, производимых в РФ, но имеющих низкую локализацию, будет ограничено. Дополнения и предложения к документу принимаются до 16 февраля 2024 года, после чего состоится второе чтение законопроекта.