"Зачем вы пишите про это старье?" - такой комментарий нередко оставляют под моими постами о фильмах двадцатилетней давности некоторые личности. В таких случаях я понимаю, что спорить или объяснять что-то бесполезно. Человек сам для себя закрыл дверь в прекрасное. Ибо для шедевра двадцать лет - не срок. И сорок- тоже. И даже сто.
Обычно я говорю, что хуже всего воспринимаются сейчас старые фантастические фильмы, потому что во многом их создатели рассчитывали на спецэффекты, которые нынче устарели, и потому, что за прошедшее время самые смелые мечты фантастов стали реальностью. Но, пожалуй, "Метрополис" Ланга является исключением и тут.
Самая что ни на есть антиутопия, она отлично смотрится и сегодня. Вероятно, дело в том, что тут кроме фантастики есть довольно глубокая философская направленность. Для связи между хозяевами (голова) и рабочими (руки) нужно сердце (христианская религия и доброта). Сейчас такая концепция, безусловно, устарела. Да и в 20-е годы, когда в Германии боролись между собой разные политические силы, тоже не была вполне однозначной. Тем не менее, она была и именно ее олицетворяет проповедница Мария (Б. Хельм), которая в темных подземных кварталах рабочих учит их доброте и смирению.
Ибо этот мир, город Метрополис, поделен на чистый и нечистый город. Обитатели двух уровней практически не пересекаются между собой. Но однажды Фред (Г. Фрелих), сын хозяина Метрополиса Йо Фредерсена (А. Абель) оказывается в рабочих цехах...
"Метрополис" вышел в 1927 году и в нем, как вы понимаете, герои не говорят не слова. Тем не менее, оторваться от фильма невозможно. Потрясающая режиссура, отличная актерская игра, великолепные съемки. Очень видно, что тут была проведена неплохая инженерная работа. Декорации впечатляют и сегодня, что уж говорить о том, как они воспринимались зрителями век назад.
Посмотрите на Метрополис. Это город небоскребов и протяженных магистралей, в нем мчатся поезда, летят самолеты, едут машины.
А глубоко под землей рабочие трудятся на странных станках, причем труд их кажется бессмысленным.
Их кварталы темны, жилища тесны и мрачны.
Очень интересно показаны главные герои. С прекраснодушным юным Фредом (не поверите, актеру было 24 года в момент съемок) и Марией, доброй душой, вы уже немного знакомы. Поэтому хочу представить вам отца Фреда, Йо Фредерсена. На мой взгляд, это просто 100-процентый образец инженера-немца 20-х годов. Спортивная фигура, умное серьезное лицо, отлично сидящий костюм. Кстати, он общается с собеседником с помощью видеосвязи, заметили? Но, тем не менее, говорит он в телефонную трубку.
А вот полубезумный гений Ротванг (Р. Кляйн-Рогге), персонаж, который пользовался такой популярностью в XX веке. Рядом с ним - его детище, робот.
Полная копия фильма была утеряна и долгие годы в кино шла двухчасовая версия. Но недавно в Аргентине (рукописи не горят, да) нашли почти полный вариант (пары сцен не хватало), так что теперь у нас есть возможность увидеть фильм таким, каким его задумал Фриц Ланг, а не таким, каким его решили видеть американские продюсеры.
Картинки с сайта https://www.imdb.com/
P.S. Если вы пытаетесь вспомнить, где видели Бригитту Хельм, сыгравшую здесь две роли (Марию и робота), то, вероятно, это были фильмы "Атлантида" или "Альрауне".