Дорогие читатели, сегодня мой рассказ будет о главной достопримечательности Крита, ради которой мы и посетили остров несколько лет назад. Кносский дворец, резиденция легендарного царя Миноса. Лабиринт, в котором обитало чудовище Минотавр!
Кносс расположен в 4 км от Ираклиона, и в общей сложности не более 9 км от нашего отеля. До дворца можно легко добраться городским транспортом.
Мы же решили воспользоваться открытым автобусом «Hop on – hop off». Билет на него действует два дня (не обязательно подряд) и стоит 15 евро. Выехали на первом автобусе, по расписанию в 9:40. Как и везде в Греции расписание весьма приблизительное, опоздание на 10 минут считается нормой.
У входа в сувенирный магазинчик Дедала нас встречает Минотавр, получеловек-полубык с обоюдоострой секирой лабрисом в руках.
Тенистый коридор ведёт ко входу во дворец.
Купили единые билеты на посещение Дворца и Археологического музея по 16 евро.
Сразу за кассами тусуются гиды, предлагающие экскурсии на разных языках (10 евро с человека при группе 8 человек или те же 80 евро при индивидуальном посещении). Получается весьма накладно, так что погуляем без сопровождения.
Проходим через Западный вход мимо трех огромных ям, о назначении которых до сих пор спорят археологи - то ли это хранилище зерна, то ли место для жертвоприношений.
Территория комплекса оказалась на удивление зеленой и местами тенистой, а его размеры превзошли все мои ожидания.
Ничего подобного мы до сих пор не видели ни по масштабам, ни по стилю, ни по возрасту развалин.
Этим камням 4 тыс. лет! Кносский дворец строился с 2000 до 1700 года до нашей эры, то есть немного моложе египетских пирамид.
Дворец был открыт стараниями англичанина Артура Эванса. Мне он представляется тщеславным сыном богатого и известного человека.
Учился он не особо хорошо, на службе занимал незначительные должности, по причине сложного характера и слабого здоровья. Но детское увлечение легендой о Минотавре привело его на Крит, где он купил Кносский холм. В этих местах уже проводил раскопки греческий купец и археолог-любитель Минос Калокеринос, который нашел здесь сосуды-пифосы и камни-печати.
Примечательно, что этот участок хотел купить Генрих Шлиман, но его возмутила баснословная цена и откровенное мошенничество. Продавец утверждал, что на участке растут 2,5 тыс оливковых деревьев, а в действительности их оказалось чуть больше 800.
Эванса же наличие мертвых душ (то есть оливок) не остановило, он выкупил участок и весной 1900 года приступил к раскопкам. Уже по первым находкам Эванс заключил, что обнаружил следы цивилизации более древней, чем микенская.
А когда обнаружил изображение быка, уверовал в то, что раскопал лабиринт Минотавра. Каждый находит то, что ищет!
И легендарный царь Минос стал «хозяином» Кносского дворца, а критская цивилизация получила называние «минойской».
Архитектура дворца совсем не похожа на греческую, к которой мы привыкли. Здания украшены цветными колоннами, расширяющимися кверху.
Многие помещения украшены фресками. Это копии, подлинники хранятся в Археологическом музее.
Эванс руководил не только раскопками, но и восстановил многие фрагменты дворца.
Впрочем, историки ставят это ему скорее в вину, чем в заслугу.
Неспециалисту трудно разобрать, где здесь древняя кладка, а где восстановленные элементы.
То, что восстановил Артур Эванс принято считать второй "версией" дворца. При этом, в результате его реконструкции, остатки первой "версии" оказались бесследно утраченными.
"Стародворцовый" период относят к 2000-1700 годам до нашей эры. По мнению историков, в 1700 году произошло мощное землетрясение, вызвавшее цунами, которое и разрушило старый дворец. "Новодворцовый" период приходится на расцвет минойской цивилизации. Кносский дворец просуществовал вплоть до 1450 года до нашей эры, затем по невыясненным причинам был покинут людьми.
Артур Эванс подробно описал строение дворцового комплекса и рассказал, как здесь жили в роскоши и праздности Минойцы. Но об этом я расскажу в следующий раз.
Сейчас же продолжим знакомство с Кносским комплексом.
Надо отметить, что дома выглядят несколько странно. Вместо привычных окон и дверей видим целую систему высоких проемов. По утверждению Эванса они служили для освещения и кондиционирования внутренних помещений.
Для удобства туристов установлены деревянные мостки. Весь комплекс украшен стилизованными рогами быка. Бык был главным тотемом у минойцев. Легенда о Минотавре, вполне возможно, возникла после того, как греки, прибывшие на Крит, увидели жреца в маске быка и приняли его за чудовище.
В средней части комплекса расположена просторная Центральная площадь.
Чтобы взглянуть на Тронный зал пришлось в очереди постоять. В прихожей стоит деревянный трон, реконструированный по найденным обломкам.
Зал считается старейшим тронным залом Европы.
Перед троном расположена огромная чаша, по бокам каменные скамьи. Это реконструкция Эванса.
Стены украшены изображениями мифических грифонов. Голова орла символизирует Воздух, тело льва – силу Земли, хвост змеи – потусторонний мир.
За черными колоннами находится ванна для омовений.
Нагулявшись по развалинам и насладившись древностями, покидаем дворец по Царской дороге.
Спасибо, что дочитали до конца!
Но это не конец моего рассказа о Кносском дворце. В следующих статьях я остановлюсь на устройстве дворцового комплекса и описании его Артуром Эвансом. Покажу деревянный макет дворца-лабиринта и некоторые фрески.
А дальше будет статья про неразгаданные тайны Кносса. Я расскажу альтернативную версию назначения комплекса, которая меня шокировала.
Если заинтересовала Вас - подпишитесь на канал, чтобы не пропустить!
Также на моем канале можно прочитать и другие мои статьи на исторические темы: