Луганск - это военный город. Такой он отнюдь не потому, что в нём сейчас проходят боевые действия, а потому, что появился благодаря войне. Более того, Луганск своим появлением обязан и англичанам, ведь с них-то всё и началось.
В конце 18 века русский флот находился в упадке. Русско-турецкие войны его сильно потрепали, и ему нужно было время на восстановление. Время-то было с запасом, а вот ресурсов не хватало. Поэтому 01 октября 1792 года командующий Черноморским флотом Российской Империи вице-адмирал Николай Семёнович Мордвинов отправил правительству рапорт, в котором обозначил особую важность основания литейного завода на Юге России. Особенно сильно он настаивал на том, чтобы на этом заводе производились чугунные корронады системы Гаскойна, который в своё время возглавлял Карронский металлургический завод в Шотландии. Мордвинова услышали. И через 1,5 года английский механик и изобретатель Карл Гаскойн отправился на Северский Донец в Донецком уезде на изучение полезных ископаемых.
Уже через 3 недели исследований Гаскойн связался с генерал-губернатором Новороссии Платоном Александровичем Зубовым и отправил ему следующее письмо:
Сим за долг почитаю донесть Вашему высокопревосходительству, что я уже обозрел тот уезд здешней губернии, который наипаче изобилует приисками каменного угля и железных руд и ныне отправляюсь для согласования собранных мною сведений и примечаний с тем, что ещё может быть нужно знать от его превосходительства Николая Семёновича Мордвинова.
Гаскойн выполнил поручение и заверил правительство, что «найденные прииски железной руды и каменного угля по освидетельствованию обещают богатейшее количество сих минералов в наилучшем качестве».
Первым делом был разработан план завода:
А в 1795 года Екатерина 2 подписала указ «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при реке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля».
На предприятие начали приглашать рабочих со всех губерний. Однако главенствующие должности занимали приглашённые англичане, так как на тот момент русские ещё только обучались использовать новые механизмы при плавке чугуна. Завод заработал на всю мощь только 04 октября 1800 года, когда запустили первую домну. Через 12 дней после запуска производства Правлению завода была представлена первая продукция: ядро, бомба и граната. Причём это были первые изделия в России , при изготовлении которых был применён кокс.
Луганский литейный завод действовал и продолжал расширяться. В 1803 году закончили домну № 2, которая была на треть меньше первой. В 1804 году установили паровую машину для сверления пушек (раньше механизмы на этом участке приводились в движение силой действия воды). Кроме доменного и литейного на заводе работали кузнечный, слесарный, столярный, токарный цеха, производство по обработке камня.
Рабочих стало настолько много, что было принято решение основать около завода небольшой посёлок под названием Луганский Завод, который. Это село и стало основой будущего города.
Особенно хорошо предприятие себя проявило во время Отечественной войны 1812 года. По подсчётам историков, более 45% всего чугунного вооружения русской армии изготавливалось на этом предприятии.
Только вот основоположник этого воистину великого завода не смог в полной мере насладиться своим детищем. Он умер в 1806 году от старости.
В честь этого выдающегося человека, да и в целом всех приглашённых мастеров, в Луганске была названа улица - Английская. Она славилась своим сквером и элитными домами. Ныне переименована в честь другого выдающегося деятеля города - Даля.