Найти в Дзене

Как возрождали веру

Оглавление

Первый раз жители Желнино молились в Благовещенском храме в Рождество 1879 года. До его постройки они совершали обряды в Успенской церкви села Подъяблонное, расположенного на другом, правом, берегу Оки.

Многие желнинцы, в том числе купцы Солины, были выходцами этого села, и его церковь для них с детства считалась родной. В 1869 году купец первой гильдии Степан Солин для детей Подъяблонного в собственном доме открыл и содержал на свои средства начальное училище. А к середине 70-х годов у него созрело желание построить в Желнино свою церковь.

В кирпичном декоре

Это желание было вполне понятным. Через реку Оку в весеннее и осеннее время всякое сообщение прекращалось. По этой причине стали возникать случаи «уклонения от православия». «И в предотвращение большего уклонения, – писал в 1879 году Степан Солин епископу Нижегородскому и Арзамасскому Филарету, – выразил сильное желание поставить этому преграду через построение в нашей деревне Церкви Божией».

Разрешение от епархии на строительство церкви купцу дали. Площадь под постройками и усадебная составляла 600 квадратных саженей. Степан Петрович сам выбрал проект церкви в кирпичном стиле, то есть отличительной чертой была замена лепных украшений и штукатурки кирпичным декором. Эффекты рельефной кладки иногда дополнялись вводом деталей из керамики и природного камня. Но для строительства необходимы были материалы, мастера, инженерное наблюдение и так далее. И всем этим тоже занимался Солин.

Иконы из Макарьева

Наконец, в 1878 году храм был воздвигнут. Огромный и величественный, он восхищал не только жителей Желнино, но и всех окрестных селений. И было чему удивляться. Каменная церковь, с каменной же колокольней, имела три престола: главный – во имя Благоверной Пресвятой Богородицы, на правой стороне – во имя Архистрата Михаила и на левой – во имя Святителя Христова Николая.

В октябре 1878 года были освящены два боковых престола, а главный освятили на следующий год. Тогда же Степан Петрович обратился к епископу Филарету с просьбой «выдать за приличное вознаграждение древние святые иконы по упразднению Макарьевского монастыря». Просьбу уважили, и Желнинскую церковь украсили иконы Воскресения Христова, Трёх Святителей и Обретения Животворящего Креста. В последующие годы церковь пополнялась и многими другими почитаемыми на Руси иконами.

На содержание священника церкви Иоанна Лезвийского и псаломщика Ивана Тумановского купец Солин выделил 300 рублей. А 77-летний заштатный священник Фёдор Никольский от губернского казначейства получал пенсию 130 рублей серебром в год. На двоих с женой этого вполне хватало.

-2

Моленье и ученье

В Желнино в то время проживало немногим более 600 человек, а потому в просторной церкви ни толкотни, ни шума никогда не было. Щедрому благотворителю, конечно, приходилось слышать поговорку «Не строй семь церквей, а пристрой семь детей». И в своей жизни он следовал этому завету. Так, после постройки церкви для обу-
чения детей желнинцев в 1879 году в своем доме Солин открыл и содержал начальную школу. Позднее для нее было выстроено отдельное здание. А преподавала в школе дочь благотворителя – выпускница Нижегородской Мариинской гимназии Мария Солина.

Благодаря прихожанам церковь наполнялась иконами и религиозной литературой. Время от времени в ней проводились ремонтные работы, теперь уже на средства Михаила Солина – сына основателя храма. Многие годы в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы служил Иоанн Лезвийский. Продолжительное время настоятелем был и Василий Вербицкий.

Под овощи и мебель

После революции большевики отняли у церквей не только земли, но и поставили под запрет само их существование. И если в 20-е годы Желнинская церковь еще жила, то в 30-е она неоднократно подвергалась нападкам. В 1940 году храм всё же закрыли. Не стало колоколов, сожгли иконы, разграбили церковную утварь. Обогреваясь, солдаты, находящиеся в церкви на постое, жгли костры, в результате обуглилась вся роспись храма. Немало разрушений принесли размещенные затем в церкви овощной и мебельный склады. Плита, перекрывавшая подземный ход от звонницы до храма, провалилась. Через образовавшийся проем церковь продолжали расхищать нечистые на руку люди.

Храм простоял разоренным до 1988 года, а потом началось его возрождение. За месяц до праздника Николы настоятелем в Желнинский храм был назначен протоиерей Натаров. А с 19 декабря церковь Благовещения Пресвятой Богородицы начала отмечать свое второе рождение. Это был первый храм в нашей местности, где возобновились богослужения.

Проповедь под «буржуйку»

Тогда церковь стояла с выбитыми окнами, осыпанной штукатуркой, разбитыми полами и разваленными печами. В морозные январские и февральские молебны и проповеди 1989 года отец Николай Натаров загораживал окна полиэтиленовой пленкой и растапливал «буржуйку». На призыв священника по восстановлению храма откликнулось население города. Народ словно пробудился духовно. Пошли пожертвования, возрождение храма стало вполне реальным.

Но на всё требовались немалые усилия. С большим трудом и не быстро удалось восстановить отопление. У церкви появилась своя котельная. Был облагорожен церковный двор, поставлена чугунная ограда.

Пять лет работали питерские художники над восстановлением внутренней отделки храма – изготовлением и росписью иконостаса, алтаря, куполов и стен, причем в строгом соответствии с первоначальным обликом церкви.

А вот иконы Макарьевского монастыря чудом уцелели в подвале городского музея. Сегодня они вновь радуют взоры верующих. Конечно, всё это требовало не только огромных усилий священника Николая Натарова, который прослужил в Желнинской церкви до мая 2010 года, но и немалых средств. Не менее 80 процентов из них пожертвовали жители города. С этого и началось восстановление храма. Свою лепту внесли и дзержинские предприниматели. С их помощью выщербленное за 20 лет бетонное покрытие прихрамовой территории было заменено на брусчатку, проведены другие важные работы.

Духовная сила театра

В настоящее время в Желнинской церкви регулярно проводятся все обряды и службы. Еще в 1994 году при церкви открылась первая в Дзержинске воскресная школа. В апреле 2012-го в ней создали православный театр, главной целью которого стало духовное объединение населения под сводами христианской культуры и пробуждение у молодежи интереса к божественному мировосприятию.

Сегодняшняя Желнинская церковь наверняка бы обрадовала её основателя Степана Солина. Благодаря ее настоятелю протоиерею Александру Поляшову и многим прихожанам храм содержится в прекрасном состоянии, в нем ведется активная просветительская работа.

Напомним, новый памятный крест на месте села Черное установили в округе Дзержинска.

Вячеслав САФРОНОВ