Найти тему

«Сбежала через окно в легком платье». Как жил и любил «Чапаев»-Бабочкин

18 января исполняется 120 лет со дня рождения великого актера, народного артиста СССР Бориса Бабочкина. О том, что такое успех, Бабочкин мог бы рассказать лучше других. Фильму «Чапаев», в котором он исполнил главную роль, в этом году исполняется 90 лет, а отголоски его популярности до сих пор звучат в анекдотах. Да и сам Борис Бабочкин — один из столпов советского театра, легенда БДТ и Малого, «великий старик» — для подавляющего числа людей так навсегда и останется Чапаевым.

По стране Советов

О юности Бориса Андреевича сохранились лишь скупые сведения — словно строки автобиографии. Родился в 1904-м в Саратове в семье железнодорожников. В 15 лет окончил реальное училище в Саратове, а в 16 он уже в Москве. Каким этот парень приехал в столицу? Почему решил стать актером? Как пережила его семья Первую мировую, две революции и гражданскую войну? В те годы в биографиях старались лишнего не писать, поэтому на эту тему можно лишь строить предположения.

В столице Бабочкин начал учиться на актера, а уже в 17 провел свой первый профессиональный театральный сезон, правда, не в Москве, а в Иваново. Зато под руководством Иллариона Певцова, которого до конца дней считал своим главным учителем.

Молодой актер играл в московских театрах, потом уехал Воронеж, вернувшись в столицу, поступил в театр им. Моссовета. Колесил по стране, работал в Костроме, в Самарканде, в Ленинграде. Даже в китайский Харбин его судьба занесла! Учился и искал себя... Параллельно снимался в кино. В 1928 году вышла первая лента с его участием — «Мятеж». А потом случился главный фильм в его жизни.

   Борис Бабочкин (крайний слева). Кадр из фильма «Мятеж» (1928)
Борис Бабочкин (крайний слева). Кадр из фильма «Мятеж» (1928)

Без фамилии на плакате

В своей книге воспоминаний Борис Бабочкин писал: «5 ноября 1934 года у входа в кинотеатр "Титан" в Ленинграде появился написанный небрежно от руки плакат:

СЕГОДНЯ новый звуковой фильм

"ЧАПАЕВ"

В главных ролях В. МЯСНИКОВА и II. СИМОНОВ Режиссеры БРАТЬЯ ВАСИЛЬЕВЫ.

Я смотрел на этот плакат со сложным чувством. Я не испытывал досады на то, что я — исполнитель главной роли — не был в этом плакате упомянут. Не упомянуты были и другие исполнители. Я понимал, что фамилиями Мясниковой и Симонова — довольно популярных в то время киноактеров — кино-администраторы пытались пробудить в публике хоть какой-нибудь интерес к фильму. Я понимал, что в сочетании их имен есть некоторый намек на возможность какой-нибудь романтической истории, которая будет показана на фоне гражданской войны. Я понимал, что сама тема была достаточно жевана-пережевана в фильмах последних лет. Я понимал, что она могла казаться окончательно исчерпанной».

Вот так! Даже имени Бабочкина решили не писать, оно в 1934 году никому ничего не говорило. Варвара Мясникова, которая исполнила роль Анки-пулеметчицы, к тому моменту снялась уже в 8 картинах. У Николая Симонова было 16 фильмов, и его действительно публика отлично знала.

Но после «Чапаева» именно Бабочкин стал актером номер один в СССР.

«Это был ты!»

«"Чапаев" для зрителей 30-х годов — или, во всяком случае, для громадного большинства этих зрителей — был не фильмом, заранее придуманным, подготовленным, срепетированным, а потом снятым на пленку. Это был подлинный, несомненный и реальный кусок жизни, захватывающий и трагический...» — писал Бабочкин в воспоминаниях.

И вот еще: «Наиболее удивительным мне кажется то, что подлинные участники событий — бойцы и командиры Чапаевской дивизии — тоже воспринимали фильм как живую жизнь, а не как произведение искусства. У меня на груди плакал горькими и радостными слезами пожилой человек, бывший чапаевский боец. Он обнимал меня, всхлипывая и, стесняясь своих слез, повторял: "Там, у колодца, в белой-то рубашке, ведь это был я... Ты понимаешь, ведь это был я..." И мне не захотелось разрушать эту его иллюзию. Я подтвердил: "Это был ты. Я знаю"».

Хороша страна Болгария

После «Чапаева» Бабочкин очень скоро перешел в разряд неоспоримых авторитетов. Он служил в Ленинграде в БДТ, был главным режиссером, потом художественным руководителем. Там он поставил свой спектакль «Дачники» (по Горькому), который стал событием всесоюзного масштаба.

Во время войны он — актер и режиссер театра им. Вахтангова, позже Театра киноактера, Малого...

В 1951-1952 годах Борис Андреевич работал в Софии, поднимая болгарский театр. Вернувшись, поступил в Театр им. Пушкина. А в 1955 году перешел в Малый театр, в котором и служил до конца жизни. Он продолжал сниматься в кино, хотя для актера такого уровня картин у него совсем немного, около 20.

И конечно, до конца жизни Борис Андреевич переживал из-за того, что его помнят по одной, пусть и ярчайшей роли.

«Отец, когда его об этом спрашивали, цитировал слова Карла Зелига из книги "Альберт Эйнштейн": "Почему люди всегда болтают о моей теории относительности? Ведь я сделал и другие полезные вещи, может быть, даже лучше. Но этого широкая публика почему-то не замечает"», — рассказывала его дочь Наталья.

Безумный роман

Борис Бабочкин был счастлив в браке, свою любовь он нашел еще в 1920-е. Во время работы в передвижном театре в Самарканде актер познакомился с прекрасной балериной Екатериной. Танцовщица в тот момент была замужем, но ради любви, по словам их дочери Натальи, «сбежала к папе через окно в одном легком платье».

У Бабочкиных родились две дочки Наталья и Татьяна. Старшая вспоминала, что во время срочной эвакуации из Ленинграда родители специально решили ехать в разных концах поезда. Чтобы в случае бомбежки кто-то из них выжил и мог позаботиться о детях.

Бабочкин был человеком добрым, но с характером. После войны он отказывался от пайков и подарков, которые полагались актерам-фронтовикам. «Я на фронте никогда не был, — сказал он, — поэтому на такой подарок не имею права».

Бабочкин ушел из жизни летом 1975 года.

   Борис Бабочкин. Кадр из фильма «Дачники» (1966)
Борис Бабочкин. Кадр из фильма «Дачники» (1966)

«Папа умер так же, как и жил, — вспоминала его дочь Наталья. — В то летнее утро было очень жарко, а ему нужно было ехать на съемки куда-то в Подмосковье. Мама, зная, что отец плохо себя чувствует, пыталась отговорить его от поездки, но он не послушался: не хотел подводить людей, которые его ждали. Сам сел за руль и поехал.

Прямо на дороге, между Большим театром и "Метрополем", ему стало плохо, он пытался выпить нитроглицерин, но, видимо, руки его уже не слушались: пузырек выпал, таблетки рассыпались — мы с сыном потом собирали их по всему салону. Тем не менее ему удалось свернуть с дороги и осторожно припарковаться у тротуара. Понимаете, даже в тяжелом состоянии он больше всего боялся причинить кому-то вред».

Жена Бориса Андреевича пережила его на 13 лет, и не было ни дня, чтобы она не вспоминала о муже.