Найти тему
Записки о самолетах

Современные самолеты лучше горят?..

Всем зашедшим - большой привет! Читая недавние новости про столкновение самолетов в Японии и рассматривая фотографии последствий этого происшествия, поймал себя на мысли, что, хотя А-350 и тушили, фюзеляж самолета выгорел полностью, и опознать в остатках пожара хотя бы какую-то определенную его часть - задача практически невыполнимая. При выгорании менее современных самолеты (за очень редким исключением), фюзеляж зачастую остается если не целым, то хотя бы различимым.

Для начала давайте определимся с тем, что самолеты в принципе горят очень неплохо. При пожаре в воздухе самолет полностью выгорает за 3-5 минут, и, если возгорание произошло в полете и потушить его не удалось, единственное верное решение - немедленно садиться прямо перед собой - на поле, реку или любую другую +- ровную поверхность. Только так себе можно обеспечить какие-то шансы на спасение, пытаться дотянуть до аэропорта и произвести посадку на ВПП в таких случаях бессмысленно. Хотя самолеты и делаются из негорючих материалов, огонь от авиационного топлива, к сожалению, может просто расплавить элементы конструкции самолета, тяги управления, обшивку и силовые элементы. Что уж говорить об оборудовании салона - пластики, сотовые панели обшивки, чехлы сидений прекрасно загораются и поддерживают горение при температуре больше 200 градусов.

Именно поэтому существующие нормы времени эвакуации пассажиров из салона не превышают 90 секунд - предполагается, что за это время (плюс, например, время, нужное на остановку ВС на земле) огонь снаружи самолета гарантированно не успеет проникнуть внутрь салона. Стоит отметить, что нормы эвакуации как раз разработаны для покидания самолета при возникновении пожара уже на земле. В случае пожара в воздухе, к сожалению, скорее всего итог один, и не самый лучший.

Итак, что же горит в самолете? Начинается возгорание, чаще всего, или в проводке (короткое замыкание, например), или в элементах топливной системы. В обоих случаях огонь практически молниеносно перекидывается на соседние провода (или, например, трубопроводы). В случае с возгоранием топливной магистрали всё понятно - горит керосин (поэтому при непотушенном пожаре двигателя первым делом отключают подачу топлива). В случае, если возгорание произошло в пассажирской кабине, начинает гореть изоляция проводов, плавятся пластиковые удерживающие хомуты, а затем огонь перекидывается на другое электрооборудование, пластик салона, сотовые конструкции облицовочных панелей и маты ТЗИ (теплозвукоизоляции). И, хотя все эти материалы и считаются негорючими, при высоких температурах они не только прекрасно возгораются, но и поддерживают горение.

Изначально требования по пожарной безопасности к материалам авиационного разработаны и внедрены в обиход с середины XХ в., но постоянно изменяются и дополняются. В последние 5 лет разработаны и планируются к введению новые требования по пожарной безопасности, в том числе для внешних деталей самолета, которые ранее вообще не были включены в перечень требований. В чем же отличие старых и новых самолетов с точки зрения пожарной безопасности? Большинство современных самолетов производится из (или с использованием) композитных материалов, тогда как более "классические" по конструкции самолеты сделаны из алюминия. Поэтому в случае пожара, даже при расплавлении части конструкции, части, не затронутые горением напрямую, остаются в изначальном состоянии.

В случае с композитными современными самолетами ситуация немного другая. Основной конструктивные элементы - углепластики и полимерные композиты, используемые в авиации, конечно, проходят специальные испытания на пожаробезопасность, но все же являются горючими. Именно поэтому потушить или остановить процесс горения современного самолета, сделанного из композитных материалов, практически невозможно.

Какой же вывод можно сделать из этого всего? Да, современные самолеты горят лучше классических алюминиевых конструкций, и выгорают больше. После пожара от того же японского А-350, например, фактически остались только крылья. Однако, значит ли это, что современные самолеты хуже, или менее безопасны? Я считаю, что нет. Начать с того, что, вообще, объемный пожар в самолете - вещь крайне и крайне маловероятная, и опасаться, что такое случится с Вами, не стоит. Системы пожаротушения на современных самолетах отличаются большей производительностью, чувствительностью к появлению огня и тому подобному. Так что тот факт, что алюминиевые самолеты горят хуже, чем композитные, на самом деле никак не влияет на безопасность полетов.

А-350 сразу после остановки - горит обшивка в месте трения с бетоном и топливо из баков Dash8.
А-350 сразу после остановки - горит обшивка в месте трения с бетоном и топливо из баков Dash8.

И всё же, если Вы беспокоитесь, лучше помните о главных правилах - при аварийной посадке нельзя паниковать, медлить, и, тем более, при экстренной эвакуации нельзя пытаться забирать с полок ручную кладь или брать с собой громоздкие вещи. Произошедшая в Японии катастрофа и последующая эвакуация пассажиров может считаться шаблоном того, как надо делать - в реальных условиях, при использовании всего трех из восьми эвакуационных трапов, все 367 пассажиров и 12 членов экипажа, находившиеся на борту рейса 516, покинули самолёт. И никто из пассажиров не взял с собой ручную кладь, что, несомненно, способствовало быстрой эвакуации.

Надеюсь, мой рассказ был Вам интересен. А еще я думаю, что вполне можно тыкнуть лайк и подписаться на канал, чтобы не пропускать новые интересные статьи)) Вам - несложно, мне - приятно ツ