Найти в Дзене
История weekly

Ритуалы жертвоприношений Каменный век.

Тундра. Ямы окропленные кровью, колотые человеческие черепа по кругу, а в центре на постаменте покоится голова медведя. Гремят трещотки, мелко щебечут бусы из волчьих клыков, размеренно и тревожно поёт бубен. Крепкий мужчина с оленьими рогами на голове проводит свой страшный обряд во имя духа-медведя. Вокруг в исступлении стоят люди. Мужчины и женщины в выделанных шкурах зверей с каменными и костяными украшениями на одеждах. Взгляд их полон трепета и благоговения. Скоро всё произойдет. Кровь прольётся в каменную чашу, знаменуя кульминацию обряда жертвоприношения. Охота должна быть удачной. Всё так? Да мы без понятия на самом деле. Каменный век и уж тем более его культурные традиции скрыты от современных исследователей почти непроницаемой завесой многих тысячелетий. Лишь немногое удаётся найти. Ещё меньше понять. Мрак неизвестности. Но попробовать хоть немного разобраться всё же стоит. Кочевые охотники-собиратели. Палеолит / мезолит. До сих пор идут споры о существовании у палеолитическ
Оглавление

Тундра. Ямы окропленные кровью, колотые человеческие черепа по кругу, а в центре на постаменте покоится голова медведя.

Гремят трещотки, мелко щебечут бусы из волчьих клыков, размеренно и тревожно поёт бубен. Крепкий мужчина с оленьими рогами на голове проводит свой страшный обряд во имя духа-медведя. Вокруг в исступлении стоят люди. Мужчины и женщины в выделанных шкурах зверей с каменными и костяными украшениями на одеждах. Взгляд их полон трепета и благоговения.

Скоро всё произойдет. Кровь прольётся в каменную чашу, знаменуя кульминацию обряда жертвоприношения.

Охота должна быть удачной.

Всё так? Да мы без понятия на самом деле.

Каменный век и уж тем более его культурные традиции скрыты от современных исследователей почти непроницаемой завесой многих тысячелетий. Лишь немногое удаётся найти. Ещё меньше понять. Мрак неизвестности.

Но попробовать хоть немного разобраться всё же стоит.

Кочевые охотники-собиратели.

Палеолит / мезолит.

До сих пор идут споры о существовании у палеолитических обществ культовых обрядов. Почти наверняка они были. Просто убедительных доказательств найти пока не получается. Однако к верхнему палеолиту ситуация начинает более или менее проясняться.

Если говорить в части жертвоприношений.

Это если интересно по теме:

💢💢💢

Знаменитый обитатель верхнепалеолитической стоянки Сунгирь (Владимир. Россия) в своей могиле был густо засыпан охрой и придавлен камнем, на котором покоилась голова женщины. К сожалению сложно сказать какую роль должна играть барышня в загробной жизни, и какой смертью – насильственной или естественной – она умерла. Однако вряд ли она была просто случайным предметом найденным во время похоронного обряда.

Джентльмен из раскопа Сунгирь-1. Собственно его и камнем придавило и череп барышни сверху поставили. Может чтоб не скучно было. Кто знает.
Джентльмен из раскопа Сунгирь-1. Собственно его и камнем придавило и череп барышни сверху поставили. Может чтоб не скучно было. Кто знает.

💢💢💢

В Моравии (исторический регион Чехии) было найдено погребение-склеп в котором местные жители вполне достойно на протяжении нескольких поколений хоронили своих близких. Однако неподалёку от склепа был обнаружен скелет без головы. Причём на костях достаточно чётко прослеживались насечки от снятия плоти. Учёные сделали предположение, что люди, уважительно относящиеся к мёртвым сородичам, совсем по другом могли отнестись к пришельцу из вне. Возможно человек был принесён в жертву, а голову его использовали для ритуальных целей.

От голода, к слову жители моравийской стоянки вряд ли страдали. На стоянке было найдено огромное количество костей разнообразных животных. Так что если каннибализм и был, то ритуальный.

💢💢💢

Во Франции, на территории грота Ле-Плакар были найдены четыре чаши. Не просто там какие-то, а из человеческих черепов. Для этих сосудов головы отсекли от тел, мягкие ткани счистили каменным орудием, после чего верхние части черепов отделили от нижних.

Чаши использовались не для питья. В одной из них сохранились остатки охры.

Что такое охра? Это природный пигмент от светло-жёлтого до коричневого цветов. Гидрат окиси железа с примесью глины. При температурной обработке может менять цвет.
Охра. Красивое.
Охра. Красивое.

Это единичные примеры. Так-то их сильно больше. Но даже в них можно усомниться в отношении того были ли это жертвенные обряды или нет.

Так что тема пока не раскрыта.

Неолит.

Около одиннадцати тысячелетий назад, с окончанием очередного оледенения, человечество вступило в новую эпоху – неолитическую. Население планеты к этому моменту составляло три-четыре миллиона (ориентировочно естественно), на планете сформировался более или менее постоянных климат, укрепился растительный и животный мир.

Приблизительно с этого периода человек стал постепенно, очень неторопливо осваивать и перестраивать окружающий мир под себя. Появляются постоянные жилища и развивается рыбный промысел. Активно развиваются новые орудия труда и охоты. Появляются лук и стрелы.

Обряды тоже претерпевают изменения, но культ человеческого черепа сохраняется и в чём-то усложняется.

💢💢💢

В Эйнане (долина реки Иордан) археологами была обнаружена гробница диаметром пять метров, в которой были похоронены мужчина и женщина. Над гробницей была выстроена сложная каменная постройка, венчал которую человеческий череп. Судя по двум сохранившимся позвонками голову отрубили. Правда сделать это могли как у живого, так и уже умершего человека.

💢💢💢

В свою очередь тридцать три черепа найденных в пещере Гросс Офнет (Бавария) не оставляют сомнений о насильственной смерти людей. На сохранившихся костях археологами были найдены чёткие следи удара топоровидным инструментом по левому виску.

Головы были отделены от тела, сложены в две ямы, засыпаны охрой и украшены зубами оленей и раковинами. Большая часть черепов принадлежала молодым женщинам и детям.

-3

Сложно представить что все эти люди умерли вне обрядового культа.

💢💢💢

При раскопках Иерихона (Палестина) учёные регулярно делали жутковатые открытия. В частности выстроенные в линию или круг группы черепов, включая детские головы.

Вообще на территории современных Палестины и Сирии в эпоху мезолита при активно развивавшемся домостроении, не редко под полы домов закладывали останки людей. Часто – детей. Были ли это жертвы или случайные смерти – вопрос дискуссионный. Однако не останавливать же строительство, если поблизости никто не умер. Ведь так?

Земледельческая оседлая культура.

Всё ещё неолит.

Развитие земледелия породило у многих народов миф о погибшем божестве, из расчленённого тела которого изобильно росли дары земли. Традиция такого мышления оказалась очень жизнестойкой и даже дошла до наших дней, пусть и в изменённом виде.

Именно такие представления легли в основу человеческих жертвоприношений, которые земледельцы совершали на полях для повышения урожая.

Интересную мысль по этому поводу высказывал румынский историк религий Мирча Элиаде:

«Земледелец связывает с убийством труд как нельзя более мирный… тогда как в обществах охотников ответственность за убийство возлагается на другого, на «чужака». Можно понять охотника: он боится мести убитого животного (его «души»). Что же касается земледельцев, то миф об изначальном убийстве, конечно, оправдывает такие кровавые обычаи, как человеческое жертвоприношение и каннибализм».

Интересно получается. Общества людей, чья жизнь была связана с физическим убийством животных ради пропитания, боялись самих убийств больше чем в общем-то «мирные» земледельцы.

Также занятно, что при всей «прогрессивности» земледельческой культуры, в своих обрядах оседлые племена придерживались весьма архаичных традиций: отрубание головы, ритуальный каннибализм (хотя здесь вопросы остаются) и использование черепов как сосудов хранения.

Иорданский череп. Артефакту приблизительно 9 500 лет. Напрямую к жертвоприношениям не относится, но идею культа черепа демонстрирует весьма наглядно.
Иорданский череп. Артефакту приблизительно 9 500 лет. Напрямую к жертвоприношениям не относится, но идею культа черепа демонстрирует весьма наглядно.

Как показывает практика такие традиции сохранялись ещё не одно тысячелетия, упёршись практически в нашу эпоху.

Чуть не забыл! Так а что это вообще такое? Жертвоприношение.

Вообще, в самом общем понимании – это обряд приношения божеству даров. Каких - уже дело десятое.

Если говорим о людях, то в этих обрядах жертва далеко не всегда должна физически помирать.

Тут в чём вопрос.

Для архаичных и даже древних обществ, вопрос разделения жизни потусторонней и текущей он очень размыт. И там и здесь жизнь. Может немного отличная друг от друга, но всё-таки жизнь. Зачастую для культа большой разницы нет: проводить манипуляции с мертвым или живым человеком. В одном и в другом случае обряд будет завершен.

В последующих культурах, которых мы обязательно коснёмся, вообще встречались интересные моменты – человека приносили в жертву, однако он продолжал преспокойно жить своей жизнью, подразумевая то, что как помрёт так и отправится исполнять свои обязанности перед потусторонним существом.

В целом, наличие человеческих жертвоприношений в каменном веке сомнений не вызывает. Предмет дискуса – это их количество и сакральное значение.

В целом эпоха камня – это фундамент человеческого естества. Огромный, подавляюще длинный период в истории Homo Sapiens Sapiens который заложил основы нашего с вами мышления и сознания. И это не учитывая более ранние или параллельные версии человека как вида.

Очень жаль что история событий тех далёких лет скрыта от нас туманом прошлого. Но учёные стараются и возможно мы сможем ещё увидеть великие открытия.

Спасибо и хорошего дня.

Иллюстрация Здерека Буриана. Прекрасна как всегда.
Иллюстрация Здерека Буриана. Прекрасна как всегда.

❌❌❌

Что почитать на тему:

1. Олег Ивик «История человеческих жертвоприношений».

2. С. В. Сотникова «Роль ритуала жертвоприношения в андроновской погребальном обряде»

3. М. Б. Медникова «Трепанации в древнем мире и культ головы»

4. Е. В. Антонов «Обряды и верования первобытных земледельцев Востока»