Экранизация книги журналиста Роберта Гараева «Слово пацана: Криминальный Татарстан 1970-х — 2010-х» (18+) вызвала бурю обсуждения в обществе. Некоторые обвиняли художественное произведение в том, что оно может подталкивать молодежь к девиантному поведению и жестокости. «СГ» вместе с психологами разобралась в причинах агрессии у подростков и влиянии массовой культуры на юное поколение.
Александр Гришин, психолог,
основатель молодежного проекта «Кукуха летит в космос»:
— Агрессия является частью жизни и может иметь как конструктивные, так и деструктивные проявления. Первые помогают нам защищаться в ситуации угрозы, отстаивать личные интересы и границы, сохранять собственное достоинство. Жестокость — это деструктивная форма, которая выражается в осознанном причинении вреда другому живому существу.
В последнее время все чаще говорят о подростковом буллинге. В целом проявление агрессии свойственно этому возрасту и может приводить к жестокости. Но нужно понимать, что далеко не каждый станет так себя вести.
Чаще всего деструктивные формы агрессии проявляются в 12-17 лет. Дети начинают меньше воспринимать взрослых в качестве авторитетных фигур, на смену им приходят компании сверстников. В зависимости от того, к какой группе относит себя подросток, формируются его ценности и видение мира. При этом отсутствие общения и принятия со стороны ровесников сказывается на самооценке и приносит негативные эмоции. В каждой группе есть правила и нормы, которым нужно следовать, чтобы оставаться в ней, — они и будут оказывать влияние на убеждения подростка и степень проявления им жестокости.
Агрессия — это еще и относительно легкий способ почувствовать превосходство над другими и самоутвердиться. Если подросток плохо понимает свои ценности, не имеет увлечений и выраженных интересов, обладает крайне низкой или, наоборот, завышенной самооценкой, проявляет озлобленность против сверстников и взрослых, то он предрасположен к включению в «плохие» компании, где будет пытаться повысить свой статус за счет силы. Ощущение личной ответственности снижается, если противоправное действие совершается коллективно и является групповой нормой. Степень агрессивности подростка определяется его статусом среди сверстников — наиболее высокий уровень наблюдается у лидеров и отверженных.
Нужно понимать, что мозг подростков еще не сформирован до конца и человек в этом возрасте может испытывать трудности с самоконтролем и прогнозированием. Он не способен оценить долгосрочные последствия своих действий. Поэтому подростки чаще совершают рискованные поступки под воздействием сиюминутных эмоций и мыслят с позиции «все или ничего».
Отношение человека к продукту культуры определяется его психикой, окружением, воспитанием и мировоззрением. Для того чтобы фильм оказал негативное влияние на поведение ребенка, нужно, чтобы это поведение показалось ему выигрышным. Если у подростка появилась мысль: «Так себя вести круто, выгодно, полезно или приятно. Я буду делать также», — то вопрос не к сериалу, а к среде, где человек существует, и к его воспитанию, которое в норме дает понимание всех негативных последствий жестокости.
Сюжет сериала: герой — Андрей, вокруг него «враги», безнаказанное насилие. Он нуждается в защите, поэтому приходит в «сильную» компанию сверстников со своими жесткими правилами, которым приходится следовать. Подросток растет без отца, мать не может на него повлиять и не понимает, что с ним происходит. В итоге ребенок — бандит. Андрей не осознает долгосрочных последствий, а стать преступником в таком мире кажется ему лучшим вариантом. К чему приводит такое поведение, как раз и показано в фильме.
Мне сериал кажется поучительным. В нем есть мораль, а зритель может наблюдать за нелегкой судьбой героев и самостоятельно делать выводы. Думаю, что, посмотрев картину до конца, он как раз таки не захочет повторить судьбу персонажей. Я бы сказал, что в произведении есть некий педагогический посыл, но он выражается не в форме поучений или лекции, а на понятном самим подросткам языке. Да, продукты с возрастным ограничением 18+ запрещены и не рекомендуются к просмотру несовершеннолетними. Но многие из них все же тайком смотрят такой контент. Сериал может стать поводом обсудить с ребенком тему агрессии, вместе найти ей здоровый выход и уберечь от жестокого поведения.
Евгения Бродина,
педагог-психолог лицея №1 «Спутник»:
— Существует четыре мотива проявления агрессивного поведения. Это привлечение внимания, власть, месть и избегание неудач. Они могут возникнуть в любом возрасте. Просто именно в подростковом, когда факторов влияния на формирование личности очень много, когда происходят личностная, физиологическая и гормональная перестройки, люди выбирают наиболее быстрый и легкий способ реагирования.
Основные причины агрессии — эмоциональное неблагополучие, нарушения в детско-родительских отношениях, провокационное и протестное поведение.
Конечно, очень важно, чтобы взрослые замечали изменения в поведении ребенка, а не просто пытались его приструнить. Выделены определенные критерии агрессивности, которые включают нарушение саморегуляции: подросток часто теряет контроль над своими эмоциями, специально раздражает окружающих, отказывается выполнять правила, часто винит других в своих ошибках, он чувствителен и мстителен. Также ребенок очень быстро реагирует на действия людей, и эти действия его раздражают. Если в течение шести месяцев в поведении проявлялись хотя бы четыре из перечисленных признаков, то можно предположить, что агрессия присутствует.
Дарья Капишникова, психолог,
основатель молодежного проекта «Кукуха летит в космос»:
— Исследования на тему влияния компьютерных игр на поведение подростков не показывают прямой связи между агрессивностью и пристрастием к шутерам (жанр, в котором убивают других персонажей). Уровень озлобленности у подростков, регулярно играющих в компьютерные игры с насилием, будет выше, но это не является доказательством того, что причиной является программный продукт. Дело может быть в том, что подростки с изначально с высоким уровнем агрессивности склонны вымещать ее в виртуальной реальности.
Также среди исследований мы можем найти данные о том, что непосредственно после игры с насилием действительно повышается озлобленность. Но это имеет краткосрочный эффект, который можно заметить во взаимодействии подростка с близкими людьми. При этом командные компьютерные игры, напротив, способствуют адаптации детей, они являются неким инструментом социализации.
Наиболее важным фактором являются социальное окружение подростка, его взаимоотношения с родителями и развитие социальных навыков. В семье закладываются нормы, ценности и идеалы, а в подростковом возрасте как раз формируется собственное мировоззрение. Поэтому при здоровом воспитании подросток будет способен оценить, насколько то или иное поведение приемлемо, даже если он посмотрел сериал для взрослых.
Необходимо разговаривать с ребенком о его жизни, интересоваться тем, чем он увлекается, вовремя реагировать на изменения в его поведении и честно обсуждать то, что происходит вокруг. Тогда он всегда сможет обратиться к родителям за помощью, советом, поддержкой и пониманием.