Сегодня хочется продолжить разговор о фотографии. Прошлая моя статья была о репортажных фотографах агентства Магнум фото (кто не прочитал, предлагаю ознакомиться), эта статья будет посвящена художественной фотографии.
Я, как фотограф, состою в фото клубе, где мы учимся, делимся опытом, выкладываем свои работы на обсуждение. И в один из таких моментов член фото клуба выложил фотографию своей дочери, сделанную в стиле старого Голливуда (этакий черно-белый нуар). Глядя на фотографию, я бы никогда не сказала, что героине 11 лет. Границы возраста размыты, одежда, а главное стиль фото... «маленьких девочек так не снимают»- подумала я. Рановато девочке-подростку такая стилистика в кадре.... И вспомнилась мне Энни Лейбовиц и несколько острых моментов, связанных с ее фотографиями.
Первая фотография про которую мы с вами погорим, ставшая обложкой журнала Vanite Fair в 2008 году, это поясной портрет молодой звезды Майли Сайрус. Героиня сидит к нам спиной... обнаженной спиной в кадр. Смотрит прямо, спокойным смелым взглядом, волосы распущены, грудь и живот прикрыты. Фото черно-белое. В чем проблема, спросите вы, это даже не "ню" в чистом виде?
Вся суть в возрасте модели (15 лет) и в ее полуобнаженном виде.... А еще, как мне кажется, это ракурс и взгляд, который удалось поймать фотографу, показав нам всю хрупкость и беззащитность молоденькой девушки перед этим алчным до впечатлений зрителем. Действительно, зная возраст модели на фотографию смотришь совсем по-другому.... Критики, конечно, поспешили накинуться и на фотографа, и на модель, компания Дисней, которая работала в то время с Сайрус обвинила журнал в том, что они используют эту фотографию для увеличения продаж. Напомню, что работать в шоу актриса и певица начала, когда ей было всего 11 лет. Дисней контролировал каждый шаг маленькой звезды, даже владел (юридически) ее именем. Майли находилось на съемочной площадке по 10-12 часов, а запрет на труд детей в таких условиях обходился компанией формально - отец девочки также участвовал в шоу и был с ней на съемках. Сама Майли Сайрус тогда публично извинилась перед поклонниками, сказав, что не думала, что выйдет так откровенно. Ну а Лейбовиц...Она не поняла весь этот шум и гам вокруг ее снимка и сказала, что «мы просто сделали очень хорошую фотографию с минимум косметики».
Ну а теперь, по прошествии 14 лет, весь этот скандал выглядит совсем по другому. Всплыли нелицеприятные подробности участия Майли в шоу (напомню это было очень популярное шоу «Hannah Montana») и нечистоплотность «фабрики сказок».
«Моя мама начала понимать, как много людей начали наживаться на моей личности», рассказывала Майли. «Она наняла умных людей, которые начали защищать меня. Я рада, что у меня были те, кто мог за меня заступиться».
Майли Сайрус тогда и Майли сейчас – два разных человека.
Но переместимся еще дальше в 20 век, к скандалу, связанному со съемкой беременной Деми Мур. 1991 год.
Ну а тут то что? Да, сейчас по прошествии 30 лет мы спокойно смотрим на эту потрясающую фотографию. Мало того, мы не можем сосчитать количество повторений этой фотографии, которые сделали разные фотографы.... И то количество знаменитостей, которые снялись так же, как Мур (Синди Кроуфорд, Бритни Спирс, Моника Беллуччи, Брук Шилдс, Кристина Агилера, Ева Герцигова, Клаудия Шиффер и Джессика Симпсон). А тогда, в 1991 году это был прорыв, новаторство и... скандал. Журнал обвинили в том, что он пытается сделать из беременной женщины объект желания... Этот журнал даже какое-то время продавался с заклеенной обложкой. Ну, такое себе обвинение. Давайте посмотрим на снимок.... Вульгарно? Нет! Женственно? Стопроцентно да! Лаконичный и при этом высокохудожественный снимок, героиня не смотрит на нас, отвела свой слегка задумчивый взгляд в сторону, плавные линии тела, классическое (с точки зрения греческой скульптуры) положение рук модели... Перед нами красивая женщина в самый удивительный и загадочный период жизни.... Ни пошлости, ни открытого эротизма. Теплые цвета приглушены, четкий светотеневой рисунок не портит, а лишь подчеркивает мягкость линий... Безусловно Лейбовиц большой художник, новатор, не боящийся экспериментов, готовая взглянуть под новым углом на героя...или героиню.
Есть еще один снимок и то же обложка, авторства Энни Лейбовиц, которая стала скандальной. Фотография, ставшая обложкой и вызвавшая скандал, про который я говорила выше, это обложка Vogue за 2008 год с Леброном Джеймсом и Жизель Бюндхен. Как вы думаете, в чем подвох? Что вызвало бурную реакцию общественности?
А пока вы размышляете над поим вопросом, хочу обратиться к истории искусства и поговорить о скандале в живописи, возможно самом большом и громком, и то же связанным с изображением обнаженной женщины. Думаю, многие догадались о ком я говорю.
В 1865 года Эдуар Мане представил в салоне (выставка французских художников признанных Академией) свою Олимпию... И что тут началось!! Скандал!!! Весь Париж стоял на ушах, к картине пришлось приставить охрану, зрители пытались повредить ее, бросались на нее с тростями, плевали в полотно и все это под дикое ржание, гоготание и агрессивные реплики.... Что же такое он им показал? Да, обнаженная лежит на кушетке, чернокожая служанка с цветами, котик у ног героини.... Мало ли до Мане писали обнаженных??? Тициан и его Венера Урбинская, Джорджоне и его Спящая Венера.... Да что тут говорить, далеко ходить не надо, в 1863 года медаль в Салоне взял Александр Кабанель, за свое Рождение Венеры.... Обнаженная в экспрессивной позе, среди волн морских в окружении херувимчиков....
Да, все эти художники писали обнаженных.... Но они писали богинь!!!! Напиши обнаженную, назови ее Венерой и претензий к тебе не будет, но Мане не таков. Он написал куртизанку, даму полусвета, в своей же кровати, она не отводит стыдливо взгляд, она сморит прямо на зрителя!!! Прямо в глаза!!! На шее у нее бархотка, завязанная бантом - как завязывают подарки. Рядом служанка с цветами (видимо от поклонника) в ногах черный котенок (символ нечистой силы, так же как и цвет волос героини). Итак, в приличном месте, в салоне... выставлен портрет обнаженной куртизанки... ее знают завсегдатаи Монмартра по имени. Те самые благочестивые мужчины, которые со своими женами и дочерями пришли насладиться искусством. Скандал. Картину пришлось перевесить, далеко и высоко... Но кассу выставке она сделала бесспорно. А что художник? Художник еще раз убедился, что он не свободен писать то, что считает нужным. Богинь пиши... голыми, реальных женщин – не смей.
Вернемся к обложке с Леброном Джеймсом. Чернокожий мужчина, звезда баскетбола на обложке модного журнала – это впервые. Преодоление расовой дискриминации и торжество демократии. Но зритель (американский зритель) усмотрел в этом снимке параллель с афишей к фильму «Кинг-Конг» начала 20 века. Прогрессивная общественность была возмущена.
В истории искусства всегда были первопроходцы, первооткрыватели новых жанров, смыслов, стилей. Мы знаем их имена благодаря таланту и смелости, благодаря тому что они не боялись выражать свое мнение и идти против течения академий и школ. Появление фотографии в 19 веке освободило живопись от копирования реальности и дало ей новые пути развития. То же самое сейчас происходит и с самой фотографией, которая столкнулась с новым, доселе невиданным создателем визуального контента – искусственным интеллектом. Но это совсем другая история...
Подписывайтесь на мой канал, оставляйте комментарии, буду рада видеть здесь новых читателей.