Экономические явления и процессы общественной жизни. Деньги. Инфляция

Фото с сайта: Яндекс.Картинки - Экономика
Фото с сайта: Яндекс.Картинки - Экономика

Всем здравствуйте и доброго времени суток!

Материал представлен на основе применяемых в образовательном процессе учебников: Финансовая грамотность: учебник для вузов / науч. ред. Р.А. Кокорев. — Москва: Издательство Московского университета, 2021. — 568 с. и Шихвердиев А.П. Экономическая культура: учебное пособие: текстовое учебное электронное издание на компакт-диске / А.П. Шихвердиев, А.Н. Куликова, Н.А. Оганезова.; Федер. гос. бюдж. образоват. учреждение высш. образования «Сыктыв. гос. ун-т им. Питирима Сорокина». – Электрон. текстовые дан. (2,0 Мб) – Сыктывкар : Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2022.

Рассмотрим: экономические явления в жизни человека, понятия: блага, потребности, потребление и сбережение, ресурс, время; основы экономического поведения; функции и виды деньг; понятия инфляции и дефляции; сущность валюты и валютные риски.

Экономические явления и процессы лежат в основе существования разных человеческих обществ — от примитивных первобытных до современных высокоорганизованных постиндустриальных. В течение всей жизни человек постоянно оказывается вовлеченным в экономическую деятельность, в конечном счете направленную на удовлетворение его потребностей, которое реализуется через потребление им различных частных и общественных благ, а также решение как профессиональных, так и житейских задач.

Потребители, желая купить тот или иной товар или услугу, формируют спрос на блага, а производители, выпуская соответствующие товары или предлагая услуги, создают предложение соответствующих благ. При свободной конкуренции и рыночном ценообразовании (когда на рынке много независимых продавцов и покупателей, никто из них не оказывает влияния на цены, государственное вмешательство отсутствует) фирмы для максимизации прибыли стремятся произвести максимальное количество благ по минимальным ценам.

Соотношение спроса и предложения определяет рыночную цену различных благ: чем больше спрос, тем выше цена; увеличение предложения товаров и услуг, напротив, толкает цены на рынке вниз.

Благами называется всё то, что может удовлетворять потребности людей, приносить им пользу. Экономическая деятельность связана с процессами производства, распределения и обмена, а также потребления. В этой деятельности участвуют три основных типа субъектов.

Во-первых, это отдельные потребители или домашние хозяйства (так экономисты называют несколько проживающих вместе человек, которые ведут общее хозяйство), стремящиеся увеличить свое благосостояние и обеспечить достойный уровень потребления товаров и услуг.

Во-вторых, это бизнес — организации и индивидуальные предприниматели, которые производят эти товары и услуги (экономические блага). Целью деятельности бизнеса является максимизация извлекаемой прибыли, которая образуется при превышении выручки от произведенной продукции над издержками в виде затраченных в производственном процессе ресурсов (ресурсами называются блага, которые используются для производства других благ, в том числе труд). Для повышения эффективности своей деятельности и, следовательно, увеличения прибыли фирмы осуществляют инвестиции (вложение средств в развитие собственного производства, повышение квалификации сотрудников компании) и применяют инновации (использование новых средств и методов производства, внедрение научных достижений).

В-третьих, это государство, основной целью которого должно являться повышение благосостояния граждан. Государство не только само производит, распределяет и потребляет различные блага, но и регулирует экономическую деятельность в интересах общества —устанавливает правила и требует их соблюдения.

Блага можно классифицировать разными способами. Один из них — разделение на экономические и неэкономические (природные) блага.

Экономические блага — это всё, что производится с целью удовлетворения потребностей людей: продукты, одежда, мебель, бензин, телевидение, услуги транспорта, связи, здравоохранения и образования и т. д. Такие блага также называют редкими, поскольку они существуют в ограниченном объеме. Производство и доставка экономического блага до потребителя неизбежно требуют приложения труда и затрат различных ресурсов.

Одни экономические блага (большинство товаров и услуг) называются частными, чтобы их получить, индивид должен непосредственно заплатить тому, кто их предоставляет. Коллективное потребление людьми других благ, именуемых общественными (как, например, дороги общего пользования, школьное образование или правопорядок), может быть формально бесплатным, вернее, бесплатным

для каждого конкретного пользователя, однако их производство, разумеется, тоже должно быть профинансировано. Это делается, как правило, государством за счет бюджетных средств.

Чтобы государство могло финансировать создание общественных благ, оно облагает налогами граждан и юридических лиц.

Неэкономические, или природные, блага никем не произведены, они принадлежат в равной степени всем, благодаря чему их чаще всего можно потреблять бесплатно — это климат, воздух, пресная вода рек и озер, леса и т. п. В сравнении с экономическими благами они представляются бесконечными. Тем не менее «неограниченность » и «бесплатность» этих благ, конечно, иллюзорна: для их устойчивого воспроизводства без ущерба для удовлетворения потребностей будущих поколений всему обществу необходимо нести издержки по охране окружающей среды.

Важно уметь правильно распределять имеющие блага и доходы во времени: распоряжаться текущими поступлениями так, чтобы поддерживать за их счет не только настоящее, но и будущее потребление.

Для этого и существует сбережение — накопление и преумножение текущих доходов с расчетом на удовлетворение потребностей в будущем. Таким образом, в каждый момент времени доходы должны разделяться на две части: на текущее потребление и на сбережение, или будущее потребление. В целях увеличения последнего некоторую долю доходов вкладывают в депозиты, ценные бумаги, другие финансовые инструменты.

Пропорции деления доходов на потребление и на сбережение определяются в зависимости от:

величины текущего дохода (как правило, чем выше доход, тем большую часть его сберегают);

перспектив изменения дохода в будущем (если человек находится на пике трудовой карьеры, то ему разумнее сберегать больше, чем тому, кто находится в ее начале или, наоборот, в конце);

предпочтения сегодняшнего потребления по сравнению с будущим (чем н иже готовность подождать с удовлетворением потребностей, тем меньше человек откладывает;

как правило, люди предпочитают сегодняшнее потребление завтрашнему, поэтому они согласны отказаться от моментального удовлетворения своих потребностей только в обмен на определенную компенсацию в виде увеличенного потребления в будущем).

То есть, время – не являясь ресурсом, необходимо для привлечения других факторов, протекания технологических процессов и операций (производство, снабжение, сбыт).

Любой человек в реальных экономических условиях должен стараться принимать решения осознанно, с опорой на понимание всех аспектов текущей ситуации, оценку будущего и возможных рисков того или иного варианта поведения.

Теория поведения потребителя – при предпосылках его полной рациональности любой потребитель стремится к достижению максимальной совокупной полезности приобретенного набора благ, что обеспечивает ему максимально возможное удовлетворение потребностей в условиях ограниченного бюджета и заданных ценах на приобретаемые экономические блага. Рациональный потребитель сопоставляет между собой предельную полезность (прирост удовлетворенности от потребления каждой дополнительной единицы данного блага) и прирост своих затрат в связи с его приобретением (рыночную цену единицы данного блага). Равновесие потребителя (состояние максимального удовлетворения) достигается тогда, когда на каждую потраченную денежную единицу по любому из направлений ее расходования он получает одинаковую предельную полезность (прирост общей полезности приобретенного набора благ). Если это условие не соблюдается, есть возможность увеличить совокупную полезность набора за счет сокращения размера покупки блага, дающего меньший прирост совокупной полезности и перераспределения денег на расширение приобретения благ, дающих большую предельную полезность. Значит, оптимум потребителя пока не достигнут. Когда он достигается, уже нет возможности увеличить общую полезность набора за счет изменения его структуры и перераспределения имеющихся ограниченных финансовых ресурсов.

Теория поведения производителя (в т. ч. фирмы) – основана на том, что рациональный производитель стремится к максимизации прибыли, для этого при принятии своих решений он сопоставляет дополнительные выгоды (пре-дельный доход – прирост выручки от единицы произведенной и реализованной на рынке продукции) и предельные издержки (прирост валовых издержек в связи с производством дополнительной единицы продукции). Он достигает своей цели (находится в равновесии, максимизирует прибыль), когда производит такой объем выпуска, при котором предельный доход и предельные издержки последней произведенной единицы продукции равны между собой. Если это условие равновесия производителя не соблюдается, получаемая прибыль не максимальна и может быть увеличена за счет изменения объема выпуска. Достижение максимальной прибыли (предпринимательского дохода) в то же время обеспечивает максимальное удовлетворение потребностей предпринимателя, при условии его рационального выбора уже как покупателя продукции других на потребительских рынках.

По мнению институционалиста, лауреата Нобелевской премии по экономике Оливера Уильямсона, в западной теоретической экономике используются следующие две основные модели рационального поведения:

1) Рациональность (как императив)– полная (абстракция, не встречающаяся на практике) и ограниченная, которая означает, что субъекты, стремящиеся к максимизации своего благосостояния, пытаются принимать рациональные решения, но из-за неполной информированности не всегда способны выбрать наиболее эффективный вариант из осознанных альтернатив. На основе этого подхода фирмы моделируются как производственные функции, потребители – как функции общей и предельной полезности, распределение ресурсов между различны-ми сферами их производительного использования рассматривается как постоянное отклонение от оптимума, которые рыночная система стремится восстановить.

2) Разумный эгоизм в рамках следующих правил:

1. Простое следование своим интересам – вариант эгоизма, на который опираются неоклассические модели экономического поведения. Субъекты заключают рыночные сделки, заранее информированные об условиях внешней среды и реальных целях противоположной стороны. Все контрагенты свои обязательства в рамках принятых правил и обычаев делового оборота. Для достижения их плановых целей нет никаких препятствий в виде нестандартного, неправильного или нерационального поведения.

2. Оппортунизм – следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. В итоге причиной нерационального поведения и связанных с ним экономических потерь является несоблюдение соглашений контрагентами.

3. Послушание – основано на том, что людям иногда проще подчиняться власти институтов (государство, церковь, партия, ОПГ), представители которых «лучше» знают, что и сколько нужно потреблять обычному человеку и что ему для этого делать, чем самостоятельно принимать непростые экономические решения. В данном случае декларируемой целью индивида является не максимизация его личного благосостояния, а рост коллективного экономического и общественного благосостояния.

Институциональные подходы к поведению реального субъекта объединяют побудительные мотивы эффективного использования ограниченных ресурсов с его реакцией на сигналы от институтов как поведенческих шаблонов в условиях ограниченной информации. Представители институционального подхода пытаются учитывать внутреннюю систему ценностей, привычек, целевых установок, стереотипов поведения, основанных на психологических и религиозных особенностях. Результат его экономического выбора – не во всем предсказуем, отражает деятельность сложной нервной системы человека, находящейся под влиянием изменчивой окружающей среды, наследственности и воспитания. Человеческое поведение не является ни беспричинным (необусловленным), ни абсолютно предсказуемым. Из изложенного выше можно сделать вывод, что в реальной действительности субъекты не всегда стремятся к максимизации экономических результатов и ведут себя абсолютно рационально. Ошибки поведения – отклонения от рациональной модели – вызываются разными причинами, при этом психологи и поведенческие экономисты выявили, что часть этих ошибок имеет систематический характер для людей с подобными социальными и демографическими характеристиками. Этот феномен стал называться поведенческие эффекты (behavioral biases). Поведенческие эффекты – это устойчивые отклонения от рационального поведения, характерные для отдельных социальных групп и проявляющиеся определенным образом в определенных контекстах. В поведенческой экономике их выделяют около 200. Рассмотрим наиболее известный пример подобного эффекта в форме «когнитивного налога на бедность», или «близорукости бедняков». Суть этого эффекта в том, что малообеспеченные люди для решения каждодневных финансовых проблем выживания вынуждены пользоваться автоматическим «близоруким» мышлением, которое не предполагает рациональный поиск наиболее эффективных альтернатив и постановку стратегических целей. В итоге, они принимают решения, не способствующие преодолению бедности, берут микрокредиты под завышенные процентные ставки, идут на поводу у мошенников, которые обещают им избавление от долгов за их последние деньги и т. п. Экономические и социальные шоки также уменьшают способность людей принимать взвешенные решения. Большая общность людей, оказавшаяся разом в условиях новой «ненормальности», с трудом понимает неадекватность своих реакций и решений, поскольку все окружающие ведут себя также нерационално. Примером подобного эффекта являются массовые закупки туалетной бумаги, сахара, гречки, валюты в условиях «коронашока» или «военной операции» и санкций.

Ричард Талер, лауреат Нобелевской премии в области экономики 2017 года за вклад в теорию поведенческой экономики, первым выделил такие поведенческие эффекты: – эффект обладания (endowment effect), связанный с большей ценностью для индивида того, чем он уже обладает (касается благ не первой необходимости), по сравнению с теми, которыми может овладеть взамен. Так, в процессе эксперимента студенты чаще отказывались менять заранее подаренные им кружки на шоколадки. Когда же им предложили просто выбрать между кружкой и шоколадкой, выбор разделился почти поровну. – ментальной бухгалтерии (mental accounting) индивида, в голове которого при различных расходах одни и те же денежные единицы имеют разную ценность. Это объясняет, например, одновременное наличие у субъекта пополняемого депозита и долга по кредитной карте, поскольку учет сбережений в отдельной мысленной категории делает их более ценными.

Итак, традиционно экономическая наука в центр своего анализа ставит рационального индивида. Однако множество исследований показывают, что люди часто ведут себя нерационально, даже когда имеют дело с деньгами. Более того, поведенческая экономика, работающая на стыке экономики и психологии, показывает, что нерациональное поведение более характерно для людей, чем рациональное. Давайте рассмотрим, какие факторы влияют на ваше потребительское поведение. Помимо объективных факторов, дающих вам некоторую усредненную характеристику и не объясняющих многие ваши потребительские решения (возраст, пол, состояние здоровья, социальное положение, уровень до-хода и др.), в нашем списке будет много так называемых субъективных факторов, которые характеризую вашу индивидуальность и даже самочувствие (любите ли вы выделиться из толпы, следуете ли вы моде, способны ли вас привлечь объявления о распродаже, задумываетесь ли вы, совершая покупки, о завтрашнем дне или тратите все, что появляется у вас в кошельке, пришли вы в продуктовый магазин сытым или голодным и др.). Как видим, есть множество факторов, способствующих нерациональному экономическому поведению в сфере потребления и финансов. Эти факторы можно рассматривать как психологические и социокультурные.

Под психологическими особенностями экономического поведения понимаются закономерности принятие нерациональных экономических решений, обусловленные спецификой психологии даже экономически информированного и образованного человека. Эти психологические особенности можно условно разделить на три группы:

1) межвременные предпочтения:

Межвременные предпочтения формируют «смещение к настоящему». Оно заключается в том, что люди ценят настоящее больше, чем будущее, поэтому склонны к нетерпеливости: сегодняшняя потребность сильнее будущей, даже если в будущем это товар первой необходимости, а сегодня нет. Эти предпочтения является причиной следующих нерациональных поступков: необязательные траты (люди покупают то, что фактически им не нужно и не приносит удовлетворения их потребностей), активное использование людьми дорогих краткосрочных кредитов «до зарплаты» (человек отказывается умерять свои потребительские аппетиты, несмотря на нехватку средств, а готов за них переплачивать).

2) неодинаковое отношение к риску:

Неодинаковое отношение к риску вызывает такую психологическую особенность многих индивидов, как стремление к избеганию потерь. Люди острее и болезненней воспринимают финансовый проигрыш, чем эквивалентный по размеру упущенный выигрыш, это проявляется нерациональных финансовых решениях, когда субъект не продает какой-то актив по цене, ниже цены его приобретения даже в условиях плохой будущей конъюнктуры и риска потерять еще больше.

Эта психологическая особенность связана и с социокультурной причиной нерационального поведения, определяемой как уровень доверия к разным категориям: к близким людям, к чужим и малознакомым людям, к институтам власти, финансовым организациям. Например, доверие к институтам определяет, каким образом и куда пойдут финансовые потоки. Экономисты оперируют понятием социального капитала – нормы честности, доверия, кооперации, принятые в обществе. Чем меньше величина этого капитала, тем больше склонность к избеганию потерь, зачастую приводящая к нерациональным финансовым решениям.

3) ограниченность ресурса внимания– связана с неспособностью человека при принятии решения анализировать всю информацию. Поэтому на его решение часто оказывают влияние совершенно посторонние, случайные, субъективные факторы и у людей возникает много психологических особенностей. Например, эффект якоря, когда человек в качестве точки отсчета для оценки выгодности покупки или другого финансового решения выбирает необъективную информацию, которая оказалась у него на тот момент «под рукой». Например, «старую» цену с ценников товаров на распродаже, которая заботливо размещена продавцами для «правильного» принятия решения о выгодности покупки. Или смещение к подтверждению – когда люди воспринимают в качестве заслуживающей внимания только ту информацию, которая подтверждает их уже сложившееся преставление. Современные исследования показали, что выраженность психологических особенностей зависит от способности человека к концентрации внимания. А текущее финансовое состояние человека влияет на эту способность: человек в тяжелом финансовом положении, постоянно ищущий деньги для оплаты долгов и для покупки товаров первой необходимости, имеет меньше возможности для концентрации, необходимой для принятия финансово грамотных решений, которые позволят ему преодолеет бедность. Получается замкнутый круг: человек беден из-за принятия неграмотных решений и из-за бедности не может принимать грамотные решения. В этой ситуации обучение молодежи финансовой грамотности позволит избежать заключения человека в этот замкнутый круг.

Экономические ресурсы, необходимые для производства, – это блага, которые можно использовать для производства других благ, которые имеют больший полезный эффект в потреблении. Выделяют следующие основные виды ресурсов по носителю, представленные на рисунке:

Рисунок 1 - Основные виды ресурсов по носителю
Рисунок 1 - Основные виды ресурсов по носителю

Имеющиеся в экономике ресурсы могут и не быть задействованы в текущем производстве, только те из них, которые привлечены и производительно используются организацией становятся ее внутренними факторами производства. Фактор производства – то, без чего производство не может начаться или возобновиться. Это существенное условие, влияющее на возможность, протекание и результаты производственного процесса.

Виды внутренних факторов:

1. Земля – пашня и пространство для размещения производственных и социальных объектов.

2. Капитал – материальные и финансовые активы, способствующие производственному процессу. Выделяются основной (здания, сооружения, машины и оборудование) и оборотный (запасы сырья, материалов, готовой продукции, деньги в кассе и на счетах, ценные бумаги) капитал.

3. Труд – процесс затрат умственной и физической энергии людей в производстве.

4. Предпринимательство– затраты умственной и физической энергии предпринимателем в процессе реализации своих функций.

5. Время – не являясь ресурсом, необходимо для привлечения других факторов, протекания технологических процессов и операций.

6. Информация – непосредственно используемая для принятия хозяйственных решений система знаний и данных.

Но на результаты производства могут повлиять и факторы внешней среды производителя.

Внешние факторы производства:

– природно- экологические– стихийные бедствия, пандемии, экологические катастрофы;

– административно-правовые – изменение нормативно-законодательной базы;

– экономические – фаза цикла, изменения цен, занятости, процентных ставок и курсов валют;

– демографические – изменение в величине и структуре населения как потребителей и поставщиков трудовых услуг;

– социокультурные – изменения в ценностных установка, приоритетах, ожиданиях населения;

– политические – войны, революции, терроризм;

– технологические – изменения в технологиях, техногенные аварии.

Еще одни универсальный закон экономики – закон относительной ограниченности ресурсов – гласит, что ресурсы всегда ограничены относительно безгранично растущих потребностей, поэтому обществу и конкретному производителю необходимо выбрать наиболее эффективное направление их производительного применения и способы использования, чтобы хоть и не полностью, но максимально возможно удовлетворять потребности.

Для того чтобы иметь возможность производить или потреблять, необходимо обладать правами собственности на ресурсы и продукты, полными или правом пользования ими.

Собственность – это отношение между субъектами по поводу объекта (имущества – материального движимого и недвижимого, биологического, финансового или неосязаемого).

Это базовый институт, определяющий систему социально-экономических отношений, форму обмена, принципы распределения, способы и стимулы привлечения ресурсов в производство.

Права собственности:

– владения – право назвать объект своим и не допустить других к его использованию;

– пользования – право на присвоение полезного эффекта от объекта;

– распоряжения – право на определение юридической судьбы объекта (право продать, заложить, сдать в аренду, обменять, видоизменить, уничтожить, передать по наследству, управлять его функционированием, реорганизовывать и др.).

Исторически в единстве и борьбе сосуществуют два основных типа собственности – общая и частная.

Отношения и права общей собственности возникли раньше, поскольку формами ее проявления являются общинная, муниципальная и государственная (на федеральном и муниципальном уровне). У субъектов складываются отношения совладения и сопользования объектами (преимущественно это природные объекты, места общего пользования, средства производства общественных благ), а право распоряжения у отдельного индивида отсутствует, делегировано представителям власти (диктаторам, советам, органам исполнительной государственной власти).

Частная собственность возникла на этапе разложения первобытно-общинного строя, ее объектами являются преимущественно частные блага потребительского и производственного назначения, в отношении которых инди-вид может реализовать все права собственности. Формы частной собственности – индивидуальная и коллективно-частная,

Коллективно-частная форма (в российской правовой системе она называется общей долевой), так же как и общая (совместная), предполагает отношения совладения и сопользования объектом узкой группой людей, но каждый член этой группы может реализовать право частного распоряжения своей долей объекта. Эта форма собственности на блага потребительского назначения может выступать в виде семейной, на средства производства может также быть семейной, кооперативно-паевой, корпоративной. На базе последней (акционерной формы) развиваются смешанные (частно-государственные) и совместные (резидентов разных стран) формы собственности на объекты хозяйственной деятельности.

Распределение – важная фаза воспроизводства, опосредующая фазы производства и потребления, это процесс формирования доходов экономических субъектов, отражающий как степень их участия в создании совокупного продукта, так и величину их претензий на созданное, вне зависимости от степени такого участия. Важность фазы распределения в том, что оно создает возможности для воспроизводства экономических субъектов и стимулы к активной хозяйственной деятельности. Но не все доходы создают такие стимулы.

Доход – доля экономического субъекта в созданном продукте, прирост его благосостояния за период. На современном этапе существует множество форм доходов, их можно классифицировать как натуральные и денежные, которые в свою очереди могут иметь номинальную и реальную форму. Также можно выделить регулярные (ожидаемые), обусловленные контрактом или законодательством, и нерегулярные (спорадические) доходы, не связанные с заключением контрактов. Можно рассматривать легальные и нелегальные формы доходов (получение которых связано с нарушением законодательства, в том числе налогового). Западная экономическая теория выделяет явные (прямые поступления ценностей за период, потоковый доход) и вмененные (имплицидные, неявные) – проявляются не в форме прямых денежный поступлений, а в экономии на рас-ходах или в виде прироста ценности имеющегося имущества.

По субъектам получателей доходов их можно разделить:

– на индивидуальные (личные) – различные доходы конкретного индивида за период;

– групповые – доходы семьи или фирмы (производящей оргструктуры);

– совокупные – ВВП, ВНП, национальный доход, личный и располагаемый доход сектора домашних хозяйств, доходы государственного бюджета (налоговые и неналоговые).

В рыночной экономике главными, определяющими все остальные, являются доходы производителей (фирм), которые рассчитываются как валовые и чистые.

Валовый доход организации за период– это сумма ее выручки от реализации продукции (предоставленных услуг) и внереализационных доходов от имущества организации, полученных процентов, арендной платы, субсидий, страховых выплат, компенсаций и т. п. Предельный доход производителя – это прирост валового дохода в связи с производством и реализацией дополнительной единицы продукции.

Чистый доход получается в результате уменьшения валового дохода на сумму материальных расходов на износ капитала, сырье, материалы, комплектующие (текущие эксплуатационные расходы). Добавленная стоимость – это разновидность чистого дохода, при ее вычислении из валового дохода не вычитают амортизацию, только материальные расходы. Именно чистый доход организаций распределяется на индивидуальные первичные доходы, является их источником, также как и отчислений во внебюджетные фонды из фонда оплаты труда.

В экономической теории главной является классификация индивидуальных доходов, связанная с их делением на первичные и вторичные.

Первичные (факторные) доходы– результат реализации права собственности на ресурсы, участвовавшие в производстве, формируются за счет него. Их можно рассматривать как трудовые и нетрудовые.

Трудовые доходы - это доход владельца трудового ресурса (человеческого капитала) от его продажи, иначе передачи его услуг во временное производительное пользование. Трудовые доходы существуют в форме заработной платы (вознаграждения за труд работников физического труда), жалования (работников преимущественно умственного труда), премий наемных работников по итогам работы организации, гонораров (людей творческих профессий), комиссионных самозанятых посредников (риэлтеры, коммивояжеры), части чистого дохода других индивидуальных предпринимателей, денежного довольствия военнослужащих.

Нетрудовые доходы (от собственности):

· Рента – доход владельца земли, недвижимости, патентов, интеллектуальной собственности от их использования или передачи другому субъекту во временное пользование.

· Процент – доход собственника капитала (в производительной, товарной и денежной формах) от передачи его во временное пользование другому субъекту.

Прибыль – доход собственника предпринимательской способности, который складывается из платы за управление, риск, инновации и монополию, а также, в скрытом виде, плату за другие ресурсы, принадлежащие предпринимателю и использованные им в производстве на собственной фирме (вмененная рента на собственное недвижимое имущество, вмененный процент на собственный денежный капитал, вложенный в свою фирму, вмененная заработная плата, в случае, если предприниматель сам работает в своей фирме, заменяя наемного работника).

Бухгалтерская (балансовая) прибыль организации (или ИП) за период вычисляется по остаточному признаку как разница между валовым доходом и издержками.

Издержки производителя (фирмы) – это денежное выражение всех потерь, которые несет фирма в связи с осуществлением производства и реализацией продукции, а также с самим своим существованием как устойчивой организационной структуры (выплата налогов на имущество организации, страховые платежи, затраты на охрану материальных ценностей).

Общие (валовые издержки) составляют сумму производственных и трансакционных издержек производителя за период.

Производственные издержки– непосредственно связаны с привлечением (оплатой услуг) ресурсов в производство (заработная плата основного и вспомогательного персонала, затраты на сырье, материалы, энергию, транспортные расходы, арендная плата, проценты по кредитам), определяются технологическим процессом. Их величина определяется как сумма произведений цены за единицу внутреннего фактора на количество этого фактора, использованного для производства выпущенной за период продукции. Следует отметить, что в рыночной экономике плата за временное пользование единицей ресурса (его прокатная цена ‒ ставка заработной платы, процента, рентных платежей) формируется на соответствующем ресурсном рынке (труда, капитала, земли и недвижимости, патентов и т. п.) на основе взаимодействия спроса и предложения.

Трансакционные (операционные) издержки – это также затраты на привлечение факторов производства, но обусловлены они не технологией производства того, на чем специализируется фирма, а необходимостью организации производственного процесса, неопределенностью изменений внутренней и внешней среды и связанными с ними рисками хозяйствования. Можно рассматривать их как издержки внутреннего контроля и внешней контрактации. И те, и другие делятся на:

а) издержки поиска информации о потенциальных и реальных партнерах, конкурентах, будущих изменениях факторов внешней среды;

б) издержки ведения переговоров и заключения контрактов;

в) издержки определения, передачи и защиты прав собственности (охрана, страхование);

г) издержки измерения количества и качества факторов производства на входе и продукции на выходе;

д) издержки оппортунистического поведения – возможного невыполнения своих обязательств контрагентами (обычно существуют в виде потерь фирмы от отлынивания и шантажа партнеров, не только внешних, но и собственных наемных работников и менеджеров).

Кроме валовых экономических издержек, которые можно сопоставлять с валовым доходом с целью определения величины валовой прибыли (убытков) организации за период, выделяют также средние (удельные издержки) издержки, которые можно сравнить с рыночной ценой единицы продукции (услуги) и определить прибыль (убытки) на единицу продукции. Средние издержки определяются как результат деления валовых издержек на количество выпущенной продукции (оказанных услуг).

Условием достижения максимальной прибыли (минимизации убытков) является производство такого количества продукции, предельные издержки последней единицы которого равны пре-дельному доходу от ее реализации. Предельные издержки – это прирост общих издержек в связи с производством дополнительной единицы продукции.

Валовые и средние издержки условно делят на постоянные и переменные.

Постоянные издержки– в краткосрочном периоде их общая величина не зависит от объема выпуска продукции. Постоянные издержки делят на две группы: стартовые (затраты, связанные с первичным созданием фирмы, регистрацией, лицензированием, инжинирингом, расчисткой территории под строительство) и остаточные (на заработную плату управленческого персонала, специалистов, охранников, арендная и лизинговая плата, проценты по кредитам, страховки, электроэнергию для освещения и работы систем безопасности, налоги на имущество организации). Это издержки, связанные с привлечением и охраной постоянных ресурсов организации, их надо нести в краткосрочный период и при прекращении производства (нулевом выпуске).

Переменные издержки– их величина определяется технологическим процессом и находится в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции (затраты на заработную плату основного персонала, сырье, материалы, полуфабрикаты, электроэнергия для работы оборудования, косвенные налоги, транспортные расходы, комиссионные торговым посредникам, косвенные налоги на единицу продукции или НДС). Это издержки, в основном, связаны с привлечением переменных ресурсов.

Явные издержки – это альтернативные издержки в форме явных денежных платежей внешним поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.

Неявные издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих собственникам фирмы, это издержки упущенной выгоды от их использования другим образом, не отражаются как затраты в бухгалтерском учете. Например, предприниматель, используя своё помещение и свои деньги в бизнесе, никому не платит арендную плату и процент за кредит. Однако, чтобы рассчитать окупаемость и реальную рентабельность своего предприятия, он должен часть своей прибыли рассматривать как арендную плату и процент самому себе. И только после вычета этих неявных издержек из бухгалтерской прибыли, он может считать оставшуюся часть экономической прибылью.

Деньги

Деньги – особый товар, всеобщий эквивалент, соизмеряющий ценность разнородных благ, абсолютно ликвидный финансовый актив, выполняющий функции меры стоимости (выражения рыночных цен), средства обмена, платежа, накопления покупательной способности.

В то же время деньги — это не только экономический, но и социальный феномен. Они присутствуют в реальности и в мечтах, они «заставляют мир крутиться», определяя мысли и действия миллионов людей.

Выделяют следующие функции денег:

Рисунок 2 - Основные функции денег
Рисунок 2 - Основные функции денег

Концепция временной стоимости денег во времени

основана на следующем принципе: рубль сейчас стоит больше, чем рубль который будет получен в будущем, например через один год, т.к. он может быть инвестирован и это принесет дополнительную прибыль.

Этот принцип является наиболее важным положением во всей теории финансов и анализе инвестиций. На этом принципе основан подход к оценке экономической эффективности инвестиционных проектов.

Данный принцип порождает концепцию оценки стоимости денег во времени. Суть данной концепции заключается в том, что стоимость денег в течении времени изменяется с учетом нормы прибыльности на денежном рынке и на рынке ценных бумаг (РЦБ). В качестве нормы прибыльности выступает норма ссудного процента или норма выплаты дивидендов по акциям.

В инвестиционной практике часто сравнивают стоимость денег в начале их инвестирования со стоимостью денег при их возврате в виде будущей прибыли. В процессе такого сравнения используют 2 понятия:

1) Будущая стоимость денег – та сумма, в которую превратяться инвестированные в настоящий момент денежные средства через определенный период времени с учетом определенной процентной ставки. Определение будущей стоимости денег связано с процессом наращения (compounding) начальной стоимости, который представляет собой поэтапное увеличение вложенной суммы путем присоединения к первоначальному ее размеру суммы процентных платежей.

2) Настоящая (современная) стоимость денег – эта сумма будущих поступлений, приведенных к настоящему моменту времени с учетом, определенной процентной ставки. Определение настоящей стоимости денег связано с процессом дисконтирования (discounting) будущей стоимости, который представляет собой операцию, обратную наращению. Дисконтирование используется в ходе анализа инвестиций.

Сущность простого и сложного процента

Под процентными деньгами или, проще говоря, процентами в финансовых расчетах понимают абсолютную величину дохода от предоставления денег в долг в лютой форме: в виде выдачи денежной ссуды, продажи в кредит, помещении денег на банковский вклад, учета векселя и т.д.

При заключении финансового или кредитного соглашения стороны (кредитор и заемщик) договариваются о размере процентной ставки – отношение суммы процентных денег, выплачиваемых за фиксированных отрезов времени, к величине ссуды. Интервал времени, к которому относится процентная ставка, называют периодом начисления.

Проценты или выплачиваются по мере их начисления или присоединяются к сумме долга, вклада. Процесс увеличения денег в связи с присоединением процентов к сумме денег называют наращением, или ростом, первоначальной суммы.

Существуют различные способы начисления процентов. Поэтому применяют различные виды процентных ставок. Ставки процентов могут применяться к одной и той же начальной сумме на протяжении всего срока ссуды или к сумме с начисленными в предыдущем периоде процентами. В первом случае они называются простыми, а во втором – сложными процентными ставками. Процентные ставки, указанные в контракте могут быть постоянными или переменными (плавающими). В данном случае значение ставки может быть равно сумме некоторой изменяющейся во времени базовой величины и надбавки к ней (маржи).

Если инвестор будет получать доход (наращивать капитал) только с суммы начальных инвестиций в течение всего срока реализации проекта, то в расчетах настоящей и будущей стоимости используется простой процент.

Основная формула наращения по простым процентам или формулой простых процентов выглядит следующим образом:

P=P(1+ni)

где F – наращенная сумма, т.е. первоначальная сумма денег вместе с начисленными процентами к концу срока,

P – первоначальная сумма денег,

n – количество периодов,

i – ставка простых процентов.

Множитель (1+ ni) является множителем наращения. Он показывает во сколько раз наращенная сумма больше первоначальной суммы.

Наращенную сумму можно представить в виде двух слагаемых: первоначальной суммы P и суммы процентов I: F=P+I, где

I=Pni.

Использование сложного процента говорит о том, что полученный доход (проценты, дивиденды и т.д.) периодически добавляется к сумме инвестиции, в результате помимо первоначальной суммы денежных средств процент берется также из накопленных в предыдущие периоды доходов. Присоединение начисленных процентов к сумме, которая служила базой для их определения, часто называют капитализацией процентов.

Основная формула сложных процентов определяет будущую стоимость денег:

Fn=P(1+i)^n

где P – современная стоимость вложенной суммы денег;

i или r – норма доходности (прибыльности) вложения (годовая ставка процента);

n – количество периодов времени.

В инвестиционном анализе величина (1+i)^n называется множителем наращения и дисконтирования (норма дисконта).

В практических расчетах в основном применяют дискретные проценты, т.е. проценты, начисляемые за одинаковые интервалы времени (год, полугодие, квартал и т.д.).

Виды денег в истории и современности

Товарные, или «случайные», деньги. Поскольку неудобства бартерного обмена как торговой системы очевидны, люди давно стали искать, что будет выполнять функции всеобщего эквивалента, или денег. В этой роли разные народы пробовали различные вещи — меха, скот, ракушки, рабов, злаки, различные минералы и перья. Однако одни «деньги» отличались громоздкостью, другие легко портились, третьи требовали постоянного ухода, а четвертых в природе было слишком много. Каждый такой вид денег в лучшем случае признавался ограниченной группой людей на относительно небольшой территории и не мог широко использоваться для торговли и платежей за ее пределами.

По мере развития человеческой цивилизации на смену случайным средствам обмена пришли металлические деньги. Обладая такими свойствами, как компактность, высокая прочность, водо- и огнестойкость, долговечность, делимость, возможность относительно точной дифференциации по весу, редкость воспроизведения (а значит, ограниченные возможности подделки), они были лишены многих недостатков первых денежных единиц.

Первоначально выпускавшиеся государством бумажные деньги обеспечивались его твердой гарантией обмена на определенное количество драгоценного металла в монетах или слитках (это так называемые «репрезентативные», или «обеспеченные», деньги, которые подлежат непосредственному обмену на другие ценности).

Считается, что первые такие деньги появились в Китае на рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры.

В настоящее время для наличных расчетов в основном используются банкноты, или бумажные деньги, различных номиналов, а для самых мелких платежей — монеты. Это наличные денежные средства.

Главная альтернатива наличности — безналичные деньги, т. е. средства на банковских счетах, используемые для расчетов посредством перечисления с одного счета на другой. Существует множество форм проведения таких платежей — прямые переводы со счета на счет, расчеты с помощью кредитных и дебетовых карт и пр. Таким образом, в отличие от платежей наличными деньгами, которые прямо поступают от покупателя к продавцу, в каждой такой сделке неизбежно присутствуют посредники — банки, где держат счета отправитель и получатель средств а также платежная система, если деньги переводятся посредством карточки. Банки являются основой системы расчетов — через них в основном осуществляются безналичные платежи в современной экономике.

Помимо «классических» безналичных денег, которые определяются наличием банковского счета, выделяют другие современные формы денег, для которых банковский счет не нужен: электронные денежные средства, квазиденьги, криптовалюты, цифровые деньги центральных банков.

Квазиденьгами называют платежные средства, которые имеют ряд денежных характеристик, но могут быть заработаны и израсходованы только каким-то специальным образом. К этой категории относятся бонусы и баллы торговых точек, сервисных организаций и платежных систем, мили авиакомпаний и т. п.

Одним из основных компонентов функционирования экономической системы являются деньги. Их количество в обращении регулируется Центральным банком. Именно деньги определяют качество жизни.

Важным свойством современных денег является их покупательная способность. Стабильность денег определяется в первую очередь их приемлемостью, уровнем инфляционных ожиданий, состоянием экономики страны.

Современные тенденции мировой и отечественной системы расчетов характеризуются переходом к электронным деньгам.

Электронные денежные средства – денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.

Электронное средство платежа– средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

В современной экономике распространены виртуальные деньги (криптовалюта).

Криптовалюта– это цифровые монеты (валюты), эмиссия и учет которой основаны на криптографических методах (например, методе защиты Proof-of-work и асимметричном шифровании), а функционирование системы происходит децентрализовано в распределенной компьютерной сети. Как правило, криптовалюты защищены от подделки, могут храниться в электронных кошельках и переводиться между кошельками. Для криптовалюты характерны ликвидность, анонимность, получение прибыли.

Данный экономический феномен подвергается неоднозначной оценке и способам реакции правительств на его развитие.

Цифровые деньги центральных банков — это недавнее нововведение; предмет дискуссий и экспериментов. Многие центральные банки рассматривают возможность и перспективы выпуска цифровой формы национальной валюты, Банк России подготовил Концепцию цифрового рубля (апрель 2021 г.). Каждая такая денежная единица — уникальный цифровой код, хранимый с помощью специального носителя — электронного кошелька. Такой код представляет собой обязательство центрального банка, то он имеет общие черты с наличностью, однако гораздо удобнее в использовании: для расчетов достаточно будет перенести запись об определенном количестве такой цифровой валюты из одного кошелька в другой. Разумеется, при этом важно установить единство всех форм национальной валюты и их простую взаимную конвертацию, а также специальную инфраструктуру, которая обеспечит обращение цифровой валюты и ее безопасность.

Таким образом, деньги можно рассматривать как один из финансовых активов (так называют компактные по форме или документарные ценности, которые способны приносить доход, — ценные бумаги, золотые слитки, банковские вклады и пр.). Хотя наличные деньги, в отличие, скажем, от депозитов или облигаций, не приносят дохода, они обладают такой полезной характеристикой, как ликвидность, или способность быть обменянными в любой момент времени на любые другие активы без ценовых потерь, по номиналу.

Инфляция и дефляция

Инфляция, или рост цен, означает, что на одну единицу денег можно приобрести меньше товаров и услуг, чем ранее. По-другому можно охарактеризовать инфляцию как обесценение денег. Обычно главной причиной инфляции в стране является чрезмерное увеличение количества денег в обращении, опережающее рост товарной массы, т. е. того, что на эти деньги можно купить.

Сегодня центральные банки развитых стран гораздо больше боятся не инфляции, а противоположного явления — дефляции (общего падения цен на товары и услуги). В нормальных условиях цены обычно растут, а не падают, лишь в ходе острого кризиса (такого, как, например, Великая депрессия в 30-е гг. ХХ в.) экономика может столкнуться с абсолютным снижением цен, которое оказывается едва ли не опаснее, чем их рост. Во-первых, при падении цен потребители будут откладывать покупки на завтра, ожидая, когда товары и услуги подешевеют, тем самым сокращая текущий спрос и загоняя хозяйственную систему в порочный круг последовательного снижения спроса и цен (так называемая «дефляционная спираль»).

Во-вторых, процентные ставки в экономике, в отличие от темпов инфляции, в отношениях между частными агентами обычно не бывают отрицательными и ограничены снизу нулевой отметкой (в противном случае кредитор получит обратно от заёмщика меньше средств, чем изначально ему предоставил). Это значит, что при снижении цен (отрицательной инфляции) в пересчете на реальные ценности (товары и услуги) заёмщик должен отдавать кредитору больше, чем предполагалось в момент займа, что будет подавлять инвестиционную активность, а также увеличивать бремя уплаты уже существующих долгов.

Наконец, когда цены растут, их колебания могут обеспечивать необходимую гибкую взаимную коррекцию, тогда как в периоды дефляции цены становятся избыточно жесткими относительно друг друга. Тем не менее об инфляции вряд ли можно навсегда забыть как о непосредственной угрозе для макроэкономической стабильности.

Стимулирующая политика ведущих центральных банков мира (Федеральной резервной системы США, Европейского центрального банка, Банка Японии) после глобального финансового кризиса 2008–2009 гг. (так называемое «количественное смягчение», когда центральные банки массово скупают обращающиеся на рынке активы, главным образом государственные облигации своих стран) ведет к увеличению количества денег, что рано или поздно может вновь породить вспышку инфляции. Не случайно признаки резкого ее усиления как в развитых, так и развивающихся странах были отмечены в 2020–2021 гг. на фоне экономического подъема при выходе мировой экономики из пандемического кризиса. Свою роль сыграли также антикризисные выплаты компенсаций, которые многие люди начали тратить, что привело к повышению спроса и росту цен. Если возвращение инфляции станет не временным, а постоянным явлением, то это, по всей видимости, потребует изменения политики центральных банков и траектории развития мировой экономики по сравнению с последними десятилетиями.

Инфляция, измеряемая как рост цен фиксированной корзины товаров и услуг за некоторые промежутки времени, — один из ключевых экономических параметров. Он отражает изменение покупательной способности денег: при возросших ценах той же суммы хватит на меньший объем покупок. Иными словами, хотя номинально денежные суммы вроде бы остаются теми же самыми, их

реальное наполнение в форме товаров и услуг в результате инфляционных процессов постоянно сокращается. Поэтому имеет смысл оперировать как номинальными (наблюдаемыми), так и реальными показателями, которые корректируются с учетом уровня инфляции (обесценения денег).

Так, для определения темпа изменения реальных доходов населения необходимо номинальный показатель роста доходов разделить на индекс потребительских цен (ИПЦ) за соответствующий период. При любом положительном значении инфляции реальный прирост благосостояния окажется ниже, чем увеличение номинальных доходов, а при недостаточно быстром его росте возможно даже абсолютное сокращение реальных доходов населения (как это было в России в 2014–2018 гг.). Таким образом, инфляция может «съедать» прирост доходов и приводить к обнищанию населения, особенно самых бедных его слоев.

Инфляция, даже если она не достигает сверхвысоких значений, как при гиперинфляции, приносит обществу дополнительные издержки.

Уровень цен на рынках товаров и услуг определяется в результате взаимодействия спроса покупателей и предложения продавцов. Чем больше количество денег в экономике, тем выше будут цены при прочих равных условиях (неизменные количество товаров и скорость обращения денег). Поэтому, регулируя предложение денег, центральные банки воздействуют на уровень инфляции. Причем на основе ставки рефинансирования, утверждаемой для всех участников банковской системы.

Ставка рефинансирования– это размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате Центральному банку России за кредиты, которые центральный банк предоставил кредитным организациям. С 1 января 2016 года значение Ставки рефинансирования приравнено к значению Ключевой ставки, устанавливаемому Центральным банком.

Ставка рефинансирования Банка России выполняет роль важного индикатора денежно-кредитной политики. В настоящее время она формально не привязана к фактическим ставкам, устанавливаемым Банком России по отдельным видам операций. Кроме функции экономического регулятора, ставка рефинансирования используется в России в целях налогообложения, расчёта пени и штрафов.

Применение ставки:

· Проценты по рублевым банковским вкладам, облагаемые НДФЛ. Налогом облагаются проценты в размере более ставки рефинансирования, действовавшей в течение периода, за который они начислены, плюс 5 процентных пунктов. С 29 декабря 2014 года согласно поправке № 462-ФЗ весь 2015 год налогом облагаются вклады выше ставки рефинансирования + 10 процентных пунктов (по валютным банковским вкладам налогом облагаются проценты в размере более 9, без применения ставки рефинансирования).

· Пени за просрочку уплаты налога или сбора. Пени равны 1/300 действующей ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

· Расчёт налоговой базы при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заёмными (кредитными) средствами. Налоговая база определяется как превышение суммы процентов, выраженной в рублях, исчисленной, исходя из двух третей ставки рефинансирования, действующей на момент получения дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора

· При отсутствии в договоре займа условия о размере процентов их размер определяется ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заёмщиком суммы долга или его части.

· При расчёте пени (штрафа) за просрочку оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги пеня составляет 1/300 (от 30 до 90 дней просрочки) и 1/130 (свыше 90 дней просрочки) от текущей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

· При расчёте пени (штрафа) за просрочку оплаты за капитальный ремонт пеня составляет 1/300 от текущей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

Ключевая ставка - процентная ставка по основным операциям Банка России по регулированию ликвидности банковского сектора. Является основным индикатором денежно-кредитной политики. Она с 18 декабря 2023 г. составляет 16%.

ЦБ использует ключевую ставку, чтобы влиять на уровень инфляции в стране. Например, когда инфляция опережает запланированные значения, регулятор поднимает ставку. В результате чего покупательская способность населения падает (меньше тратят, больше сберегают). В итоге спрос снижается, а за ним и цены. Аналогично работает и в обратную сторону. Если регулятору требуется разогнать инфляцию, ставку снижают.

Валюта. Валютные риски

Когда деньги выполняют функцию мировых денег, они называются валютой. Валюта бывает национальной и иностранной. Для нас национальной является валюта Российской Федерации — российский рубль, представленный в виде банкнот и монет Банка России, средств на банковских счетах и в банковских вкладах. Соответственно, иностранная валюта — это банкноты и монеты иностранных государств, а также безналичные денежные средства, выраженные в иностранных денежных единицах.

Иностранные валюты: американский доллар, японская иена, китайский юань, шведская крона, турецкая лира и т. д. — являются законными средствами платежа в странах, где были выпущены.

Валюта также может быть коллективной, если это денежные знаки не отдельного государства, а объединений зарубежных стран, например, евро — денежный знак стран Европейского союза (ЕС).

В некоторых государствах одновременно с национальной денежной единицей обращается параллельная валюта (одна или несколько), которая также может быть признана законным средством обращения и платежа внутри страны.

Одним из ключевых свойств валют является конвертируемость, т. е. способность национальной валюты свободно, без ограничений, обмениваться для разных целей на иностранные валюты и обратно на внутреннем и внешнем рынках без прямого вмешательства государства в этот процесс. В зависимости от степени конвертируемости выделяют три группы (класса) валют: свободно конвертируемые, частично конвертируемые и неконвертируемые. Рубль сегодня практически свободно конвертируем — ограничений на его обмен на другие денежные единицы, по большому счету, не существует.

Частично конвертируемыми являются валюты стран, в которых сохраняются ограничения на отдельные операции. Если в государстве действуют различные ограничения и запреты, касающиеся ввоза /вывоза, покупки / продажи национальной и иностранной валюты, можно говорить о неконвертируемой валюте.

Для поддержания стабильности национальной валюты большинство стран создают валютные резервы. Иностранная валюта, используемая для создания резервов другими государствами, называется резервной. Основными резервными валютами являются доллар США и евро; в последние годы растет роль китайского юаня.

Кроме того, функции резервных валют выполняют британский фунт, швейцарский франк, японская иена и некоторые другие денежные единицы.

Важным является понятие «обменный курс», т. е. стоимость одной валюты, выраженная в единицах другой. Укрепление (удорожание) национальной валюты означает рост ее стоимости по отношению к другим денежным единицам: чем выше курс национальной валюты, тем больше иностранной валюты и импортных товаров сможет приобрести любой ее держатель.

Каждое государство самостоятельно определяет правила обращения и обмена иностранной валюты на внутреннем рынке (валютный режим, режим валютных курсов) в зависимости от своего экономического потенциала, положения на мировом рынке, текущей экономической и политической ситуации. Можно выделить три основных режима: фиксированного курса, плавающего курса и промежуточный (смешанный) режим.

При режиме фиксированного валютного курса государство официально устанавливает определенное соотношение между своей валютой и другими валютами, которое оно поддерживает законодательными ограничениями и/или рыночными операциями с иностранной валютой. Основным преимуществом данного режима является предсказуемость курса, однако если установлен слишком «сильный» курс валюты, то его поддержание может привести к израсходованию валютных резервов и вынужденной девальвации, а затем резкому снижению курса национальной валюты. Встречаются также случаи, когда самостоятельная денежно-кредитная политика не проводится и страна принимает решение использовать коллективную или иностранную валюту вместо национальной либо выпускает национальную валюту под обеспечение резервной валютой с возможностью конвертации в нее по установленному курсу (валютный совет).

Плавающий валютный курс меняется в зависимости от соотношения рыночного спроса на валюту и ее предложения. Таким образом, причинами изменения валютного курса могут быть любые факторы, воздействующие на перемену этого соотношения (изменение импортных и экспортных цен, уровней инфляции и процентных ставок в стране и за рубежом, темпы экономического роста, настроения и ожидания национальных и иностранных инвесторов, изменение денежно-кредитной политики центральных банков стран, применение или анонсирование санкций).

Промежуточные (смешанные) режимы используют отдельные элементы фиксированного и плавающего валютных режимов. Например, при режиме валютного коридора официально устанавливаются границы колебаний валютного курса, поддерживаемые валютными интервенциями центрального банка. В России валютный режим менялся несколько раз. С 1992 г. Банк России перешел к системе плавающего валютного курса рубля, единый курс национальной валюты стал устанавливаться по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ).

В 1995 г. Правительство Российской Федерации ввело режим валютного коридора (устанавливались и поддерживались максимальные пределы колебания курса рубля по отношению к доллару). С 1999 г.

Банком России был установлен режим управляемого плавающего валютного курса. С 2005 г. в качестве ориентира использовалась стоимость бивалютной корзины (доллар США и евро). А в ноябре 2014 г. произошел переход к режиму плавающего валютного курса.

Сегодня ЦБ РФ не вмешивается в процесс формирования курса, т. е. фактически рубль находится «в свободном плавании», регулятор не устанавливает для себя ориентиров по уровню курса и направлению его изменения.

Операции с иностранными денежными единицами подвержены рискам, которые называются валютными:

- курсовой риск – связан с колебаниями валютного курса,

- конвертационный риск – опасность введения ограничений на конвертацию валют,

- трансфертный риск – ограничения на перевод валют за пределы валютной зоны государства и обратно.

Стремительное обесценение национальной валюты может привести к валютному кризису, сопровождающемуся сокращением международных резервов и ростом процентных ставок в экономике. В периоды валютных кризисов чаще всего от колебаний курса валют страдали обычные люди. Они, боясь остаться с обесценившимися рублями на руках, покупали валюту в момент резких скачков ее курса, порой на самом пике цены, а потом наблюдали постепенное обесценение своих валютных сбережений. Но еще более тяжелыми оказывались последствия таких кризисов для людей, бравших валютные кредиты, особенно ипотечные, так как их долги значительно возрастали в рублевом выражении, а доходы, также выраженные в рублях, обычно не увеличивались столь же сильно. Меры по сокращению валютных рисков принимает Банк России реализуя государственную кредитную политику.

Таким образом, к экономические явлениям и процессы общественной жизни относятся экономические потребности, связанные со сбережением экономических благ и их потреблении, а также инфляция и дефляция, существующие валютные риски. На основе имеющейся информации с учетом неопределенности и фактора времени формируются основы экономического поведения.

Ранее представленный материал по данной теме:

Подписывайтесь и ставьте лайки!

Рада Вашим комментариям!

Новая информация впереди! 🌞🎓📚