Что такое кафешантан? Как француз буквально поразил московскую публику своим заведением? Каким образом он смог обойти отечественных конкурентов? Почему здание, в котором разместился его театр, считали верхом безвкусицы, а над фамилией создавшего постройку архитектора посмеивались? А также - почему такая большая часть московской публики считала это место безнравственным и недостойным для посещения? Что там такого происходило? Как закончилась жизнь французского театра? И что с этим зданием случилось потом? Об этом и не только расскажу сегодня.
Парижские развлечения
Дореволюционная Москва предлагала желающим великое множество развлечений. Самыми знаменитыми, конечно, являлись рестораны и театры. Именно в последних мы и поговорим. Вернее, речь пойдёт лишь об одном из них. В те времена общественность считала его, пожалуй, самым безнравственным местом в городе. Назывались такие заведения тогда "кафешантанами". Перевод с французского: "кафе, в котором поют". Изобрели эту забаву в середине 19 века в Париже. Первые представления в России начали показывать в конце следующего десятилетия. Например, в Москве это случилось в Петровском парке. Также возникали похожие заведения и в Петербурге.
В чём была суть такого представления? Девушки, которых называли "шансонетками", пели со сцены весёлые песенки весьма фривольного содержания. Как правило, дополняли свой образ они откровенными нарядами: с глубоким декольте и короткими юбками, через которые виднелись панталоны. Довольные зрители наблюдали всю эту картину, поедая что-нибудь вкусненькое. Весьма быстро в Москве появилось несколько таких заведений, которые пользовались немалой популярностью. Конечно, не все разделяли восторг посетителей. Некоторые члены общества полагали, что такие развлечения являлись проявлением ужасной безнравственности. Тем не менее, их мало кто слушал.
В 1891 году в Москву пожаловал французский антрепренёр (театральный менеджер, если говорить современным языком) Шарль Омон. Хотя в некоторых источниках его настоящую фамилию указывают, как Саломон. Якобы он был выходцем из Алжира. Создать бизнес в России предприниматель решил после выставки в первопрестольной, где до этого показывал свой летний театр. Омон подумал, что в этом городе можно открыть очень успешное заведение. Сначала француз арендовал помещение в Камергерском переулке. Москвичам он пообещал семейное кафе-концерт с "лёгонькой французской оперетткой". Владельцы двух крупнейших варьете в первопрестольной сразу начали опасаться нового конкурента. Пишут, что даже встречались с Омоном, чтобы разделить сферы влияния. Итоги этих переговоров неизвестны. Но француз и правда быстро стал "перетягивать одеяло" на себя. Не только привлекать посетителей, но и переманивать артистов из других варьете. Платил им невероятные гонорары (до 1000 рублей в месяц).
Дурное от Дурного
Ближе к концу 1890-х театр Омона перебрался в будущий сад "Аквариум". А уже в 1901 году рядом, на Триумфальной площади, для заведения построили собственное здание. Возвели его по проекту архитектора Модеста Дурнова. Вообще он больше запомнился исследователям, как художник. Его картины получали очень высокие оценки от критиков. Они отмечали, в первую очередь, глубину творений Дурнова. Однако, как зодчий, он тяготел к излишествам. То есть в его постройках часто всё было слишком. Изначальный проект вообще предполагал отделку фасада белым фарфором и вход в театр в виде огромной пасти дракона. Лестницы внутри здания он хотел сделать из стекла.
Однако в итоге вышеуказанные элементы декора не удалось воплотить в жизнь. Есть версия, что против этого выступил московский губернатор. Но и без таких украшений здание вышло довольно вычурным. Здесь было и разнообразие форм, и объёмные детали, и даже башни. Однако всё вместе смотрелось не очень гармонично. То ли модерн, то ли эклектика, то ли вообще с некоторыми деталями классицизма. Современники из мира искусства и архитектуры в основном говорили о постройке в негативном ключе. Называли её примером дурного вкуса, не забывая упомянуть связь этого выражения с фамилией зодчего.
Помимо внешнего вида, многим не нравилось и то, что происходило внутри. Мало того, что вечерние представления были весьма развязными, так ещё и желающие могли продолжить веселье в индивидуальном порядке. Артистки кабаре начинали работать в 19 часов. Спектакль заканчивался в 23:15. Однако ресторан с индивидуальными кабинетами принимал гостей до 4 утра. До этого времени девушки не имели права уходить домой, потому что их могли в любой момент пригласить к себе посетители. Сними дамы выпивали и наслаждались вкусными блюдами. Неизвестно, происходило ли что-то ещё, но буквально за 2-3 года такой работы некоторые артистки становились владелицами дорогущих нарядов и драгоценностей.
Декадентство и безнравственность?
Несмотря на всё недовольство части общественности, от посетителей отбоя не было. При том, что стоимость входа являлась просто космической по тем временам - целый рубль. Но в основном в театр наведывались состоятельные люди. Для них эта сумма не становилась проблемой. В общей сложности внутри могли разместиться до 1000 человек. Кстати, для желавших повеселиться молодых людей существовал свод правил. В нём описывали рекомендуемый наряд и то, как следовало себя вести во время представления, а также после.
В общем театр являлся самым скандальным местом первопрестольной в начале 20 века. Одна половина москвичей его ненавидела и поливала грязью; другая - постоянно посещала. В основном, молодые люди. Интересно, что некоторые артистки театра потом рассказывали в мемуарах, что все слухи вокруг него полная чушь. Там царила жёсткая дисциплина и вообще ничего аморального не происходило. В то же время современники не скупились на жёсткие эпитеты для непристойной, по их мнению, театральной обстановки. Надо сказать, что помимо сомнительных представлений, заведение всё-таки запомнилось и другими вещами. Например, именно здесь в 1902 году состоялся первый сеанс, на котором показывали что-то вроде звукового кино. Зрителям с помощью биофонографа демонстрировали сцену из театрального спектакля "Проделки Скапена" Мольера. Диалоги там были озвучены.
Своё существование театр прекратил внезапно. В марте 1907 года в газетах появилась информация, что Шарль Омон уехал обратно в Париж. Причём незадолго до этого распродал всё своё имущество. Артистов и персонал в известность никто не поставил. Они узнали обо всём, когда пришли за своей зарплатой. В здании потом разместился другой театр под названием "Зон". Его дали по фамилии нового владельца. Уже в начале 1920-х годов здесь обосновался известный режиссёр Всеволод Мейерхольд.
Судьба Мейерхольда, к сожалению, сложилась трагически. Режиссёра в 1940 году расстреляли. Само здание в первоначальном виде просуществовало до середины 1930-х. Сначала его хотели перестроить для нового театра вышеупомянутого маэстро. Но потом он попал в немилость, а участок отдали московском филармонии. В 1940 году там открылся концертный зал имени П.И. Чайковского. Но это уже другая интересная история. О ней я расскажу как-нибудь потом.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!