Найти в Дзене

Пусть помнят живые, пусть знают потомки

Приближается 80-я годовщина освобождения Ленинграда от фашистской блокады, длившейся почти 900 дней и ночей. К этому событию причастны многие тюкалинцы, воевавшие на Волховском и Ленинградском фронтах, в их числе и мои родственники, которые защищали город на Неве.

О четверых я уже писал в районной газете, но есть и пятый, чье имя, к сожалению, мне не известно. Как сложилась его судьба, сумел ли он уцелеть, пройдя суровые испытания Великой Отечественной войны? Пока остается загадкой.

Волховский фронт был создан для прорыва блокады с востока, а Ленинградский фронт защищал подступы к городу. В целях улучшения взаимодействия войск 23 апреля 1942 года был образован единый Ленинградский фронт. Волховский фронт расформировали, и он стал Волховской группой войск Ленинградского фронта. Однако получилось хуже: управлять огромным количеством войск стало труднее. Через полтора месяца, 8 июня, вновь был создан Волховский фронт. Получается, что в начале мая 1942 года, когда погиб мой дед Трофим Емельянович Барнатович и были тяжело ранены другие родственники - Данил Емельянович Барнатович и Сергей Иванович Смирнов, - они сражались на Ленинградском фронте.

Под Ленинградом в гвардейском авиационном полку воевал и мой двоюродный дед Василий Григорьевич Мешков – брат моего деда по матери. Позднее их полк перебросили под Сталинград. В.Г. Мешков окончил войну в звании гвардии старшего техника-лейтенанта. Василий имел много медалей и орденов и погиб уже после войны.

Расскажу немного об истории своего рода, чтобы было понятнее. Моя прабабушка Маргарита (Магаруся) Барнатович в 70-х годах 19 века переселилась вместе со своими родителями Куприяном Дементьевичем и Анной Устиновной из западной части России (деревня Кадаронцы, ныне Витебская область, Белоруссия) в деревню Половинку. В Половинке эту семью называли поляками, да и в переписи 1897 года указан родной язык – польский. Ранее их деревня Кадаронцы была в составе государства Речь Посполитая, где говорили на польском языке. Вероятнее всего, в этой семье были перемешаны белорусские, русские и польские корни. В Половинке они говорили только на русском. Переселенцы построили дом, занимались сельским хозяйством, уже здесь родились младшие дети – Дарья и Андрей.

В 1898 году в Половинке появился ссыльный из Курской губернии Емельян Михайлович Лосев (мой прадед). На родине у него осталась семья – жена, дочь и сын. Так получилось, что в Половинке он сошелся с Магарусей Куприяновной Барнатович. В 1899 году у них родился сын Данил, в следующем году – Трофим (мой дед), затем – Никифор, Федор и Тимофей. Все пять сыновей носили фамилию матери – Барнатович.

Дети были еще небольшие, когда подошел конец ссылки Емельяна Михайловича. Он был кожевенных дел мастером и работал у местного купца. Хотя уже укоренился в Половинке, но ему так хотелось увидеть прежнюю семью, оставленную не по своей воле в Курской губернии. Несколько раз он порывался уйти на родину, но дети бежали следом и просили: «Тятя, тятя, не уходи!». Разрывалась душа Емельяна, и не смог он уйти. Так и умер на чужбине, похоронен в Половинке.

Во время Великой Отечественной войны старший из сыновей Данил Емельянович Барнатович воевал на Волховском фронте и был тяжело ранен в бою. Когда лечился в госпитале, встретил раненого бойца по фамилии Лосев. В разговоре выяснилось, что они единокровные братья по отцу. Да, жизнь преподносит иногда и такие неожиданные сюрпризы.

Данил Емельянович был комиссован и вернулся на родину, там он и рассказал о встрече с братом. Получается, что на Волховском фронте воевали три брата – мой погибший дед Трофим Емельянович, Данил Емельянович и солдат Лосев, тоже Емельянович. Здесь же воевал и мой двоюродный прадед Сергей Иванович Смирнов, раненный в одном бою с Данилом и, так же, как он, комиссованный по ранению.

Медалью «За оборону Ленинграда», которая была учреждена 22 декабря 1942 года, награждены мои родственники Д.Е. Барнатович, С.И. Смирнов, В.Г. Мешков. Дед Трофим Емельянович погиб задолго до учреждения медали и награду не получил. О судьбе моего двоюродного деда, солдата Лосева, ничего не известно.

В. Барнатович

Полевой госпиталь. Волховский фронт, январь 1943 г. Фотография Анатолия Гаранина
Полевой госпиталь. Волховский фронт, январь 1943 г. Фотография Анатолия Гаранина