Найти тему

Однажды мы с другом поспорили, возможна ли дружба между учеником и учителем

Оглавление

А вы как считаете?

Я лично считаю, что нет. А уровней дружбы для меня два.

Это дружба как обмен личными историями определенной глубины – и с определенным посылом и ожиданием. По типу рассказать, какой сон приснился, как на мероприятие сходила, какие планы на будущее, что понравилось в сериале, скинуть шутейку.

А есть еще дружба как единение душ. Это особенно внимательное отношение к человеку и понимание его ценности в своей жизни, соблюдение ваших правил и договоренностей, особое ощущение близости.

Так вот дружба духовная, дружба как единение душ между учителем и учеником (да и между людьми в целом) не только возможна, она нужна. Обогащающее разум и душу обучение сложно представить без этого компонента общения.

Наставник или наставница это значимые фигуры, их духовность по отношению к ученикам может зародить или воспламенить давно забытую тягу к познанию. Я много раз замечала это в своей семье, когда сидела со своими младшими братьями/сестрами и обучала их чему-то новому. Из последнего – мой младшим брат полюбил мыть посуду. Теперь на выходных, как говорит моя тетя, он сам по своему желанию моет всю посуду. При чем это после всего одного раза нашего общения на эту тему.

Успех в обучении происходит благодаря духовной дружбе, то есть сердечному отношению, и это полезно знать каждому или каждой, ведь все мы выступаем наставниками друг для друга в разных ситуациях, даже ответить человеку на улице где находится тот или иной дом это значит выступить для него наставником на пути, помочь бабушке на почте взять талон это тоже наставничество, помочь младшим в семье.

Доброе расположение к человеку в моменте = успех.

Но дружба в человеческом смысле между наставником и учеником на мой взгляд возможна только в одностороннем порядке, к примеру, если ученик пришел за советом по поводу личной ситуации к своему учителю, но наоборот – никогда. Либо учитель должен быть крайне внимателен к рассказу личного и понимать, чем это пригодится ученикам. Почему?

Потому что наставник = авторитет, это фигура высшего порядка.

Наставник это ответственность, а ответственность подразумевает ограничения, созданные ради результата.

В случае, если наставник делится личными историями, не ощущая, что переходит грань, то его/ее роли в иерархии размываются. Уважение к учителю подсознательно уменьшается, ведь это теперь не учитель, а друг, а друзьям мы не платим деньги, как своим репетиторам, перед друзьями не обязаны соблюдать дисциплину, как в школе, не сдаем им домашние задания, где особенно стремимся себя проявить, как в университете…

Итак, падает эффективность взаимодействия в рамках конкретной задачи – обучить/получить знание.

Больше того, когда наставник как фигура высшего порядка вливает свои проблемы в ученика, который в иерархии стоит ниже, он/она складывают на ученика непосильную ношу, ведь проблемы учителя, их заряд, как и его положение в системе больше, чем может вывезти ученик. Если когда-нибудь в личной беседе с учителем или учительницей вы будучи учеником выслышали жалобы на зарплату, на отношение директрисы, на какие-то семейные проблемы, то вы меня поймете. Ничто кроме когнитивного диссонанса и фрустрации от того, что вы ничем не можете помочь, вы не сможете ощутить. Так еще и внятные границы вашего контакта будут размыты практически безвозвратно.

В общих чертах картину я вижу такой. Есть нюансы и примеры. Ответить на них можно только одно: воспринимайте прочитанное адекватно и вдумчиво, как гипотезу и – зная меру. Интересно ваше мнение: как относитесь к дружбе между учителем и учеником и какого формата может быть эта дружба?

"Общество мертвых поэтов", герой Робина Уильямса – яркий пример трепетной и теплой духовной дружбы между учителем и учениками
"Общество мертвых поэтов", герой Робина Уильямса – яркий пример трепетной и теплой духовной дружбы между учителем и учениками