США следуют конфронтационным курсом в западной части Азиатско-Тихоокеанского региона.
Уже много десятилетий Тайвань остаётся одним из самых опасных очагов напряжённости на планете. Вмешательство США в события в Китае после Второй мировой войны привели к тому, что остров стал прибежищем для антикоммунистических сил, потерпевших поражение в гражданской войне. Разгромленные силы Гоминьдана во главе с Чан Кайши сумели благодаря американской поддержке сохранить контроль над Тайванем и рядом близлежащих мелких островов. 13 января там прошли очередные выборы главы администрации и депутатов законодательного юаня (парламента) острова. О результатах выборов и возможных их последствиях речь идёт в интервью, которое дал «Красной звезде» профессор Дипломатической академии МИД России, доктор исторических наук Владимир ВИНОКУРОВ.
– Владимир Иванович, итак, на Тайване прошли выборы главы администрации и депутатов парламента…
– Причём, подчеркну это особо, под самым пристальным вниманием всего мира, поскольку считается, что от их исхода зависит не только, изменится ли обстановка вокруг острова, но и как станет развиваться ситуация в регионе, да и в целом в мире.
На пост главы администрации, а он на острове обладает большой политической властью и, в частности, может назначать и смещать премьер-министра даже без одобрения парламента, претендовали трое кандидатов. Это 64-летний Лай Циндэ от правящей Демократической прогрессивной партии (ДПП), 66-летний Хоу Юи от главной оппозиционной партии Гоминьдан и 64-летний Кэ Вэньчжэ от центристской Тайваньской народной партии. В ходе предвыборной кампании Лай Циндэ не раз заявлял, что продолжит курс действующей администрации на дальнейшее отдаление от материкового Китая и будет поддерживать сближение с США и их союзниками в регионе. Кроме того, он намерен продолжать увеличивать военный бюджет и наращивать закупки американского оружия в стремлении обеспечить сохранение нынешнего статус-кво.
Кандидат от Гоминьдана Хоу Юи предлагал отказаться от конфронтации с Пекином, возобновить политический диалог и активизировать торгово-экономическое сотрудничество с материковым Китаем, снизив тем самым риск военного конфликта. Правда, при этом он не поддерживает идею скорого объединения с Китаем.
Хоу Юи также утверждал, что действующая администрация тратит слишком много ресурсов на оборону – например, на дорогостоящую программу разработки и строительства подводных лодок. А посему обещал в случае своей победы сократить военные расходы и направить дополнительные средства на решение социально-экономических проблем.
В свою очередь, Кэ Вэньчжэ занимал как бы золотую середину между двумя своими конкурентами. С одной стороны, он называл правящую ДПП «партией войны», отмечая, что её слишком жёсткая политика к Пекину провоцирует дальнейшее обострение ситуации вокруг Тайваня. С другой – обвинял Гоминьдан в излишнем сближении с материком.
Победу на выборах одержал Лай Циндэ, набрав 40,05 процента голосов избирателей, Хоу Юи получил 33,49 процента, а Кэ Вэньчжэ – 26,46 процента. Что касается выборов в законодательное собрание, то представители партии Гоминьдан займут в нём 52 места. ДПП получила 51 место. Восемь мест достались Тайваньской народной партии. Кроме того, обладателями ещё двух мандатов стали два независимых кандидата, которые, согласно сообщениям информагентств, по своим взглядам близки к Гоминьдану.
В своём выступлении по итогам выборов Лай Циндэ, который вступит в новую должность 20 мая, совершенно чётко дал понять, что считает Тайвань независимым государством, то есть продемонстрировал свою решимость не идти на какие-либо политические компромиссы.
– И как в Пекине отреагировали на победу Лая Циндэ?
– Сначала хотел бы отметить, что Тайвань – неотъемлемая часть территории Китая, и его воссоединение с материком является, как постоянно подчёркивают в Китае, общим стремлением и священным долгом всего китайского народа. Причём сделать это в Китае предпочитают мирным путём. Эту позицию председатель КНР Си Цзиньпин вновь изложил в новогоднем обращении, заявив, что жителям Тайваня самое время свыкнуться с мыслью, что они являются частью единого Китая и «нет в мире такой силы», которая могла бы помешать этому.
Лая Циндэ китайские официальные представители называли «зачинщиком потенциально опасной войны в Тайваньском проливе» и призывали жителей острова «сделать правильный выбор». Первую же реакцию Пекина на итоги выборов на Тайване изложил Чэнь Биньхуа, представитель управления Госсовета по делам Тайваня. По его словам, результаты выборов показывают, что ДПП не может представлять основное общественное мнение на острове. Итоги голосования не изменят общего стремления соотечественников по обе стороны Тайваньского пролива к установлению более тесных связей и не будут препятствовать неизбежной тенденции воссоединения Китая.
– Учитывая, что победу одержал явно устраивающий американцев кандидат, нетрудно представить, что в Вашингтоне довольны таким исходом выборов…
– Несомненно. Однако открыто это они не демонстрируют. Более того, выступая уже после выборов, Джо Байден заявил, что США привержены внешнеполитической концепции «одного Китая» и не поддерживают независимость Тайваня. Но это не более чем слова. На деле же США не заинтересованы в воссоединении острова с материком. Ведь в таком случае экономическая мощь Китая значительно возрастёт, учитывая ведущие позиции Тайваня в ряде высокотехнологичных отраслей. А кроме того, США лишатся своего рода козыря, который они используют для наращивания американского военного присутствия и поддержания политического влияния в западной части Азиатско-Тихоокеанского региона.
Администрация Байдена намерена и дальше поставлять на остров американское вооружение
– И как в этих условиях, на ваш взгляд, будет дальше развиваться ситуация вокруг Тайваня?
– Думаю, что ждать разрядки напряжённости здесь не приходится. Хотя, конечно же, никто из сторон не заинтересован в переводе эскалации в военную стадию. В Тайбэе не могут не отдавать себе отчёт в том, что в масштабном вооружённом конфликте их шансы равны нулю. Не секрет, что соотношение сил в регионе меняется не в пользу их заокеанского покровителя. Американские ВМС и ВВС не обладают уже превосходством, как это было во второй половине XX века.
Вашингтон вынужден учитывать выявившуюся в этом десятилетии ограниченность своих военных ресурсов. У США из-за украинских событий и обострения ситуации на Ближнем Востоке нет ни сил, ни средств для вовлечения в третий конфликт. Притчей во языцех стала беспомощность американского ВПК в наращивании производства боеприпасов. У администрации Байдена нет и поддержки внутри страны, необходимой для участия в новой войне, где их крупные потери неизбежны.
В нынешней ситуации Китай, как утверждают его официальные представители, будет продолжать работать с соответствующими политическими партиями, группами и людьми из различных секторов Тайваня, чтобы совместно продвигать китайскую культуру, мирное развитие отношений между двумя сторонами пролива и дело национального воссоединения.
При этом Пекин будет жёстко реагировать на любой шаг Тайбэя, направленный на отделение Тайваня от Китая. Прежде всего экономическими мерами, включая различные санкции в отношении тайваньских товаров.
Вашингтон, как мне представляется, будет стремиться провоцировать стороны ради поддержания управляемой напряжённости в регионе. Новый шаг на этом пути Белый дом уже сделал, направив на остров делегацию бывших высокопоставленных чиновников США. 14 января она прибыла в Тайбэй, а 15 января встретилась с рядом ведущих политических деятелей. Комментируя поездку делегации, американские СМИ отмечали, что она является якобы наиболее эффективным способом донести новоизбранным властям американскую политику и подчеркнуть важность связей между США и островом Тайвань. На май запланировано направление на Тайвань ещё одной американской делегации, состоящей из членов конгресса.
Администрация Байдена намерена и дальше поставлять на остров американское вооружение. Так, в этом году США поставят Тайваню первую партию танков M1A2T Abrams – 38 машин. Вторая партия – 42 танка – поступит в следующем году, ещё 28 – в 2026 году. Тайвань вскоре получит и 11 пусковых установок ракетного комплекса HIMARS, а в 2026 году – 18 установок… Всё это означает, что разрядки напряжённости вокруг острова ожидать не приходится.