Самый безопасный и перспективный источник энергии, ныне известный человечеству - атомная. Часть западных экологов. правда. считает атомную энергию недостаточно "зеленой", но это скорее дополнительный плюс в копилку РосАтома, который активно продвигает свои технологии на разные рынки.
Современный атомный реактор, как известно, достаточно компактен. требует немного топлива, производит много электроэнергии и почти не дает отходов. Но вот в этом самом "почти" скрыт некоторый нюанс...
На сегодняшний день в мире накоплено более 300 тысяч тонн отработанного ядерного топлива, да плюс еще разные радиоактивные материалы в куда большем количестве, и что с ними делать. человечество пока что не решило - точнее. не пришло к консенсусу, у каждого эксплуатанта атомной промышленности свой путь.
Сперва бочки с радиоактивными отходами просто скидывали в океан, но довольно быстро стало очевидно. что радионуклиды в воде распространяются, оседают в тканях морских обитателей и рано или поздно возвращаются к людям. Поэтому в общем случае (кроме России и Франции. про них позже) радиоактивные отходы закапывают в землю, и дело с концом. Таких хранилищ в мире немало - в Финляндии, Франции, США...
В США нормальное глубинное (до 600 метров глубина шахты хранилище для отработанного ядерного топлива (ОЯТ) есть только одно- в Нью Мексико; но используется оно только для отходов оборонной промышленности, "гражданские" реакторы хранят отходы прямо у себя.
Есть проект-долгострой в Неваде, в горном хребте Юкка-Маунтин. В него вложено более 10 миллиардов долларов. но на данный момент проект заморожен - правительственное Агентство по охране окружающей среды потребовало от атомщиков инженерных обоснований надёжности конструкции на срок в миллион лет. У строителей, само собой, таких расчетов нет и быть не может - просто не существует методов расчетов на такие сроки.
Франция на этом фоне куда более инновационна. Во-первых, у нее есть развитая сеть приповерхностных хранилищ для хранения отходов низкой степени активности, причем опыт построения таких хранилищ у Франции перенимала даже Россия.
Во-вторых, у нее есть и свое глубинное хранилище, в Нормандии. А в третьих - у нее есть завод по переработке ядерного топлива; такими технологиями в промышленном масштабе обладают только Франция и Россия.
И, наконец, Россия.
У нас есть "мокрые" хранилища ОЯТ - огромные бассейны, в которых отработавшие свое единицы топлива АЭС (так называемые "сборки") медленно остывают, чтобы в дальнейшем уйти под землю или на переработку. Подземное хранилище потихоньку строится неподалеку от Енисея, но есть и более перспективный путь...
Самая опасная часть ОЯТ - так называемые минорные актиниды: америций. кюрий и нептуний. На тонну ОЯТ таких минорных актинидов заметно менее килограмма, но вреда они могут принести очень много.
В России разработали так называемые реакторы на быстрых нейтронах. Это технология, которая была хорошо проработана в Советском Союзе и продолжает развиваться сейчас. Она отличается от обычных реакторов на медленных, "тепловых" нейтронах меньшей эффективностью и более высокой стоимостью, но у нее нашлись внезапные плюсы... Самый первый такой реактор был введен в эксплуатацию в далеком 1973 году в городе Шевченко (сейчас Актау, Казахстан).
На данный момент в промышленном масштабе такие реакторы работают только в нашей стране - это БН-600 и БН-800 под Екатеринбургом. Рядом с Томском строится инновационный реактор Брест-300, который за одну загрузку будет способен "сжечь" до 80 килограмм минорных актинидов.
Но российские инженеры. конечно же. не почивают на лаврах. В ближайших планах РосАтома - реактор БН1200, который будет не уступать традиционным реакторам в эффективности и мощности и при этом не производить отходы. а уничтожать их!
К сожалению, для того чтобы питать такие реакторы отходами, надо изготавливать из них МОКС-топливо. Эта сложнейшая задача была успешно разрешена РосАтомом в декабре прошлого года - первые три сборки МОКС-топлива прошли госприемку и будут загружены в реактор БН600 уже весной этого года для опытной эксплуатации.
А впереди - еще и инновационные реакторы на расплавах солей и другие виды "реакторов-мусорщиков", которые будут дожигать минорные актиниды, перерабатывая их в менее радиоактивные отходы и при этом еще и производя электроэнергию!
Так РосАтом предлагает решить проблему радиоактивных отходов не простым захоронением поглубже, но технологичной переработкой.
Таков путь русского инженера.