Польская команда Kat была основана в конце 1979 года гитаристом Петром Лючиком и барабанщиком Иренеушем Лотом. Чуть позже к ним присоединились Томаш Ягусь (бас) и Рышард Писарский (гитара), и квартет принялся нарезать инструментальный хард-рок с влиянием Deep Purple и Black Sabbath. В 1981 году на Силезском рок-фестивале "палачи" познакомились с вокалистом Романом Костжевским, и с тех пор их творчество приобрело песенный характер.
Несколько лет Kat перебивались концертами и лишь в 1984-м изыскали возможность выпустить первый сингл.
Миньон, записанный с новым ритм-гитаристом Войцехом Мровецем, назывался "Noce Szatana / Ostatni Tabor", и уже из этого факта было видно увлечение музыкантов сатанизмом. Тексты написал Роберт Милевский, но в дальнейшем за лирику отвечал Костжевский, мешавший оккультизм и мистику с польским фольклором.
В середине 80-х Kat прокачали свой статус, покатившись в компании с Hanoi Rocks, это дало им возможность выпустить дебютный альбом. Сначала на бельгийском лейбле "Ambush Records" вышла англоязычная версия «Metal And Hell» («Метал и Ад», 1985), а затем появился и домашний вариант, озаглавленный "666". К тому моменту коллектив уже ушёл от харда и хэви и окопался на территории трэш-метала.
Первенец – альбом, кончно, фигово записанный, и неидеально сыгранный. Но на редкость душевный, к тому же, трэшняк тут никакой не дуболомный, а какой-то домашний и уютный, что ли. Послушать альбом, несомненно стоит, и прежде всего тем, кому данный стиль не является простым звуком.
При первом прослушивании вообще создаётся впечатление, что местами вокал идёт совершенно в разнобой с музыкой, но стоит прислушаться повнимательней, и всё становится на свои места. Таинственная, гипнотичная атмосфера альбома - во многом заслуга отличной ритм-секции. Ударные и бас играют простые, но идеально аранжированные и согласованные с гитарами партии. Бас-гитара часто выбивается на первый план, играя трансовые, многократно повторяющиеся риффы („Czas Zemsty”).
Выделю треки «Diabelski Dom cz.1» и «Czas Zemsty». В остальном, несмотря на сырость, при желании, тут можно еще что-то откопать, так сказать, для души.
В 1986-м группа засветилась на крупнейшем польском рок-фесте "Metalmania", поделив сцену с Helloween, Overkill и Runing Wild, а несколько позже стала хедлайнером "Jarocin Rock Festival". Последнее из этих мероприятий было заснято на пленку телевизионщиками BBC и показано в программе "My Blood, Your Blood". На следующий год "палачи" отыграли еще два значительных концерта в своей карьере – сначала в родном Катовице они разогревали Metallica, а затем вновь рубились на "Metalmania".
Оба шоу легли в основу "живой" пластинки "38 Minutes of Life", за которой последовала студийная работа «Oddech Wymartych Swiatow» («Дыхание вымерших миров», 1988).
Описывая который-либо альбом Ката нельзя хотя бы несколько слов сказать на тему техники исполнения, так как именно благодаря ней и текстам Романа Костжевского группа приобрела огромное количество как верных фэнов, так и заядлых противников. Стихи Костжевского, столь же мрачные, как и музыка бросаются из одной крайности в другую: сплетения сложных метафор и символов, обоснованно претендующие на артистичность, сменяются строками откровенно позёрскими и глупыми.
Неоднозначность усугубляется тем, что зачастую одно и другое выступает в рамках одной песни, так как например в неимоверно крутой "Porwany Obêdem". Ну, а техника тут вообще выше всяких похвал, причём запись всё ещё хромает.
Вобщем, это небольшой, но весьма крутой трэш-альбом на польском языке. Обязательно послушайте «Porwany Obêdem», «lpisz jak kamieñ», «G’os z ciemno ci». А вообще покрутите его весь. Всего семь песен.
В записи нового альбома вместо Ягуся принимал участие Кшиштоф Стасяк, а вскоре по окончании сессий ввиду возникших музыкальных разногласий команда распалась. Вернулись Kat в начале 90-х, когда в составе Костжевский, Лючик, Лот, Яцек Регульский (гитара) и Кшиштоф Осет (бас) был записан мощнейший альбом «Bastard» («Бастард», 1991).
Скажу сразу: "Bastard" является очень качественным продуктом, и ничем не уступает западным аналогам. Треклист альбома, правда, не настолько богат на хорошие композиции, как хотелось бы. К тому же на английском песни группы звучали бы убедительнее. Но работа проделана колоссальная. Исполнение репертуара на высоте.
Дополнительный колорит этому придаёт то, что Пиотр Лючик решился отыграть весь альбом без помощи второго гитариста. Образовавшиеся вследствие этого бреши в аранжировках лидер группы успешно заполняет высочайшего уровня гитарной работой, блещущей обилием соло, прекрасным чувством стиля и великолепно поставленным звуком.
Мой фаворит на этом альбоме «Piwniczne widziadla». Невероятно круто исполненная штука.
На «Ballady» («Баллады», 1996) собственно говоря, поляки ничем не обманывают слушателя, само название пластинки «Ballady» говорит о том, что нас ожидает под обложкой. Другое дело, что такое совершенно не ждёшь от трэш-команды.
Быстрых кусков вы тут фактически не услышите, зато есть много акустических вставок и длинные, неторопливые вещи на 9:40 («Legenda Wysniona») и даже 11:53 («Delirium Tremens»). Можно по-разному относиться к данному релизу, но, как минимум, оригинально, и данный формат вполне имеет право на существование.
«Glos z Ciemnosci», естественно, баллада, единственная меня тут зацепила. Пригласив к сотрудничеству лидера "SBB" Йозефа Скжека, Kat сделали экспериментально-депрессивную прото-металлическую запись с совершенно несовместимым с прежним курсом названием.
Видео по теме: