На днях мне написал известный богослов Ричард Дэвидсон, которого многие академические издания называют "лучшим ветхозаветником наших дней". Это мой учитель, у которого я учился около 30 лет назад в университете Андрюса, и с которым около года назад Открытая Семинария вышла на связь и пригласила к открытой дискуссии. Вы можете припомнить, или еще лучше - перечитать ту публикацию. Но разговор тогда не задался - я задавал непростые вопросы, а доктор Дэвидсон находился в непрестанных поездках и выступлениях по всему миру. Но вот на днях, неожиданно, он написал мне письмо, в котором пишет о том, что с тех пор он многое переосмыслил для себя в отношении судьбы Десяти потерянных колен, и колена Ефрема в частности. Он пишет о том, что мои письма, вопросы, наблюдения и замечания помогли ему начать большой процесс переосмысления.
Доктор Дэвидсон еще не готов выйти на открытый, диалог с Открытой Семинарией - по причине опять-таки высокой степени занятости и новизны темы - для него, как исследователя, очень важно посвятить большое количество времени изучению тех вопросов, о которых он считает себя компетентным говорить. Но он с удивительным энтузиазмом откликнулся на сделанное мною "открытие", что Ефрем не исчез, да и не должен был.
Читателям Открытой Семинарии доктор Дэвидсон подкинул, однако, замечательный сюрприз. В поддержку великой темы о Ефреме и о грядущем Царстве народа святых (темам, к которым сам доктор Дэвидсон относился прежде скептически) он выслал нам заявление человека, который является для самого доктора Дэвидсона авторитетом, пророческим голосом. Речь идет об американской пророчице конца 19 начала 20 века Елене Уайт, которая является одним из основателей всемирного Адвентистского движения. В ее трудах доктор Дэвидсон с удивлением для себя (и для меня, и думаю - для вас, друзья) обнаружил текст, который твердо и категорично подтверждает все те сотни и уже тысячи публикаций о судьбе Десяти потерянных колен, и особенно о колене Ефремовом и о Царстве народа святых, с которыми знакомит читателя ОС.
К своему стыду вынужден признать, что я не помнил этот текст, хотя наверняка читал его когда-то давно. Для десятков миллионов людей по всему миру голос Елены Уайт был и остается пророческим голосом. Я не призываю вас, друзья, принять Елену Уайт (или кого-то еще) как пророка - я лишь знакомлю вас с текстами самых удивительных людей, духовных авторитетов, со всего мира - потому что удивительным образом их голоса сливаются в одну Песню Ефрему, выражают одну (мало кем замеченную!) веру и твердую надежду на Царство народа святых, на полную Победу Евангелия Царства(ом), которая не в шутку, а систематически, в серьез, на уровне учения и существования приготовит мир ко Второму пришествию Иисуса Христа!
Я знаю, что среди моих читателей есть и Адвентисты седьмого дня - которые обычно скептически относятся (или относились) к моим изысканиям, так как мои "открытия" не озвучены достаточно громко в доктринальных установках популярного адвентизма. Что ж, с сегодняшнего дня правила Игры меняются - с сегодняшнего дня уже не я должен доказывать братьям адвентистам, что заявленная ими миссия полной и безоговорочной подготовки мира ко Второму пришествию будет выполнена! Я устал это делать. Пускай теперь адвентисты попробуют доказать мне, что заявленная ими миссия обречена на провал, и что ничего хорошего не произойдет, и не будет возрождения, не наполнится Земля знания Бога... Пусть теперь попробуют спорить не со мной, а с человеком, которого глубоко уважают и почитают за пророка Божиего - Еленой Уайт! Пускай попробуют!
Но это напоминало бы попытки самоубийства - самоубийства своей веры, своего призвания, своей миссии, доверия пророческому слову. Вряд ли на это кто решится в здравом уме и твердой памяти. Итак, предоставляю для всех те памятные странички из трудов Елены Уайт (книга Пророки и Цари), которые прислал мне ошеломленный (как мне показалось) и обрадованный открывающимися светлыми перспективами доктор Дэвидсон. Время от времени, как обычно, я буду вставлять свои пять копеек коментариев, которые выделю отдельно - под грифом ОС - чтобы не путать их с основным текстом (ЕУ):
Пророки и Цари, стр 298-300
ЕУ: Пророчества Осии и Амоса о судах переплетались с обещаниями будущей славы. Десяти коленам, которые столько времени восставали против Бога и не хотели раскаяться, не было дано ни одного обетования о полном восстановлении их прежнего могущества в Палестине. До конца времени они “будут скитальцами между народами”. Но через пророка Осию было сказано, что им будет дано преимущество участвовать в окончательном возрождении народа Божьего при завершении истории земли, когда Христос явится как Царь царей и Господь господствующих. “Долгое время, — говорит пророк, — сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима. После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни” (Осии 3:4, 5). ПЦ 298.1
ОС: В этом и в целом ряде других отрывков Елана Уайт, в отличие от современных богословов, говорит о том, что потерянные некогда колена не исчезли, и что именно им будет дано преимущество участвовать в окончательном возрождении народа Божьего при завершении истории земли, непосредственно перед Вторым пришествием. Именно в связи с этими коленами (в особенности коленом Ефремовым) Елена Уайт и связывает тот грядущий славный период Царства, когда вся Земля засияет от славы Божией, когда лев и ягненок будут дружить, когда перекуют мечи на орала и когда множество людей и целых народов придут к Богу и будут служить Ему! И реализацию этого Божиего проекта Елена Уайт ставит не в связи с супер активностью церкви (которая сама нуждается в пробуждении, в возрождении), но именно с активностью "потерянного" Ефрема. Читаем дальше:
ЕУ: Символическим языком Осия излагает перед десятью коленами Божественный план восстановления каждой обращенной души, которая соединится с Его Церковью на земле, напоминая о тех благословениях, которые были даны Израилю во дни их верного служения Богу в обетованной земле. Указывая на Израиль как на того, кому Он так жаждал явить Свое милосердие, Господь говорит: “Посему вот, и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню и буду говорить к сердцу ее. И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской. И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: ‘муж мой’, и не будешь более звать Меня: ‘Ваали’ [‘Господин мой’]. И удалю имена Ваалов от уст ее, и не будут более вспоминаемы имена их” (Осии 2:14—17). ПЦ 298.2
ОС: Божественный план по восстановлению каждой обращенной души инициируется царями от восхода солнечного, Ефремом, стрелой Господней, от востока. Десять колен - то есть царства, народы - приходят в благословенное, созидательное движение, в результате которого мириады людей соединятся с Божией Церковью на земле! Церковь - это не какая-то одна национальная или доктринальная секта, которые показали свое полное бессилие и даже нежелание участвовать во все-преобразующих планах Божиих. Церковь - это собрание всех искренне верующих в Бога Творца, в Иисуса Христа, и принявших Духа Святого. Она не русская, не американская, не корейская - она Божия. Во главе ее не Папа, не Патриарх, не совет директоров - во главе ее Бог. Членство ее не по бумажкам - а по состоянию души и по Небесной Книге Жизни!
Наверное, Бог потому и решил - использовать именно царства, именно Ефрема, а не какую-то церковь, секту - для осуществления Своих грандиозных планов в последние времена, что никакая церковь или секта не смогла бы вместить людей столь разных культур, мышления, этноса, как Царство! Поэтому Царство!
ЕУ: В последние дни истории земли будет обновлен Божественный завет с теми, кто соблюдает Его заповеди. “И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности. И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии, и обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа. ПЦ 299.1
И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю, и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель. И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: ‘ты — Мой народ’, а он скажет: ‘Ты — мой Бог!’” (стихи 18—23). ПЦ 299.2
“И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова... возложат упование на Господа, Святого Израилева, чистосердечно” (Исаии 10:20). Из “всякого племени и колена, и языка и народа” люди с радостью отзовутся на зов трехангельской вести: “Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его”. Они оставят всех идолов, привязывающих их к земле, и поклонятся “Сотворившему небо и землю, и море и источники вод”. Они освободят себя от всех пут и будут стоять перед миром как памятники Божественной милости. Послушны Божьим требованиям, они будут признаны ангелами и людьми, как те, которые соблюдают “заповеди Божии и веру в Иисуса” (Откровение 14:6, 7, 12). ПЦ 299.3
“Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград — сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут. И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них. И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой” (Амоса 9:13—15)."
Елена Уайт представляет на этих страницах то, что было ей открыто, как пророчице. Она предпочитает не обсуждать тут "возможность" реализации этого проекта - Божий план не подлежит сомнению. Елена Уайт обращается здесь за помощью, за словами Писания, в которых нам даются проблески этого удивительного Царства народа святых, которому суждено наполнить всю Землю богопознанием, верой, миром, любовью.
Она твердо верила, что в последние времена исполнится все, реченное Богом через святых пророков относительно Десяти колен, относительно Ефрема, относительно великолепного, доброго, благого Царства народа святых, которое уже за поворотом, в сени, под сень которого мы уже заходим в ближайшие месяцы и годы!
Елена Уайт о России
Сохранилась всего одна запись, одно письмо, Елены Уайт, в котором она говорит о России. Это письмо является одним из самых удивительных и загадочных документов, оставленных американской пророчицей. В этом письме, адресованном одному из адвентистских миссионеров, потерпевших фиаско в России и вынужденному вернуться в Германию, она написала воистину странные, загадочные слова, намекающие на то великое, что Господь однажды сотворит в России, связывая это с Его обетованиями Царства народа Ефрема.
Поясню кое-что. Есть четко выраженные духовные законы, которые вы должны понимать, друзья, и которые отражены в Священном Писании. И один из этих духовных законов это пророческий фокус, который Бог дает пророку: этот фокус всегда сосредоточен на том, что близко пророку, что особенно дорого ему - на его народе. На том народе, среди которого Бог и поставил его (ее) как пророка. К примеру, пророки Северного царства в Писании писали лишь об участи Северного царства (Ефрема). Пророки Южного царства (Иуды) писали в основном о пророческой судьбе Южного царства. И только в своих пророчествах о последнем времени, о Дне Господнем, о времени приготовления ко Второму пришествию пророки говорили о событиях за пределами их обычных пророческих компетенций.
Также и Е. Уайт писала в основном про свою страну - США - в пророчествах. Ее известная книга, известная сегодня как "Великая борьба", изначально называлась "Америка в пророчествах", так как речь в ней идет в основном о событиях последнего времени в США. Елена Уайт говорит о США (ее стране!) как о последнем звере Апокалипсиса, который к концу времен зажрется, обнаглеет и будет пытаться терроризировать весь мир. Звучит не слишком патриотично, но честно. А честность с любовью и есть настоящий патриотизм. Пишет она и о падении Западного Вавилона (США и союзники) - в самых ярких и драматичных красках. Но вот что она писала про Россию в письме к несостоявшемуся в России миссионеру Конради:
"Мы не способны видеть и понимать, почему то доброе служение, которым ты служил людям в России, было прервано, но это одна из тех вещей, которая в конечном счете принесет благо любящим Господа... Люди ограничены, Господь же бесконечен в Своей премудрости. Небеса правят всем. Мы можем быть не в состоянии теперь согласовать этот факт с обстоятельствами, но Бог работает таинственными путями для того, чтобы осуществить Свой удивительный план, Свои чудеса. Бог действует, мы не сомневаемся в этом, с тем, чтобы дать свет многим - тем, кто, кажется, никак не мог получить знание об этом свете. Он работает, распределяя благословения ко всем людям, рассеяным по всему лицу земного шара... Бог управляет этим миром. Он Всемогущ. Будь уверен, что чего бы ни пожелала Его мудрость, движимая любовью, Его сила это исполнит" (Из письма Елены Уайт миссионеру Людвигу Рихарду Конради, написано около 1905 года).
Россия, в отличие от США, остается для Елены Уайт великой загадкой. Но из ее письма явствует, что Россия НЕ попадает в ту категорию Вавилона и трагедии падения Вавилона, которую она связывает с США. В своей "Великой борьбе" она пишет о том, каким образом Господь исполнит Свое обетование о России и о ее роли в формировании Царства народа святых, об ее идентичности с Ефремом и его благословениями:
Ангел, который присоединится к проповеди третьей ангельской вести, должен осветить своей славой всю землю. ВБ 611.1
Этот Ангел, как читатели ОС уже поняли (да и читали уже прежде) - и есть пророческий образ обетованного Белого царя, или Предтечи (я подробно писал об этом по сносочке). Что же он совершает, чего добьется?
Эта работа будет подобна той, что произошло в день Пятидесятницы. Как “ранний дождь” при сошествии Святого Духа был послан в начале распространения Евангелия для того, чтобы взошло драгоценное семя, так и “поздний дождь” будет излит в конце времени для созревания жатвы. “Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря — явление Его, и Он придет к нам как дождь, как поздний дождь оросит землю” (Осии 6:3). “И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде”. “И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть”. “И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется” (Иоиля 2:28; Деяния 2:17, 21). ВБ 611.2
И тут же она пишет о том, как это возрождение охватит весь мир и со временем окончательно и бесповоротно разделит мир на два лагеря: на Царство народа святых и на народы Гога и Магога:
Слуги Божьи с просветленными лицами, на которых лежит печать святого посвящения, будут торопиться принести небесную весть во все уголки земли. Тысячи голосов повсюду провозгласят это предостережение. Произойдет множество чудес, больные будут исцеляться, знамения и сверхъестественные случаи будут сопровождать верующих. Сатана также будет творить “великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми” (Откровение 13:13). Тогда-то жителям земли и предстоит сделать окончательный выбор.
Истина станет драгоценнее всего остального. Несмотря на сплоченные силы противников истины, большое число обращенных перейдет на сторону Господа. ВБ 612.1-2
Это и есть наступление Царства Ефрема, народа святых. Радуйтесь, друзья, ликуйте, не бойтесь "сглазить" Царство - его не сглазишь, на танке не объедешь, не раздавишь, не уберешь! Об него можно, как о камень, расшибиться, или им можно благословиться - новой молодостью, чудесами, исцелениями, силой, прояснением ума, открытием скрываемой правды, радостью служения, совместного построения - с Богом, со святыми ангелами и с людьми - обетованного Царства Святой Руси.
Зачем вам идти против рожна Царства? Зачем вам спорить с Богом и Его пророками? Примите это Царство! Примите! Примите! И заявите об этом. Для этого заявления не важно, кто вы сегодня - адвентист, православный, католик, баптист, мусульманин, эзотерик, "почти агностик", коммунист, демократ, русский, немец... Просто возьмите и заявите во всеуслышание, во свидетельство, прямо здесь, и в вашем доме, и в вашем медийном пространстве, и на работе: Я верю в Царство Святой Руси! Я верю в приход Царства народа святых! И я верю, что я войду в него и послужу в нем - во славу Богу, на радость людям!
В публикации Каким будет Царство народа святых - Царство Святой Руси? я даю библейскую картину этого Царства народа святых, о котором пишет Елена Уайт, пишут многие другие пророки. Непременно порадуйте себя - прочтите и перечтите! Это утвердит вас в Царстве, введет вас в него вначале верою, потом и в жизни!