Главная сенсация распределения "Оскаров" в 2024 году, как мне кажется, уже случилась. Несмотря на все усилия общественников и энтузиастов феминистского движения, их прошлогодний гимн "Барби" оказался номинирован практически исключительно по "мужской линии" – академики отметили игру Райана Гослинга, но оставили за бортом труд Марго Робби и Греты Гервиг. Неироничная пощечина ироничному фильму, но вряд ли это можно расценивать как повод для грусти, скорее, у нас появилась еще одна причина вспомнить и обсудить "кукольную" ленту, например, чтобы ответить на главный вопрос, оставленный авторами без ответа.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Нет, это не вопрос о том, гладко ли у Кена там. Наверняка существенную часть зрителей в финале разочаровало решение Барби не отвечать взаимностью на притязания ее старинного друга, явно испытывающего к ней пылкие чувства. А главное, на первый взгляд может показаться, что для отказа быть вместе у героини Робби нет никаких оснований: Кен веселый, обаятельный, красивый, он способен меняться и готов идти за любимой на самые опасные авантюры. Да, он оступился, возомнил себя кем-то бОльшим, чем спутник культовой куклы, но ведь осознал, встал на путь исправления, познал, что называется, свой шесток. Так что вроде бы у Барби не было оснований сказать Кену: "Нет", но это всё же произошло. Вам интересно, почему? У меня есть ответ. Даже два.
Вы, безусловно, помните сюжетную арку двух главных героев картины. Барби живет беззаботной жизнью в магическом городке Барбиленд, пользуясь вниманием десятков самых разных Кенов и наслаждаясь общением с такими же, как она, другими живыми куклами. Одним не очень прекрасным днем девушка обнаруживает странные изменения в своей физиологии и, что еще страшнее, психологии, заставляющие ее пуститься на поиски ответов на экзистенциальные вопросы своего существования. Вместе с влюбленным в нее Кеном Барби отправляется в реальный мир, чтобы узнать о гендерном неравенстве, капиталистической эксплуатации образов и других социальных проблемах, отсутствующих в "игрушечной" вселенной. Новые знания послужили причиной для радикальных перемен в Барбиленде и навсегда изменили саму Барби.
За исключением небольшого ухода в отрыв для постижения глубин патриархата, Кен всегда следует за предметом своего обожания, он не просто пытается завоевать любовь Барби, ему требуется ее внимание и одобрение. Но на самом деле, шансов стать второй половинкой в этом тандеме у персонажа Райана Гослинга изначально не было никаких. Несмотря на образы стереотипных людей-кукол Барби и Кен в облике Робби и Гослинга физически и ментально несопоставимы – они просто-напросто существуют в разных измерениях, а точнее, в разных наборах. Вероятно в качестве игрушек для маленьких девочек это не является большой проблемой, но в той системе координат, что выстроена в фильме, это колоссальное и, очевидно, непреодолимое препятствие.
Просто вспомните самое начало фильма – мы видим Барби просыпающуюся в своем кукольном домике в центре Барбиленда, вокруг самая ординарная игрушечная обстановка, она использует обычный "городской автомобиль", время проводит в магазинах и салонах красоты и лишь ради развлечения посещает пляж. То есть Барби в исполнении Робби – это такой усредненный, стандартизированный, универсальный вариант куклы. Кен Гослинга – совсем другое дело. Это пляжный Кен. Кен, который "работает на пляже" – по этому поводу в фильме постоянно возникают шутки. Он хорош только в непосредственной близости от воды, он не мыслит себя без песка и вы должны помнить, какой восторг Кен испытал, увидев пляж в реальном мире. "Пляжный Кен" – особая серия кукол, выпущенных Mattel, и ему соответствует своя отдельная "Пляжная Барби".
Интересно здесь то, что для персонажа Марго Робби в фильме есть "вторая половинка", это Кен в исполнении Скотта Эванса, получивший слишком мало экранного времени. Вероятно, если бы он проявил чуть больше внимания к кукле, которая положена ему производителем, Барби обрела бы счастье и без путешествия в реальный мир. Но создатели фильма почему-то отодвинули правильного Кена на третий план и заставили его заигрывать со столь же неподходящей ему Президентом Барби. С Гослингом сложнее – явной Пляжной Барби в фильме не видно, но ему бы стоило присмотреться к Барби-русалке, которую сыграла Дуа Липа, с ней, мне кажется, у Пляжного Кена больше шансов. Там, правда, пришлось бы вступить в соперничество с героем Джона Сины, а это уже совсем другое кино...
Ошибка в выборе партнеров, по большому счету, и стала главным локомотивом повествования. Барби, живущая без любящего ее идеально подходящего Кена, оказывается увлечена совершенно чуждыми для нее мыслями – отсутствие подлинной любви привело ее к кризису самоидентификации. Но еще большие проблемы испытывает "неправильный" Кен. Персонаж Гослинга стал заложником токсичных неравноправных отношений – в самом начале рассказчик прямо говорит, что "день Кена можно считать удачным, только если Барби замечает его среди других Кенов". Неверная цель добиться неправильной Барби повлекла выбор ошибочных средств достижения – отсюда всё это безумие с патриархатом, абьюзивный шантаж и взаимный обман в финале. Может, это и полезный опыт для персонажей, но, согласитесь, фильм предстает в совершенно ином свете.
Но это еще не всё. В качестве альтернативы своей версии я предлагаю вам вариант, который не слишком активно, но уже обсуждался в интернете, хотя обратили на него внимание немногие. Отсутствие чувств к Кену у Барби можно объяснить и еще одной психологической коллизией. Вспомните, когда героиня Марго Робби оказывается в реальном мире, она знакомится с Глорией, которая, фактически, ее "оживила". Вроде всё здорово, но есть нюанс – из разговоров с персонажем Америки Ферреры выяснилось, что у нее в детстве не было... Кена. Она играла только Барби, соответственно, кукла, выросшая в героиню Марго Робби, банально не знает, как вести себя с противоположным полом. Барби изначально не знала, как взаимодействовать с парнями, как отвечать на ухаживания, когда стоит отвечать взаимностью, а в каких случаях лучше сразу пресечь токсичные отношения. Неимение романтики в крови или впитанной с детскими играми заставляет Барби действовать неловко и неуклюже с теми, кто хоть как-то к ней расположен.
Две указанные выше версии нисколько друг другу не противоречат и лишь добавляют объема кукольным отношениям в кадре. И если уж относиться к кинематографу как к чему-то поучительному, то можно сказать, что "Барби" демонстрирует простую мысль: "Всем нам нужен тот человек, с которым вы действительно будете составлять единое целое". Все эти рассказы про "противоположности притягиваются", "Хорошие девочки любят хулиганов" или "стерпится – слюбится" – они в пользу бедных, неудачников и тех, кто готов смириться с судьбой. По-настоящему сильные личности борются и ищут, находят и не сдаются – только так это работает в реальном мире.
И на этом стоит пока приостановиться – грядущая оскаровская церемония имеет шансы получиться очень яркой, претенденты на призы в этом году радуют своим разнообразием. Поэтому тексты о фильмах, номинированных Киноакадемией еще будут, как и материалы об актуальных новинках. Чтобы ничего не пропустить, заглядывайте на канал регулярно – обязательно будет интересно. Еще больше околокиношных мыслей – в нашем телеграм-канале, с ним вы точно не останетесь без контента. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, ищите свою половинку, и...
Увидимся в кино!
Дополнительные материалы: