ЕКАТЕРИНА КАРСТЕН О СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЕ,
ЖИЗНИ И ПЕРСПЕКТИВАХ БЕЛОРУССКОЙ ГРЕБЛИ
1996 год. Олимпиада в Атланте. Стремительный рывок — и первой к финишу приплывает малоизвестная белорусская гребчиха. А ведь именно она вскоре станет более чем на десятилетие главной претенденткой на верхние ступени пьедестала почета важнейших турниров мира. Двукратная олимпийская
чемпионка, шестикратная чемпионка мира по академической гребле, первый
в истории нашей страны полный кавалер ордена Отечества.
Наш корреспондент встретился с той, кого журналисты нарекли Великой — Екатериной Карстен.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ
2 июня 1972 года в семье Ходотович, что жила в небольшой деревне Осечено Крупского района, родился шестой ребенок, девочка. Назвали Катей. Вспоминая свое детство, Екатерина Анатольевна рассказала, что большую часть свободного времени проводила с братом и другими мальчишками. Играли в футбол, хоккей, догонялки, лазили по деревьям и крышам. Порой и до драки доходило. Много доводилось физически работать – помогать родителям по хозяйству.
– Носила по два ведра воды на коромысле, помогала заготавливать сено, даже колоть дрова умела! – рассказала Екатерина Анатольевна. – Безусловно, это повлияло на мое физическое развитие и выносливость. В то время я и знать не знала о существовании академической гребли — ведь по телевизору ее не показывали. А вот с легкой атлетикой была знакома, участвовала в школьных
соревнованиях. Мой учитель по физкультуре говорил, что в гребле быстрее можно достичь результата, чем в «королеве спорта». Передо мной стоял выбор: чем начать заниматься. По приезде в Минск меня встретил тренер по гребле и попросил, чтобы я не старалась особо на просмотре по легкой атлетике. Я решила его послушать и не выкладывалась во время метания разных снарядов. В итоге мне сказали, что я не подхожу. И я никогда не пожалела о своем выборе.
Сначала ее поставили в лодку-восьмерку. Юная спортсменка усердно тренировалась и достигла первого результата – третье место на первенстве республики. И неожиданно для всех девушка заявила о своем… уходе из гребли!
– Я пришла в греблю за результатом. Причина таилась в этом, – призналась гребчиха. – Другие девочки в нашей восьмерке были не такими целеустремленными: кто-то выкладывался не полностью, ленились. Я гребла на результат, а они занимались для себя. Приходилось грести и за других людей. Уже тогда я хотела идти дальше, хотела побед. Я приняла решение: уйду. Но меня остановил Анатолий Иванович Квятковский. Он начал разбираться, в чем дело, какова причина моего решения. Тренер пошел мне на встречу и посадил в лодку одну. Он дал мне то, чего я хотела. Был для меня не только тренером, но и вторым отцом. Учил и воспитывал. Я благодарна ему за все, что он сделал для меня.
Первая большая победа пришла к нашей гребчихе в 1990 году. Екатерина, тогда еще Ходотович, стала чемпионкой мира среди юниоров. В финале победительницу удалось определить при помощи фотофиниша. Болгарка Румяна Нейкова оказалась позади белорусской спортсменки лишь на одну сотую секунды. История циклична, и эта ситуация повторится еще раз. Противостояние Карстен и Нейковой будет длиться долгие годы.
ЦЕНА ОЛИМПИЙСКОГО ЗОЛОТА
Успех пришел в 1992 году на летних Олимпийских играх в Барселоне. Тогда Екатерина была в составе четверки. Белоруски завоевали бронзовую награду. Через четыре года Великая впервые попробовала «на вкус» олимпийское золото, выступая уже в одиночном разряде.
– Екатерина Анатольевна, а тяжело было получить золото в Атланте? – интересуюсь у именитой спортсменки.
– Тогда на меня никто не ставил. Да, на международной арене я показывала хороший результат, но на чемпионате мира, который позволил мне выступить на Олимпиаде, я была всего седьмой. Помню, в Министерстве спорта и туризма у меня спрашивали, на какой результат я рассчитываю. На что я отвечала: «Мне бы в финал попасть». Тогда все внимание было сконцентрировано на канадке Силкен Лауман, которая была главным претендентом на титул, – рассказала Екатерина Карстен. – Анатолий Иванович посоветовал мне в полуфинале выйти на старте вперед, потом навязать борьбу, а на финише отпустить канадку. Упасть в лодке, сделать вид, что сильно устала. Я воспользовалась советом, так и сделала. В то время не было разборов гонок по видео, не было таких возможностей, а вот канадцы снимали. Помню, как проходила мимо Силкен, а она смотрит запись, разбирает гонку, анализирует. В финале я со старта начала лидировать, к середине Силкен догнала меня, но на финише я уже не сбрасывала темп, а наоборот, ускорилась. Соперница не ожидала этого рывка, и я выиграла.
С этого момента в карьере белорусской спортсменки пошла звездная полоса. В 1997 году Екатерина стала победительницей всех этапов Кубка мира, а после завоевала и титул чемпионки мира. В следующем году вышла замуж за Вильфрида Карстена и взяла отпуск по случаю рождения дочери.
– С 1997 по 2019 годы вы жили в Германии. Где вы комфортнее себя чувствуете?
– Когда я занималась спортом, мне было комфортнее жить в Германии, ведь я человек тихий, спокойный. Там меня никто не трогал. Я спокойно занималась своей работой, семьей. Не было приглашений на мероприятия, на интервью, и меня это устраивало. Но когда я закончила карьеру, то не задумывалась ни на секунду, что вернусь в Беларусь.
…К Олимпиаде в Сиднее в 2000 году Карстен успевает набрать хорошую форму и забирает второе золото. Спустя 10 лет Екатерина снова обгоняет Румяну Нейкову из Болгарии на одну сотую секунды.
– Снова одна сотая секунды. Считали ли вы тогда, что это судьба?
– Считаю, что тогда нужно было два золота давать, – поделилась Екатерина. – Мы завершили гонку, и я не знала, какая я в итоге. Подошла к спортсменке из России, спросила: «Какая я?» Она ответила, что первая, и указала на табло. Потом я подошла к заместителю министра спорта и туризма Александру Григорову, спросила про место. На что он ответил: «Молодец, Катя, все хорошо». Тогда долго ходила по понтону, думала, почему нас так долго не награждают? А я уставшая была, сильно ноги болели. Ходила туда-сюда, чтобы снять напряжение. Все думали, что я волнуюсь, но я не переживала, ведь мне
сказали уже, что я первая. Все это время судьи пересматривали фотофиниш, настолько разрыв был маленьким. Я и теперь считаю неправильным, что тогда не дали две медали, Румяна ее заслужила. Так вот, судьба это или нет? Может быть. Но в большей степени это наш упорный труд.
– О чем думает спортсмен, когда находится на пике успеха и турнир за турниром поднимается на высшие ступени пьедестала почета?
– Во-первых, это большая ответственность. Тренер каждую гонку настраивал меня на победу. Второе место для меня было бы провалом. Я никогда не зацикливалась на том, что я — олимпийская чемпионка или чемпионка мира. Я к каждому турниру готовилась так, словно это Олимпиада. Может, из-за того, что спортсмены начинают зазнаваться после побед на больших соревнованиях, потом и идет спад. Но я готовилась к каждому сезону с чистого листа. Олимпиада в Афинах в 2004 году стала для Карстен серебряной, а в 2008 году в Пекине – бронзовой. Именно в Китае Румяна Нейкова все же смогла обойти белоруску и взять заветную золотую медаль на Олимпиаде.
– Мы с Румяной до сих пор общаемся, – рассказала Екатерина. – Соперницы мы только на воде, а в обычной жизни всегда ладим. В этом году, например, она встретила наших на чемпионате мира и передала через них мне привет.
«ВНЕ СПОРТА ЖИЗНИ НЕТ»
На шестой и седьмой для себя Олимпиадах (в 2012 году — в Лондоне и в 2016-м — в Рио-де-Жанейро) в борьбе за медали Екатерина, увы, уже не участвовала. У спортсменки было желание и все шансы отобраться на восьмые Олимпийские игры, но перелом ребра перечеркнул планы. Великая приняла решение завершить карьеру.
– Насколько это было тяжелым решением для вас?
– Всю свою сознательную жизнь я занималась спортом. Я даже не представляла себя вне спорта. Казалось, что там жизни нет. Я долго вынашивала решение заявить о завершении карьеры. Но когда узнала, что у меня сломано ребро, то определилась. Было очень тяжело. Перелом случился перед чемпионатом мира, и я понимала, что уже не успею восстановиться. Перед Лондоном в 2012-м у меня также было сломано ребро, но тогда было время. В этот раз его не было.
После завершения блистательной карьеры Карстен вернулась в Беларусь. Муж должен был отправиться вместе с ней, но из-за болезни остался в Германии. Сейчас он на пенсии. Дочь Александра обучается в Германии на медиадизайнера.
– Непросто находиться далеко от семьи, но во время отпуска я езжу в Германию и провожу время с ними. А дочь периодически приезжает в Беларусь.
Сейчас Екатерина Карстен занимается тренерской деятельностью, помогает развиваться перспективной молодежи.
– Скажу честно, график у меня весьма насыщенный. То нахожусь на работе, то на сборах. Очень мало свободного времени. Мои родственники постоянно сетуют, мол, у меня было мало времени, когда была спортсменкой, это объяснимо. Но сейчас, когда закончила карьеру, почему свободного времени нет?..
Тренерскую деятельность начинала с обучения маленьких детей. Как-то весной я позвала детвору в футбол поиграть, а они — не умеют! Меня это очень удивило. Когда, как не в детстве, бегать, прыгать, играть? Необязательно заниматься спортом профессионально, но для себя – просто необходимо!
– Как оцениваете условия для развития молодых гребцов в Беларуси?
– В Бресте и Заславле у нас каналы международного уровня. Там проходили чемпионаты мира и другие старты. И спортсмены из других стран говорят, что у нас отличные условия. Россияне часто приезжают, им очень нравится выступать у нас. В Беларуси много внимания уделяется развитию спорта.
– Какие перспективы у нашей молодежи? Есть ли будущее у белорусской гребли?
– Верю, что оно есть. В этом году наши спортсмены были на чемпионате мира. Евгений Золотой стал седьмым и завоевал лицензию на Олимпийские игры. Он молод, у него еще все впереди. Также есть спортсмены, которые еще могут выиграть путевки в Париж. Очень надеюсь, что результаты покажут Татьяна Климович в одиночке, Дмитрий Фурман и Сергей Володько — в безрульной двойке. Это наш костяк, на который мы возлагаем большие надежды.
– Что бы вы хотели посоветовать молодому поколению?
– Мечтать, ставить перед собой цели и добиваться их.
Лейтенант Павел Кузнецов,«Ваяр»
Фото автора и из открытых источников