Найти в Дзене
Заметки истории

Легенда советского автомобильного производства. “Завод ЗИЛ”, как он появился, развивался, и каковы причины его банкротства

Здравствуйте дорогие друзья. Когда я изучал историю такого мощнейшего предприятия как “ЗИЛ”, мне стало грустно на душе, думаю и у вас такое же было чувство, после того как вы узнали, что распался такой великий завод. Я думал он будет жить вечно и люди на нем будут производить разную автомобильную технику, необходимую для нужд страны. Но увы, мои надежды как в принципе и многих других не сбылись.

А, когда я узнал, что рухнул Волгоградский тракторный завод, то тоже очень сильно удивился. Мне всегда казалось, что такие великие предприятия как ЗИЛ и Волгоградский тракторный завод вечны, но оказалось все по-другому.

Сегодня пойдет речь об истории происхождения и распада завода ЗИЛ. Вспомним вместе какой он был и понастальгируем о нем.

Строительство и начало развития завода

Будущий ЗИЛ основали 2 августа 1916 года. Это было время, когда Российская империя принимала участие в Первой мировой войне, и наша армия сильно нуждалась в выпуске военной и гражданской техники. На тот момент общая численность всех автомобилей в стране насчитывалась 4590 штук. Это было крайне мало.

На вооружении русской армии насчитывалось менее тысячи автомобилей. Для снабжения военных техникой в период войны, принудительно выкупались машины у населения. Ситуация таким образом так и не улучшилась. В стране на тот момент уже было налажено производство автомобилей. Оно осуществлялось на базе Балтийского вагонного завода, но из-за нехватки квалифицированных кадров и качественного оборудования, производимых этим предприятием автомобилей не хватало, чтобы покрыть военные нужды.

В 1916-ом году царское правительство выделило средства для строительства на территории страны шести автомобильных завода, один из которых нужно было построить в Москве. На нем планировалось производить до полутора тысяч автомобилей в год по итальянской технологии знаменитого автомобильного бренда Fiat. Так постепенно было основано Автомобильное Московское общество (АМО).

Но из-за грядущих проблем в стране, в 1917-ом году произошли Февральская и Октябрьская революции, полностью построить завод в срок так и не успели. Все же на предприятии была начата сборка автомобилей по итальянской лицензии.

Через некоторое время АМО расстроился и на его территории образовались крупно-ремонтные мастерские. До 1924-го года на предприятии наладили производство автомобильных двигателей, специалисты завода выполняли заказы по изготовлению запчастей для нужд железной дороги. Также на заводе производили ремонт иностранных грузовиков. Через несколько лет, а именно в 1922 году на заводе стали собирать итальянский грузовик FIAT 15 TER. В 1924 году на АМО наладили выпуск АМО Ф15, грузоподъемностью 1,5 тонны.

Лихачев становится директором АМО, внедрение конвейера в производство

В 1927-ом году предприятием стал управлять директор Иван Алексеевич Лихачев, на АМО наступила новая жизнь. В декабре того же года партией был издан указ об увеличении количества выпускаемых автомобилей АМО Ф15 до полутора тысяч экземпляров в год.

Для этого, в 1928-ом году на предприятии началась реконструкция действующих цехов и строительство новых. За два года на заводе собрали всего лишь около 1000 автомобилей. По замыслам Лихачева в производство нужно было внедрить конвейерную сборку машин, но для осуществления этой задумки нужны были большие деньги, которых на тот момент у завода не было.

В конце 1928-го года советское руководство заключило контракт с американской фирмой Автокар Компани. На наш завод планировалось привлечение иностранных инженеров и закупка американского оборудования. Также американская фирма должна была поставлять на АМО комплектующие для выпуска грузовика Dispatch SA. Руководство компании Автокар Компани обещали закончить уже начатую модернизацию предприятия АМО, после которой на заводе уже будет налажено производство 2500 автомобилей в год. По плану сроки модернизации должны были составить 16 месяцев.

Лихачев не верил всем обещаниям американцев. Позже выяснилось, что компания из США находилась в больших долгах и на модернизации АМО им хотелось заработать деньги. Договор с данной фирмой был расторгнут, это никак не повлияло на уже действующую модернизацию предприятия.

-2

В 1929-ом году у Лихачева появилась возможность выезда из страны и самому посетить Европу, и США для ознакомления с западным автомобильным производством. Во время экскурсии по заграничным заводам Лихачеву пришла мысль, что производство на всех этих заводах практически была таким же как и на АМО, ничем не лучше. Из-за проблем с визой, Иван Алексеевич вернулся в Москву, в США ему удастся попасть только через год, уже в 1930-ом году.

Его визит составил два месяца, но этого времени вполне хватило для знакомства с самим Генри Фордом и для изучения его завода. Иван Алексеевич сам лично проработал на конвейере Форд неделю. Лихачеву также посчастливилось посетить такие заводы как Chevrolet и General Motors. На свой завод он уже приехал с багажом полученных знаний, которые быстро внедрили в производство.

Осенью 1931-го года на АМО была завершена модернизация и на заводе был запущен конвейер. В октябре этого же года за один день было выпущено около 30-ти машин. В 1931-ом году АМО был переименован в ЗИС.

АМО-3
АМО-3
ЗИС-5
ЗИС-5

Весной 1935-го года ЗИС уже производил в день 55 машин АМО-3. До этого события, в 1933 году решили модернизировать модель АМО-3, результатом модернизации была новая модель ЗИС-5. Это были новые машины с более усовершенствованной конструкцией. Кстати, это был один из основных автомобилей Красной армии во времена ВОВ.

ЗИС-101
ЗИС-101

В 1935-ом году на заводе собрали второй конвейер для производства легковушек. Так была выпущена машина ЗИС-101. В конце 30-х годов Лихачева повысили в должности, его поставили Наркомом среднего машиностроения СССР. Но из-за проблем с автозаводом КИМ его вернули обратно на ЗИС.

Завод в годы Великой Отечественной войны

В первые годы Великой Отечественной войны большинство мужчин (рабочих завода) ушли на фронт. Их места заняли матери и жены, которые выполняли план по 200-300%. В годы войны завод не останавливался ни на минуту, так был выпущен санитарный автомобиль ЗИС-54 и полугусеничная машина ЗИС-42. Помимо этого, на предприятии выполняли заказы на изготовление боеприпасов и оружия.

ЗИС-42
ЗИС-42
ЗИС-54
ЗИС-54

Завод в то время работал в тяжелых условиях, за июль 1941-го года на него сбросили 567 немецких зажигательных бомб. Для немецких летчиков ЗИС был отмечен как объект особой важности, который нужно было бомбить не прекращая. Но все эти трудности только закаляли работников завода.

На предприятии производили ракеты для боевой машины “Катюша”, минометы БМ-10, ППШ (пистолеты пулеметы Шпагина). Также выпускались саперные лопаты и противотанковые ежи. Осенью 1941-го года из-за угроз захвата противником Москвы ЗИС решили эвакуировать. За 11 суток было демонтировано 12 800 единиц оборудования и погружено 7708 вагонов.

Эшелоны с демонтированным оборудованием и рабочими отправились в Ульяновск, Челябинск, Шадринск, Миасс и Троицк. В результате эвакуации ЗИСа были запущены четыре новых завода, которые работают и по сей день. Перечислим их: Ульяновский автомобильный завод (УАЗ), Шадринский агрегатный завод, Челябинский кузнечно-прессовый завод, Миасский моторный завод.

Рабочие трудились в ужасных условиях, в сильные морозы (40 градусов) ставили станки и начинали за ними работать. В каждом цеху было налажено свое производство: инструментальное, кузнечно-прессовое, литейное и т.д. В Ульяновске был главный сборочный конвейер ЗИС-5. Лихачев умудрялся управлять всеми этими заводами одновременно. Практически без отдыха он на своем самолете ежедневно посещал каждый из них.

В апреле 42-го года враг отступил от Москвы и советское правительство издало указ о срочном возобновлении производства автомашины ЗИС-5 в Москве. Да уж, я представляю в каком недоумении был тогда Лихачев.

С новых заводов под руководством Лихачева было перевезено все старое оборудование. Новое оборудование осталось на новых заводах. В июне 42-го в Москве удалось наладить производство и возобновить выпуск машины ЗИС-5.

ЗИС-110
ЗИС-110

После войны созданные Лихачевым заводы стали работать как самостоятельные единицы. На ЗИСе выпускали следующие модели: ЗИС-150, ЗИС-110.

Послевоенное время, переименование ЗИСа в ЗИЛ

В октябре 1948-го запустили полноценную сборку машины ЗИС-151. Несмотря на все трудности уже 30-го ноября завод досрочно выполнил годовой план. Помимо автомобилей в 1951-ом году было налажено производство холодильников ЗИЛ, в 1953 велосипедов. В 1952-ом году Лихачева назначили директором завода авиационной промышленности. 23 августа 1953-го он занял должность министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР.

ЗИС-151
ЗИС-151

В 1956 году Лихачев умер. За несколько месяцев до смерти у него произошел инсульт. Все работники завода просили присвоить предприятию имя его бывшего директора. Через пару дней ЗИС переименовали в ЗИЛ (завод имени Лихачева).

ЗИЛ-130
ЗИЛ-130

При жизни Лихачев отдавал все свои силы и время заводу, но главную машину он не успел увидеть, ЗИЛ-130. Первый опытный образец выпустили в декабре 1956-го, через полгода после смерти Лихачева.

Во второй половине 50-х годов была выпущена модернизированная машина ЗИС-164, которая производилась на базе ЗИС-150. Первой опытной моделью 130 была ЗИЛ 1Э130. Серийно ЗИЛ-130 стали производить в 1963 году.

Разработка КАМАЗа и постепенное угасание ЗИЛа

С течением времени в стране не хватало более грузоподъемных машин чем 130-й. Поэтому конструкторы приступили к разработке нового бескапотного тягача под опытным названием ЗИЛ-170, будущего КАМАЗа. Заводом были брошены все силы на разработку этой машины.

ЗИЛ-170
ЗИЛ-170

Сборка КАМАЗА 5320 полноценно началась в 1976 году. В результате этого, в первой половине 80-х, предприятие осталась со своими старыми проектами. Из стола пришлось достать запыленные чертежи и возобновить замороженные проекты ЗИЛ -133 и ЗИЛ-169. В 1985-ом году на заводе был собран новый грузовик ЗИЛ-4331, в 1987-ом году было налажено его серийное производство.

КАМАЗ 5320
КАМАЗ 5320

В конце 80-х на предприятии выпускалось до 200 тысяч автомобилей в год. В 90-е годы на ЗИЛе наступили перемены к худшему. В 1992 году это уже было Акционерное общество. В 1993 году производство снизилось в 2 раза. В 1995-ом году выпустили последний ЗИЛ-130. Всего их было произведено более 3 миллионов штук. В годы лихих перемен на заводе стали производить ЗИЛ-5301 Бычок.

ЗИЛ 5301 "Бычок"
ЗИЛ 5301 "Бычок"

Осенью 2013 года руководство Москвы решило преобразовать промзону ЗИЛ в крупный градостроительный объект Москвы.

Машины на заводе продолжали собирать. В 2015-ом году выпустили 17 штук. В начале 2016-го всего 6. После чего производство было остановлено и автомобильное предприятие ЗИЛ прекратило свое существование. Просуществовало оно всего 100 лет.

По замыслам руководства Москвы на территории бывшего завода ЗИЛ планируется построить город в городе, понимаете какие это масштабы.
В этот раз я не буду спрашивать ваше мнения по поводу завода. Но все же не забывайте писать комментарии, ставить лайки и подписаться на канал!
Авто
5,66 млн интересуются