Найти тему
Sputnik Казахстан

С покойниц снимали все украшения, кроме серег, а волосами русского человека изгоняли болезнь

Во времена тенгрианства люди в степи верили, что есть хорошие и плохие духи. К первым относили, например, духов предков – аруахов, ко вторым – джинов-бесов. Чтобы избавиться от нечистой силы, болезней, применялись различные практики.

Одна из них - кружение вокруг больного, в переводе на казахский – "айналайын", ведь кружась около больного, человек забирал себе всю боль.

Вместе с тем еще Чокан Валиханов – казахский учёный XIX века, историк, этнограф, фольклорист, путешественник, просветитель и востоковед – писал, что это слово у казахов самое нежное и самое верное выражение любви.

Как обереги использовали тумары. Это футлярчики из серебра, золота, ткани или кожи треугольной и цилиндрической формы. С приходом ислама тумары стали использоваться как футляры для молитв, их начали носить на шее. Считается, что треугольная форма оберега может восходить к представлениям о солнечном луче, женской плодовитости.

С доисламского периода степняки верили, что от злых духов сохраняют голова филина, когти и перья птицы. Амулеты с изображением животных и птиц были порождением шаманизма и митраизма.

Перья филина привязывали к юрте и к колыбелям детей, пришивали на детскую одежду, настенные ковры, головные уборы, а также подвязывали к домбре, чтобы оградить акына от сглаза. Такая традиция сохраняется и по сей день.

Сова также почиталась по-особому: амулеты из совы было получить трудно, так как в священную птицу не стреляли.

Интересно, что сова для казахов была и представителем злых сил. Было поверье, что злые силы не причиняют ничего дурного тем, кто обладает частью совы, так как принимают за своих.

Действенным оберегом считали и раковины каури, или фарфоровые улитки. Их называли "жылан бас" – змеиная голова. Образ змеи и сегодня можно увидеть в казахском прикладном искусстве. Змея и раковина каури символизировали женское начало и плодородие.

Раковинами каури и бусами "көзмоншақ", которые имитировали глаз, украшали головные уборы девушек. В степи верили, что так можно предотвратить сглаз.

"Есть и животные, которых боятся черти. Например, при родах – верблюда-самца и ежа. К колыбели детей привязывают ежовые иглы, а при родах кладут их на страждущую. Замечательно, что волосы русского человека употребляют также в числе средств для изгнания болезни", - писал Валиханов в своих трудах.

Отпугивать нечистую силу призваны были украшения для волос. Считалось, что в волосах обитает часть души, поэтому косы нельзя стричь, а вычесанный волос не бросали.

С древних времен оберегом казахи считали серьги, поэтому женщины носили их с детства и на всю жизнь.

С покойниц снимали все украшения, кроме серег. Считалось, что, если этого не сделать, в уши проползет змея. А если нужно было снять серьги, то приходилось рвать мочки ушей.

Магическая природа серег усиливалась символикой: их части были в форме змеи, пики, солнца, месяца, спирали. И сегодня серьги считаются оберегами, они обязательно входят в приданое невесты.

Верили в степи и в силу перстней. До наших дней дошла выражение: "чтобы пища была чистой, на руках должен быть перстень". Неспроста на сороковой день после рождения ребенка в воду для купания бросали серебряное кольцо.

Сегодня во многих казахских женских украшениях встречаются подвески в виде конусовидных, фигур, имитирующих колокольчики. Казахи верили, что такие подвески своим шумом или звоном защищали от темных духов.

Оберегом был также пояс с серебряными бляхами, который зачастую имел символическую форму солнца, рыбы, совы.