Найти тему

Аварийная посадка. Подготовленная

Оглавление

Дамы и господа, говорит старший бортпроводник. Недавно говорили с вами о неподготовленной аварийной посадке, сейчас давайте разберемся чем от нее отличается подготовленная, и что эта посадка в себя включает.

Что это?

Подготовленная аварийная посадка происходит, когда что-то уже пошло не так, сесть штатно в аэропорту не получится, но время на подготовку есть, какое-то расстояние самолет пролететь еще в состоянии.

Яркий пример происходящего - 12 сентября 2023 года и посадка "Уральских" в пшеничном поле под Новосибирском.

Что произошло? Отказ гидросистемы, одной из трех. Дальше можно лететь? Можно, но до аэропорта Новосибирска дотянуть не удается. Что делаем? Готовимся и садимся в поле.

Что делает летный экипаж?

Пилоты передают сигнал о том, что посадка будет аварийной, а далее подготавливают самолет. Суть проста - если посадка происходит вне аэропорта, то надо выбрать площадку поровнее, так как чем целее самолет, тем целее и пассажиры внутри него.

-2

В этом случае сыграло мастерство и везение - разрушений конструкции нет.

Что делает кабинный экипаж?

Первым делом старший бортпроводник получает от пилотов NITS. В двух словах: что случилось, что командир собирается с этим делать, сколько у нас есть времени, особые дополнительные инструкции. А далее план действий доводится до остальных бортпроводников, соответственно и до пассажиров.

Да, никто в данный момент не будет объяснять что именно произошло с самолетом, просто пассажирам будет сообщено, что в пункте назначения сесть не получится, а значит, начинаем готовиться к худшему.

Подготовка салона

Самой собой, всегда идет расчет на эвакуацию из самолета, поэтому первое, что делает экипаж, это закрепляет и убирает все устройства для обслуживания (телеги, юниты), убирает шторы (да, срывают, забрасывают в туалеты), а туалеты, соответственно, закрываются. То есть все возможные препятствия на пути к эвакуации должны быть убраны. Далее начинается работа непосредственно с пассажирами.

Помните демонстрацию, которая была в начале рейса? Она будет повторена, только в более расширенном варианте, то есть с конкретным указанием мест расположения световых табло, указателей выход и прочего. Да, кстати, если посадка происходит на водное пространство, то самое время достать жилет и надеть на себя, но не надувать.

Извечный вопрос про обувь и фразу из первого блока команд: "Расстегнуть ремни, снять обувь, оставить все, на выход!".

Какую обувь снимать? А зачем? А я хочу в своих ботинках бежать! А я не хочу снимать! И так далее. Так вот, у меня об этом есть статья про обувь для самолета, и вот она https://dzen.ru/media/id/6514866c0e8a54683f874837/obuv-dlia-poleta-v-samolete-podhodiascaia-i-ne-ochen-65245026e069e30603188a3c

При подготовке к аварийной посадке прозвучит та же самая команда, только немного в другом варианте: "Снять обувь на высоком каблуке". Во-первых это не значит, что вам ее надо оставить в самолете, можно взять с собой. Во-вторых, кто видел трап, знает, что пробить его каблуками довольно сложно (если не невозможно вообще), а вот зацепиться каблуком во время съезда вниз и повредить ногу - проще простого. Повреждена нога? Это минус один самостоятельный человек, и плюс один из числа тех, кому нужна помощь после посадки, а это дополнительные сложности.

Почему тогда при эвакуации звучит команда именно "СНЯТЬ ОБУВЬ"? Да потому что легче разуть сразу и всех, чем в экстренной ситуации объяснять всем какие туфли снять, а какие кроссовки оставить. У вас трекинговые ботинки? Берцы? Беговые кроссовки? Пусть будут на ногах! Туфли на шпильках? Снять, взять в руки, надеть после того, как жизни перестало что-либо угрожать.

Даже если съезд по трапу окажется беспроблемным для пассажира в туфлях, то вот дорога до самого трапа может быть опасной. Сам не пробовал, но говорили, что в толпе, в темноте, в дыму, по узкому проходу на каблуках бежать довольно тяжело.

С обувью разобрались, давайте про одежду и аксессуары.

Галстуки, зажимы, очки, броши, заколки, все это надо снять. Травмоопасно. На вас не должно остаться ничего, что может проколоть вам грудь или задушить.

Понятное дело - спинки кресел вертикально, шторки на иллюминаторах открыть, ремни застегнуть и затянуть.

-3

Летите с ребенком? Пристегнуть ребенка к своему ремню детским ремнем, держать малыша головой от прохода, чтобы минимизировать возможные травмы. Садитесь на воду? Самое время надеть детский жилет на ребенка. Не надувать!

В некоторых самолетах выдаются не детские жилеты, а детские люльки, то есть ребенок помещается внутрь надуваемой конструкции. Так вот, по размеру эти люльки примерно похожи на УАЗ Буханку, соответственно пройти с ней по салону будет очень проблематично. Не надувайте до команды!

-4

Еще немного про одежду: на вас куртка, толстовка с молнией, пальто? Застегнуть! И застегнуть до конца. Чем меньше у вас что-то болтается из одежды, тем меньше шанс зацепиться и создать пробку при выходе.

Безопасная поза

-5

Уже говорил, но скажу еще раз: колени вместе, ступни врозь, носки сблизить, пятки расставить в стороны. Эффект тормозящего лыжника, так больше шансов рассеять энергию от удара. Тело вниз, голову прикрыть руками, ребенка прикрыть телом. Позволяет место? Максимально наклоняемся. Места нет? Упереться в спинку кресла, которое стоит перед вами.

Ремень подтянуть так, чтобы вы могли дышать, но при этом при резком торможении не могли уехать с кресла в неизвестном направлении.

Выходы

Земля все ближе, а значит, скоро придется встать с кресла и покинуть борт. Надо вспомнить, где находятся аварийные выходы. Бортпроводники покажут еще раз, напомнят где для вас ближайший выход. Посмотрите внимательно, чтобы в нужный момент с 8 ряда не побежать к дверям в хвостовой части без необходимости.

А еще бортпроводники проведут дополнительные инструктажи для пассажиров. Для каждой двери (каждого выхода) будут подобраны 3 пассажира помощника, члены экипажа проинструктируют каждого из них кто и что должен делать, когда прозвучит команда к эвакуации. Именно трое нужны для того, чтобы в случае неспособности члена экипажа открыть дверь, это мог сделать наиболее подготовленный пассажир, а двое остальных могли сдержать наступающую толпу. В случае невозможности открытия данной двери именно эта троица должна будет отправить остальных пассажиров к другим выходам.

-6

Если выходом является люк, то во время посадки там не будет никого из экипажа, а открыть их должны будут именно пассажиры помощники, сидящие возле люков. Соответственно, они же подают остальным пассажирам команду на эвакуацию, покинув первыми самолет и оставшись на крыле.

В случае, если открыть люк невозможно, пассажиры помощники должны будут подать команду "Выхода нет! Бегите к другой двери!"

В случае, если вы стали пассажиром помощником, дверь открылась, трап надулся и эвакуироваться можно, то вам предстоит еще и остаться внизу у трапа и помогать другим пассажирам, отсылать их от самолета.

Съезжаете по трапу не первыми? Для вас команда: "Прыгайте! Съезжайте! Убегайте!"

Другие пассажиры

Летите вы себе спокойно, а рядом с вами ребенок, пассажир из числа слабовидящих, или из тех, кто имеет ограничения по слуху - вы должны будете ему помочь. Самое простое, что вы можете сделать, это наклонить голову вашего соседа вниз, когда это необходимо, а после расстегнуть ремень, взять за руку и направиться к выходу. Не готовы? Мы найдем другого пассажира. Но персонально для такого соседа везунчика есть отдельный инструктаж. Не говорите на русском? Скажем по-английски.

Бортпроводники

У нас все просто: подготовить самолет, подготовить пассажиров, подготовить помощников, доложить командиру о готовности, сесть и ждать, вспоминая куда мы собираемся садиться. А по окончанию эвакуации пройдем по салону в поисках тех, кто не смог выйти сам, испугался, забился под кресло, или просто потерялся. Да, в стрессовой ситуации бывает разное.

Но вот чисто от себя добавлю - я бы, если садиться где-то в поле, еще позаботился о том, чтобы взять из самолета запас воды. А аптечки и прочее спасательное оборудование и так необходимо взять в обязательном порядке.

Общее

Как и при любой посадке: подлокотники опустить, шторки открыть, спинки вертикально, наушники снять, телефоны убрать, только за несколько секунд перед самой вниз надо будет еще и склонить голову вниз и закрыть ее руками. И да, столики тоже требуется убрать.

Кстати, есть небольшая подсказка, если вы видите, как бортпроводники спешно снимают галстуки и различные отличительные значки своей авиакомпании, вероятней всего скоро будет подготовка к посадке. К аварийной.

Итог

Посмотрели дополнительные инструкции, подготовились, помогли экипажу и другим пассажирам, остались живы и здоровы, а позже получили еще и компенсацию от авиакомпании. И воспоминаний на всю жизнь. Хотя уверен, мало кто мечтает вспоминать подобное.

В других статьях расскажу отличия эвакуации на сушу от эвакуации на воду, надеюсь будет интересно.

А в общем-то страшного ничего, хотя и довольно большой процент вашей победы зависит от банального везения.

Поэтому летайте спокойно, мы делаем все возможное, чтобы ваш полет был приятным и безопасным. А по промокоду "Говорит старший бортпроводник" от меня лично получайте кофе и шоколадку.

И спасибо вам за прочтение и подписки.