Найти тему
Разум Фримена

Что ждет автомобильный рынок в 2024 году ?

Оглавление

Наступил 2024 год, с чем и поздравляю дорогих читателей. Для всего автомобильного мира 2023 был очень неоднозначным. Рост цен, сокращения импорта европейских авто до 0, наступившая эра "электричек" и т.д.

Но вот, что нас ждет дальше ? Время строить планы. Об этом и побеседуем. Разделим повествование на 4 подтемы и раскроем каждую:

  • увеличение объема рынка
  • подорожание
  • китайская экспансия
  • отечественное производство
  • вторичный рынок

На основе статистики и опыта прошлых лет попытаемся понять, что нас ждет на автомобильном рынке в новом году.

1. Увеличение объема рынка

Абсолютная истина, что по сравнению с 2022 годом восстановление российского рынка происходило с рекордным темпом. В 2023 году этот показатель составил 69% по данным Автостата. Тенденция сохраниться и в новом году.

Добавьте описание
Добавьте описание

Судя по позитивным графикам, в 2024 году объем рынка новых автомобилей вернется на докризисную отметку и составит около 1,2 - 1,4 млн автомобилей.

К сожалению, данная тенденция не гарантирует докризисную покупательную способность населения. Для данного параметра на автомобильном рынке необходимы устойчивый курс рубля и стабильная и доступная ставка по кредитам. Плюс ко всему прочему свою роль сыграл повышенный в 2023 году утильсбор. Все это негативно сыграет и на ценах.

2. Подорожание

Уж с чем споров не возникнет, так это с тем, что ожидать стабилизации цен, а уж тем более их снижения, в 2024 году, конечно, не имеет смысла. Рост цен будет ! И связано это будет с несколькими факторами:

  • продолжение инфляционных процессов в экономике России;
  • государственные меры воздействия на автопром и авторынок путем таможенной политики;
  • рецессия мировой экономики;
  • санкции и параллельный импорт;

Для общего понимания, взглянем на динамику средневзвешенной цены автомобиля от показателя официальной годовой инфляции. Смотрим на график инфляции...

График инфляции
График инфляции

И что же мы видим ? В 2022 году инфляция составляла в среднем 13%, однако рост цены на новые автомобили был 29%. в 2023 году эти показатели были на уровнях 7 % и 21.6 % соответственно. И, если в бюджете РФ на 2024 год показан прогноз по минимальной инфляции от 4 до 4,5%, то рост цены не может составить меньше 10%. Это только исходя из сухой статистики. Мы не берем в учет разные внешние факторы, которые могут сгущать краски.

Итогом, мы видим так или иначе положительную динамику, если снижение повышения цен можно так назвать. Точно можем сказать, что в 2024 году продолжения «галопирующего» роста цен мы не ждем, но и условий для их снижения в отрасли пока также нет. В моем видении рост с учетом всех факторов составит в среднем 10-15 % на массовый сегмент и около 20% на премиум.

3. Китайская экспансия

С подписанием нового торгового соглашения в конце 2023 года, всем окончательно стало понятно, что китайские бренды продолжат и далее расширять свое присутствие на рынке, активно замещая ушедшие европейские, японские и корейские автомобили. Также об этом свидетельствует и увеличение спроса на них. Взглянем на аналитику Банка России по структуре рынка легковых автомобилей за прошлые годы.

Добавьте описание
Добавьте описание

Думаю, что объяснять ничего не надо. Этому способствуют такие факторы, как:

  • рост дилерской сети;
  • выход большого количества новинок и обновленных актуальных версий;
  • гарантия, поддержки от самих импортеров и дилеров;
  • высокая доступность запчастей и т.д.

Из-за санкция и наложенных ограничений на импорт, доля европейских автомобилей будет сохранять инерцию и падать. А разница в цене, в свою очередь, будет продолжать расти. Опять же, на это будет играть и борьба с инвойсом, и утильсбор, и отсутствие прямого импорта.

Чуть-чуть замедлит данную тенденцию импорт европейских марок из Китая от дилеров. Однако цены на данные авто вырастут еще сильнее, что не добавит к увеличению спроса.

Также увеличение доли китайских автомобилей и комплектующих будет складываться и за счет повышения спроса на электрические модели. Тенденция 2023 года показала, что рынок электроавтомобилей вырос почти в 4 раза. И китайские Zeekr и Evolute занимают 60% рынка в данном сегменте.

Добавьте описание
Добавьте описание

В моем представлении, увеличение инфраструктуры, появление специализированных сервисов и общее понимание экономности и надежности электрических автомобилей позволяет спрогнозировать дальнейший рост рынка в 2024 в геометрической прогрессии.

К 2024 году китайский автопром представит ряд новых моделей: у бренда Geely – новый Atlas, у OMODA – электрокроссовер C5 EV, кроссовер JAECOO J8, у Chery – новый Tiggo 9. Уже вышли на рынок новые инновационные бренды с акцентом на электричество – это Rising, WEY, ORA.

В общем, китайский автопром к концу 2024 года предложит по 3-4 конкурента на одну европейскую или японскую модель.

Добавьте описание
Добавьте описание

4. Что с отечественным производством ?

Наш "любимый" отечественный автопром в лице LADA и УАЗ в 2024 году вместе все еще будут сохранять за собой около трети российского авторынка. Опять же, смотрим статистику Автостата за прошлый год.

Добавьте описание
Добавьте описание

Видим серьезный рост продаж отечественных автомобилей примерно в 2 раза. Из-за относительной доступности самих авто и запчастей, данная тенденция сохраниться и в 2024 году.

Уверенной походкой в 2023 год окончательно вошел отечественно-китайский бренд Москвич, удовлетворив 65% госзаказа легковых автомобилей по данным Росстата.

LADA к 2024 году планирует увеличить объем продаваемых автомобилей в трое, запустив в продажу целый ряд новых моделей:

  • Lada Aura на базе Vesta
  • Lada Iskra ( Гранта 2 в простонародье)
  • Lada X-Cross 5
  • Lada e-Largus (электро-Largus)
Добавьте описание
Добавьте описание

Не без помощи китайских партнеров, Lada выпустит минимум 4 новые модели.

УАЗ же представит новый рестайлинг Patriot.

Москвич также официально с начала года выпустил на рынок свой седан Москвич 6.

Добавьте описание
Добавьте описание

По итогам 2023 года в топ 15 самых продаваемых автомобилей попали все представленные на рынке отечественные бренды. А среди продаж юрлицам все бренды в топ 5. Для сравнения, в 2022 году в данную пятерку входила только Lada с моделью Largus.

Добавьте описание
Добавьте описание

Тенденция на увеличения объемов производства новых отечественных моделей мне очень прельщает и дает надежду на светлое будущее. А вот, что к светлому будущему вообще не стремиться, так это вторичный рынок.

5. Вторичный рынок

Рынок авто с пробегом ждет сложный 2024 год. Это можно сказать уверенно.

За 2023 году объем продаж б/у вырос на 17%. Было продано 5,69 млн авто с пробегом. Это всего на 4,4% меньше, чем в докризисном 2021. Однако, как и с рынком новых авто, здесь свою роль сыграла инфляция. Средний ценник на одну и ту же модель, по отношению к году выпуска вырос на 26 % в сравнении с 2021. Понятно, что где-то больше, где-то меньше, но температура по палате удручает.

Кстати, обратим внимание на график.

Добавьте описание
Добавьте описание

Что мы видим ? Во-первых, китайцев в десятке все еще нет. Это значит, что доля китайских брендов на вторичке все еще будет незначительна, хотя и увеличится.

Лидером вторичного рынка в 2023 году осталась Lada, но динамика роста продаж подержанных машин марки оказалась наиболее низкой в топ-10 рынка (на 7,7%, до 1,3 млн штук). В 2024 году все станет еще хуже из-за резко взлетевших цен. Вторичка к концу 2023 года показала самый большой подъем цен на Lada среди прочих авто (29 % по отношению к 2022 году).

Среди иномарок лидирует в перепродаже Toyota (рост на 23,7%, до 670,4 тыс. штук), а далее идут самые популярные авто 2022 года Kia (на 23,7%, до 319 тыс.) и Hyundai (на 22,8%, до 315,1 тыс.). В 2024 году данные бренды сохранят свое первенство, однако объемы продаж снизятся из-за перераспределения рынка новых авто среди китайских бесчисленных брендов.

Что удручает больше всего ? Средний возраст проданных б/у авто упал на 2 года в среднем для бюджетного сегмента, и на 3 для премиума. Что свидетельствует, о нежелании или скорее о невозможности населения чаще менять автомобили на новые. Тенденция, на мой взгляд, ухудшиться к концу 2024 года.

В целом сегмент автомобилей с пробегом возрастом до семи лет составляет лишь около 21% от всех перепродаж. В идущем 2024 снизится процента на 3-4 точно.

В 2024 году рынок автомобилей с пробегом сократится как к предыдущему, так и к 2022 году. Этому способствует в том числе общее охлаждение спроса на автомобили после повышения ставки ЦБ. Это серьезный фактор, т.к около половины (47,7 %) авто с пробегом покупаются в кредит.

Итогом можно считать, что в 2024 году нас ждет тенденция на увеличение цен на вторичном рынке в среднем процентов на 10%. В купе с увеличением среднего возраста авто с пробегом и понижения покупательской способности будем ждать полной смерти сегмента до 300 000 рублей и частичной до 500 000.

Прискорбно, но такие реалии.

P.S.

Если статья вам показалась интересной, а самое главное, полезной, то оставляйте комментарии, делитесь своим мнением, пишите, какой контент хотели бы видеть.

Удачи на дорогах !

Авто
5,66 млн интересуются