Наступил 2024 год, с чем и поздравляю дорогих читателей. Для всего автомобильного мира 2023 был очень неоднозначным. Рост цен, сокращения импорта европейских авто до 0, наступившая эра "электричек" и т.д.
Но вот, что нас ждет дальше ? Время строить планы. Об этом и побеседуем. Разделим повествование на 4 подтемы и раскроем каждую:
- увеличение объема рынка
- подорожание
- китайская экспансия
- отечественное производство
- вторичный рынок
На основе статистики и опыта прошлых лет попытаемся понять, что нас ждет на автомобильном рынке в новом году.
1. Увеличение объема рынка
Абсолютная истина, что по сравнению с 2022 годом восстановление российского рынка происходило с рекордным темпом. В 2023 году этот показатель составил 69% по данным Автостата. Тенденция сохраниться и в новом году.
Судя по позитивным графикам, в 2024 году объем рынка новых автомобилей вернется на докризисную отметку и составит около 1,2 - 1,4 млн автомобилей.
К сожалению, данная тенденция не гарантирует докризисную покупательную способность населения. Для данного параметра на автомобильном рынке необходимы устойчивый курс рубля и стабильная и доступная ставка по кредитам. Плюс ко всему прочему свою роль сыграл повышенный в 2023 году утильсбор. Все это негативно сыграет и на ценах.
2. Подорожание
Уж с чем споров не возникнет, так это с тем, что ожидать стабилизации цен, а уж тем более их снижения, в 2024 году, конечно, не имеет смысла. Рост цен будет ! И связано это будет с несколькими факторами:
- продолжение инфляционных процессов в экономике России;
- государственные меры воздействия на автопром и авторынок путем таможенной политики;
- рецессия мировой экономики;
- санкции и параллельный импорт;
Для общего понимания, взглянем на динамику средневзвешенной цены автомобиля от показателя официальной годовой инфляции. Смотрим на график инфляции...
И что же мы видим ? В 2022 году инфляция составляла в среднем 13%, однако рост цены на новые автомобили был 29%. в 2023 году эти показатели были на уровнях 7 % и 21.6 % соответственно. И, если в бюджете РФ на 2024 год показан прогноз по минимальной инфляции от 4 до 4,5%, то рост цены не может составить меньше 10%. Это только исходя из сухой статистики. Мы не берем в учет разные внешние факторы, которые могут сгущать краски.
Итогом, мы видим так или иначе положительную динамику, если снижение повышения цен можно так назвать. Точно можем сказать, что в 2024 году продолжения «галопирующего» роста цен мы не ждем, но и условий для их снижения в отрасли пока также нет. В моем видении рост с учетом всех факторов составит в среднем 10-15 % на массовый сегмент и около 20% на премиум.
3. Китайская экспансия
С подписанием нового торгового соглашения в конце 2023 года, всем окончательно стало понятно, что китайские бренды продолжат и далее расширять свое присутствие на рынке, активно замещая ушедшие европейские, японские и корейские автомобили. Также об этом свидетельствует и увеличение спроса на них. Взглянем на аналитику Банка России по структуре рынка легковых автомобилей за прошлые годы.
Думаю, что объяснять ничего не надо. Этому способствуют такие факторы, как:
- рост дилерской сети;
- выход большого количества новинок и обновленных актуальных версий;
- гарантия, поддержки от самих импортеров и дилеров;
- высокая доступность запчастей и т.д.
Из-за санкция и наложенных ограничений на импорт, доля европейских автомобилей будет сохранять инерцию и падать. А разница в цене, в свою очередь, будет продолжать расти. Опять же, на это будет играть и борьба с инвойсом, и утильсбор, и отсутствие прямого импорта.
Чуть-чуть замедлит данную тенденцию импорт европейских марок из Китая от дилеров. Однако цены на данные авто вырастут еще сильнее, что не добавит к увеличению спроса.
Также увеличение доли китайских автомобилей и комплектующих будет складываться и за счет повышения спроса на электрические модели. Тенденция 2023 года показала, что рынок электроавтомобилей вырос почти в 4 раза. И китайские Zeekr и Evolute занимают 60% рынка в данном сегменте.
В моем представлении, увеличение инфраструктуры, появление специализированных сервисов и общее понимание экономности и надежности электрических автомобилей позволяет спрогнозировать дальнейший рост рынка в 2024 в геометрической прогрессии.
К 2024 году китайский автопром представит ряд новых моделей: у бренда Geely – новый Atlas, у OMODA – электрокроссовер C5 EV, кроссовер JAECOO J8, у Chery – новый Tiggo 9. Уже вышли на рынок новые инновационные бренды с акцентом на электричество – это Rising, WEY, ORA.
В общем, китайский автопром к концу 2024 года предложит по 3-4 конкурента на одну европейскую или японскую модель.
4. Что с отечественным производством ?
Наш "любимый" отечественный автопром в лице LADA и УАЗ в 2024 году вместе все еще будут сохранять за собой около трети российского авторынка. Опять же, смотрим статистику Автостата за прошлый год.
Видим серьезный рост продаж отечественных автомобилей примерно в 2 раза. Из-за относительной доступности самих авто и запчастей, данная тенденция сохраниться и в 2024 году.
Уверенной походкой в 2023 год окончательно вошел отечественно-китайский бренд Москвич, удовлетворив 65% госзаказа легковых автомобилей по данным Росстата.
LADA к 2024 году планирует увеличить объем продаваемых автомобилей в трое, запустив в продажу целый ряд новых моделей:
- Lada Aura на базе Vesta
- Lada Iskra ( Гранта 2 в простонародье)
- Lada X-Cross 5
- Lada e-Largus (электро-Largus)
Не без помощи китайских партнеров, Lada выпустит минимум 4 новые модели.
УАЗ же представит новый рестайлинг Patriot.
Москвич также официально с начала года выпустил на рынок свой седан Москвич 6.
По итогам 2023 года в топ 15 самых продаваемых автомобилей попали все представленные на рынке отечественные бренды. А среди продаж юрлицам все бренды в топ 5. Для сравнения, в 2022 году в данную пятерку входила только Lada с моделью Largus.
Тенденция на увеличения объемов производства новых отечественных моделей мне очень прельщает и дает надежду на светлое будущее. А вот, что к светлому будущему вообще не стремиться, так это вторичный рынок.
5. Вторичный рынок
Рынок авто с пробегом ждет сложный 2024 год. Это можно сказать уверенно.
За 2023 году объем продаж б/у вырос на 17%. Было продано 5,69 млн авто с пробегом. Это всего на 4,4% меньше, чем в докризисном 2021. Однако, как и с рынком новых авто, здесь свою роль сыграла инфляция. Средний ценник на одну и ту же модель, по отношению к году выпуска вырос на 26 % в сравнении с 2021. Понятно, что где-то больше, где-то меньше, но температура по палате удручает.
Кстати, обратим внимание на график.
Что мы видим ? Во-первых, китайцев в десятке все еще нет. Это значит, что доля китайских брендов на вторичке все еще будет незначительна, хотя и увеличится.
Лидером вторичного рынка в 2023 году осталась Lada, но динамика роста продаж подержанных машин марки оказалась наиболее низкой в топ-10 рынка (на 7,7%, до 1,3 млн штук). В 2024 году все станет еще хуже из-за резко взлетевших цен. Вторичка к концу 2023 года показала самый большой подъем цен на Lada среди прочих авто (29 % по отношению к 2022 году).
Среди иномарок лидирует в перепродаже Toyota (рост на 23,7%, до 670,4 тыс. штук), а далее идут самые популярные авто 2022 года Kia (на 23,7%, до 319 тыс.) и Hyundai (на 22,8%, до 315,1 тыс.). В 2024 году данные бренды сохранят свое первенство, однако объемы продаж снизятся из-за перераспределения рынка новых авто среди китайских бесчисленных брендов.
Что удручает больше всего ? Средний возраст проданных б/у авто упал на 2 года в среднем для бюджетного сегмента, и на 3 для премиума. Что свидетельствует, о нежелании или скорее о невозможности населения чаще менять автомобили на новые. Тенденция, на мой взгляд, ухудшиться к концу 2024 года.
В целом сегмент автомобилей с пробегом возрастом до семи лет составляет лишь около 21% от всех перепродаж. В идущем 2024 снизится процента на 3-4 точно.
В 2024 году рынок автомобилей с пробегом сократится как к предыдущему, так и к 2022 году. Этому способствует в том числе общее охлаждение спроса на автомобили после повышения ставки ЦБ. Это серьезный фактор, т.к около половины (47,7 %) авто с пробегом покупаются в кредит.
Итогом можно считать, что в 2024 году нас ждет тенденция на увеличение цен на вторичном рынке в среднем процентов на 10%. В купе с увеличением среднего возраста авто с пробегом и понижения покупательской способности будем ждать полной смерти сегмента до 300 000 рублей и частичной до 500 000.
Прискорбно, но такие реалии.
P.S.
Если статья вам показалась интересной, а самое главное, полезной, то оставляйте комментарии, делитесь своим мнением, пишите, какой контент хотели бы видеть.
Удачи на дорогах !