Знаю, что эта статья не вызовет ажиотажа. Прочтут её только те, кого действительно зацепил этот фильм. Те, у кого при просмотре работают не только глаза, но также подключается головной мозг и ассоциативное мышление. А таких, увы, немного. Доказательством тому - низкий рейтинг сериала на Кинопоиске - всего 6,9.
Всё же расскажу немного о фильме (вдруг, кого-то заинтригует описание).
Главные герои - молодые люди из Москвы:
Денис (Иван Янковский) - модный IT предприниматель , создатель приложения True Talk (цифрового детектора лжи). У него неоперабельная форма рака. Собственно, его мама и замутила всю историю: она посоветовала сыну съездить в некий чудотворный храм, в котором точно придет исцеление.
Максим (Тихон Жизневский) - журналист- разгильдяй, которому срочно нужен топовый репортаж для восстановления на работе.
Соня (Анастасия Крылова) - накануне потеряла родную сестру, которая разбилась на мотоцикле. Осталась одна с авторитарным и набожным отцом. Сбежала от него по дороге на похороны.
Катя (Екатерина Шпица) - прямо перед свадьбой девушку бросил жених, она страдает и пытается покончить с собой, наглотавшись таблеток.
Эля (Софья Володчинская) - восточная девушка, которую родители хотят выдать замуж за нелюбимого джигита. Жених поймал её с парнем и в процессе потасовки Эля стреляет в одного, а убивает другого. Прихватив «волыну», сбегает.
Завязка сюжета
Денис звонит в монастырь, ему обещают одобрить заявку на посещение, но с условием, что он привезёт ещё троих человек. На его пост в соцсети откликаются все вышеперечисленные ребята, и они впятером отправляются в Архангельскую область.
По прибытии герои попадают в деревню Топи, в которой и разворачивается главное действо.
Теперь мой первый вопрос: вы смотрели сериал «Твин Пикс»? Думаю, для многих он стоит отдельно от остального кинематографа: вот есть «Твин Пикс», и есть все остальные фильмы. О «Топи» я сказала так: это фильм, который я точно не забуду.
И да, не могу не написать об авторе книги, по которой снята эта мрачная философская фантасмагория- это небезызвестный писатель Дмитрий Глуховский, автор «Метро 2033», «Тескт» и др.
Внимание: далее не следует читать тем, кто ещё не посмотрел сериал.
Хочу разобрать варианты разгадки смысла «Топи». А их, вариантов, набралось аж несколько.
Версия №1
Компания разбилась насмерть по дороге в деревню и дальше существовали в Посмертии - это состояние, когда душа умершего ещё не осознала смерть, ждёт осознания и доделывает незаконченные дела.
Признаюсь, именно так я и думала. Что исчезнувшая Катя просто выжила и присоединилась к ним уже будучи немолодой через 30 земных лет. Версия вроде бы рабочая, но тогда вопрос про связь, которую поймал Макс на телефоне и его переговоры с редактором? Непонятно.
Версия №2
Всё, что происходило с героями - действие галлюциногенной воды. Ребята постоянно пили местную воду, от которой потом ловили приходы.
В 1999 году на химзаводе, главой которого являлся Алябьев (Хозяин) произошла авария, и всё ракетное топливо, которое там создавали, отравило воды деревни Топи. Местные пили отравленную воду и жили каждый в своём сказочном мире. Этим можно объяснить многие моменты, например, герои видели деда бабы Нюры только после водопоя. Да и эту версию в конце последней серии подтвердил милиционер, когда наконец сдался и глотнул воды, захотев увидеть умершего сына. Но тогда вопрос: разве бывают массовые галлюцинации? Почему и Соня, и отец Илья, и Денис с Максимом видели умершую сестру Сони - Лизу?
В любом случае, вода в фильме - ключевой инструмент для поддержания власти. Благодаря ей герои сталкиваются со своими страхами (либо желаниями) и видят то, что нужно Хозяину.
Версия №3
Все персонажи умерли ещё в Москве и встретились все вместе в Топи.
Да да, у некоторых зрителей возникла и такая версия. Якобы Денис умер от рака, Соня сама разбилась на мотоцикле, Эля погибла в той потасовке со своими мужчинами, Катя наглоталась таблеток (что кстати и было показано в первой серии).
Однако что насчёт Макса, фантазёры? Он не умирал, да и сама тема смерти даже близко с ним не фигурировала. Нестыковка. Хотя, возможно и эту версию притянуть, учитывая, что Денис должен был привезти в монастырь троих человек, а Макс оказался четвёртым…
Версия №4
Все герои оказались в заколдованном месте, где лицом к лицу столкнулись со своими страхами.
Денис больше всего боялся умереть от рака. Катя боялась потерять мужчину и потерять красоту (в итоге она старая и одинокая ходила по деревне и вешалась на парней). Соня страдала от потери любимой сестры, боялась потерять веру в Бога из-за своей злости на Него.
Эля ненавидела национальные обычаи и роль женщины в восточном обществе, не хотела выходить замуж за предложенного родителями жениха.
А для Максима самым страшным было остаться вне профессии или стать пропагандистским журналистом, купленным властью.
Все они в итоге столкнулись со своими страхами, но не все смогли пойти наперекор Хозяину (то есть, своей слабости) и их победить.
И здесь вспоминается интересный момент в последней серии: Денис сумел дозвониться маме (которая его туда отправила), и та теперь просит его не брать победу любой ценой. Тот прозревает, что не готов подчиняться Хозяину, и убивает его и себя заодно. Возникает вопрос про маму главного героя - кто она? Откуда узнала про монастырь и почему, отправляя сына для излечения от болезни, потом переобулась? А каким, интересно, образом она надеялась его излечить? Непонятно.
Те, кто знает о русофобских высказываниях автора, увидели в Топи описание положения дел в России-матушке. Несменяемый президент (Хозяин - директор завода Алябьев с инициалами В.В.), церковь, спонсируемая правительством, продажные правоохранительные органы, бедность в провинции, пропаганда в СМИ (работающий без перерыва телевизор в доме Арины и слова Хозяина, которые Максим повторил в прямом эфире). Ну и наконец периодически мелькающий сожжённый двуглавый орёл, висящий на стене Храма.
Интересная линия с двумя «вольными», живущими в огороженной хижине: на мой взгляд, это аллегория к заключенным - Хозяин их не трогает, но, если становятся неугодными, им тоже можно голову с плеч.
Мне понравилась идея, что Хозяину для ловли рыбы нужны опарыши из мозга человека. Опарыши по Глуховскому - это наши мозги (мысли). Мысли-опарыши. Наживка. Алябьев - повелитель умов. А мы - рыбы. И все, кто на крючке - жертвы СМИ и пропаганды, благодаря которым он остаётся Хозяином. Попытки отца Ильи повеситься и порвать с Хозяином не приводят к успеху - тот возвращает его себе снова и снова, потому что Церковь нужна для управления массами.
Но в последней серии происходит необъяснимое - Алябьев убивает священника и представляет прихожанам (собственно, всем жителям деревни) своего сына - преемника, который будет новым Хозяином после него, ведь «Каждому нужен Хозяин». Кстати, в этом эпизоде мы можем увидеть камео самого автора книги, Дмитрия Глуховского, сидящего за столом рядом с ведьмой Ариной (привет гоголевской панночке!).
В общем, писатель в своей привычной манере соткал полотно из разнообразных нитей - здесь и мистика «Твин Пикс», и Гоголь, и народный фольклор (не пей водицу, козлёночком станешь), ну и конечно же политика.
В итоге получился крайне атмосферный, заставляющий задуматься, фильм с прекрасной операторской работой и идеально подобранной музыкой группы «АИГЕЛ».
А какая у вас версия разгадки смысла этого сериала?