На прошлой неделе на крупной выставке бытовой электроники в Лас-Вегасе некоторые компании представили водород как звезду альтернативного топлива будущего. Это может быть изрядно удивительно, учитывая, что несколько заголовков недавно провозглашали, что эра водорода окончена. Сейчас отрасль энергетики скорее сосредоточена на производстве электричества из аккумуляторов, и водород кажется отодвинутым от главного потока.
Несколько автопроизводителей уже выпустили на рынок автомобили на водородной топливной ячейке, включая Toyota с ее плавным Mirai и Hyundai Nexo. Audi, Honda, BMW и другие также исследуют эту область. Несмотря на сложности и проблемы, несколько компаний подтвердили свое долгосрочное стремление развивать эту альтернативу.
Указанное стремление появилось в контексте усиленного внимания администрации к экологически чистым источникам энергии: в октябре министерство энергетики США объявило о вложении 7 миллиардов долларов в запуск семи региональных центров по производству дешевого водорода. Планируются центры в приоритетных областях, таких как Тихоокеанский Северо-Запад, Центральные Штаты, Средний Запад, Восточное побережье, Аппалачи, Южная Калифорния и побережье Мексиканского залива в Техасе.
Honda активно работает в этой области. В прошлом году исполнительный вице-президент компании Shinji Aoyama заявил, что существует хрупкий баланс между спросом и предложением на водород, а доступность для потребителей остается проблемой. В среднем цена на водород составляет от 13 до 16 долларов за килограмм, что примерно эквивалентно двум галлонам топлива. В то же время средняя цена на бензин с октановым числом 87 составляет около 3 долларов за галлон, что означает, что водород все еще значительно дороже на заправках.
Однако это не останавливает японского производителя, который утверждает, что солнечная и ветровая энергия недостаточно стабильны, так как они сильно зависят от сезонности и погодных условий. Использование возобновляемых источников энергии для производства водорода делает этот цикл более экологически чистым. Исполнительный директор компании Honda и ветеран с 30-летним стажем Арата Ичиносе заявил: "Чтобы обеспечить стабильное использование возобновляемой энергии, нам нужны средства хранения электроэнергии, которые сглаживают колебания в ее производстве. Водород здесь проявляет высокий потенциал в качестве энергоносителя".
Honda давно нацелилась на водородные технологии. В середине 1990-х годов она обещала направить время и деньги на исследование возможностей этого топлива. Компания выпустила первый в мире электромобиль на топливных элементах (FCEV) в 2002 году, доводя его до совершенства с последующими версиями, такими как пятиместный седан Clarity. Даже после прекращения производства Clarity Honda построила электростанцию на топливных элементах из предыдущих версий этого седана, чтобы обеспечить резервное питание для своего центра обработки данных в Калифорнии. И это только начало: в 2024 году компания планирует выпустить совершенно новый FCEV на базе кроссовера CR-V.
В то время как электромобили остаются в центре внимания автомобильной индустрии в будущем, американские водители все еще озабочены отсутствием инфраструктуры для публичной зарядки. Для водородных автомобилей ситуация усугубляется тем, что вне Калифорнии зарядных станций практически нет (кроме единственной станции на Гавайях).
На прошлой неделе федеральное правительство сделало некоторые шаги к решению этой проблемы, объявив о выделении 623 миллионов долларов на финансирование зарядных станций с аккумуляторными батареями и водородными топливными элементами. При этом 70 миллионов долларов, или около 11 процентов, будут выделены правительственному совету Северо-Центрального Техаса для строительства пяти водородных заправочных станций. Они будут способствовать развитию маршрутов для грузовиков между Техасом и Южной Калифорнией и служить содействием деловому обмену.
Компания Nikola, крупный игрок в области грузовых автомобилей и энергетики, представила на прошлой неделе на выставке CES свой новый электрический грузовик с использованием водородных элементов. Это один из первых шагов компании после несостоявшейся попытки создания полностью электрического автомобиля, вызванной преувеличенными заявлениями бывшего генерального директора, который уже покинул свой пост. Новый грузовик от Nikola обладает потрясающими характеристиками: он может проехать до 500 миль с одной заправкой и заправиться всего за 20 минут.