Найти в Дзене
iluminary | лингвистика

Формирование первоначальной мотивации к изучению иностранного языка

Психологи отмечают, что дети обладают природным любопытством и желанием учиться, поэтому в идеальном мире, где интерес ученика не подавлен недружелюбной атмосферой учебного заведения, каждый стремится получить новые знания, а сам опыт обучения приносит удовольствие. Однако мы живем в неидеальном мире, в котором вместо учеников, жадных до знаний, часто приходится иметь дело с подростками, которые если могли бы выбирать, чем им заниматься, то, как правило, сделали выбор не в пользу учебы. Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Получение среднего образования является обязательным, содержание программы обучения почти всегда выбирается без учета интереса ученика, подростки и молодые люди находятся в том возрасте, когда у них очень много энергии, и в это время занятия им кажутся крайне длинными, а пространство, где проходит обучение, крайне маленьким. Дополнительный негатив вызывает постоянный контроль и часто агрессивное подавляющее поведение педагога. В связи с вышесказанным

Психологи отмечают, что дети обладают природным любопытством и желанием учиться, поэтому в идеальном мире, где интерес ученика не подавлен недружелюбной атмосферой учебного заведения, каждый стремится получить новые знания, а сам опыт обучения приносит удовольствие. Однако мы живем в неидеальном мире, в котором вместо учеников, жадных до знаний, часто приходится иметь дело с подростками, которые если могли бы выбирать, чем им заниматься, то, как правило, сделали выбор не в пользу учебы.

Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Получение среднего образования является обязательным, содержание программы обучения почти всегда выбирается без учета интереса ученика, подростки и молодые люди находятся в том возрасте, когда у них очень много энергии, и в это время занятия им кажутся крайне длинными, а пространство, где проходит обучение, крайне маленьким. Дополнительный негатив вызывает постоянный контроль и часто агрессивное подавляющее поведение педагога.

В связи с вышесказанным задача учителя состоит в том, чтобы пробудить мотивацию к обучению у учеников, понять и принять цели образования, продолжать заниматься, независимо от того, нравится или нет тот или иной вид активности, понимая, что усилия, приложенные сейчас, вознаградятся в будущем, и выбирать образование как можно чаще, когда возникает иная альтернатива. В большинстве случаев, учителю придется работать с мотивацией учеников, чтобы добиться положительных результатов.

У каждого человека с самого раннего возраста формируется довольно прочная система ценностей, состоящая из набора чувств, установок и убеждений, связанных с окружающим миром и своим местом в нем. Эта система ценностей – результат воспитания и опыта, и она играет важную роль в нашей жизни, поскольку определяет наши основные предпочтения и подходы к осуществлению деятельности. В связи с этим наиболее позитивных результатов в мотивации учеников, изучающих иностранный язык, можно достичь путем продвижения позитивных ценностей и установок, связанных с языком.

Но насколько сложно изменить систему ценностей, если она складывается в результате всей жизни человека и получением им разнообразного жизненного опыта? Не является ли чрезмерно самонадеянным желание учителя повлиять на систему ценностей ученика для привлечения его к изучению иностранного языка?

Самым мощным инструментом влияния на систему ценностей на данный момент считается общение с успешными и вовлеченными людьми, чей путь вдохновляет к свершениям. Проводимые исследования показывают, что если учитель полон энтузиазма и увлечен своей работой, то тем самым он заражает учеников на изучение предмета. В то же время не всегда пример учителя актуален для учеников, поскольку они не могут себя соотнести с ним из-за разницы в возрасте и социальном положении. В таких случаях рекомендуется приводить примеры успешного усвоения языка и его применения на тех людях, которые наиболее близки по возрасту, профессиональному и социальному положению ученикам, например, организовывать встречи с учениками, которые уже прошли соответствующий этап в изучении языка, и брать у них интервью, чтобы выяснить, как они справлялись с трудностями и переживаниями. Положительно на формирование мотивации влияет и предоставление групповых заданий, для выполнения которых учеников объединяют с мотивированными и заряженными коллегами.

Можно выделить три ценности, которые связаны с языком:

1)получение удовольствия от изучения языка, развития и приращения своих умений;

2)получение возможности общения и понимания других людей, возможность интеграции в иное языковое общество;

3)получение практических выгод от изучения иностранного языка (например, связанных с работой).

Итак, первая ценность связана с тем, что ученику просто нравится изучать иностранный язык, значит, задача состоит в том, чтобы пробудить его любопытство и создать привлекательный образ курса. Для этого можно познакомить учеников, как со сложными и экзотическими особенностями языка, с которыми им предстоит столкнуться, так и уделить внимание приятным аспектам изучения, связать обучение с той деятельностью, которая интересна, подчеркнуть разнообразие возможностей изучения языка и показать некоторые интересные виды активностей. При этом желательно построить первое занятие таким образом, чтобы оно сформировало положительный отклик в душе ученика.

Вторая ценность связана с тем, что человек получает возможность общения с членами других социальных групп. Формирование этой ценности должно основываться на позитивном отношении к изучаемому языку, культуре народов-носителей, влиянию языка на мир, открытости к другому мировосприятию и его принятия. Обучение иностранному языку в настоящее время необходимо для того, чтобы преодолеть нежелание разных культур понять и принять друг друга. Некоторые ученые утверждают, что основной целью преподавания языка выступает обучение не просто коммуникации, а именно межкультурной коммуникации. Для этого необходимо:

- знакомить учеников с интересными особенностями культуры народов-носителей;

- знакомить не только с культурными различиями, но и с культурными сходствами;

- собирать и обсуждать имеющиеся стереотипы, выяснять насколько они обоснованы;

- делиться положительным опытом изучения иностранного языка и его применения;

- читать книги, журналы, смотреть видео и пр. на иностранном языке;

- искать информацию о странах, где говорят на изучаемом языке;

- организовывать встречи с носителями языка и пр.

Третий вид ценности связан с практической выгодой от изучения языка. Это может быть продвижение по службе, повышение заработной платы, обучение в другой стране, улучшение своего социального положения, занятие хобби, которое требует знания иностранного языка и пр. Эти ценности не создаются заново, скорее они вплетаются в систему тех ценностей и потребностей, которые уже есть у человека. Для того, чтобы подчеркнуть значимость иностранного языка для достижения поставленных целей, можно время от времени проводить дискуссии на предмет практической ценности иностранного языка; приглашать учеников, которые уже успешно применяют язык в своей жизни; попросить учеников попробовать применить язык в своей повседневной жизни, а также постараться расширить свои знания по интересующим их предметам за счет чтения информации о них на изучаемом языке.

Спасибо за прочтение и лайки:)