Найти тему

«Матушка-заступница, не откажи в милости, выслушай!". Как в Москве появился шикарный и дорогой "Помывочный дворец", действующий до сих пор

Оглавление

      А вы любите ходить в баню? А в театр? «Как одно вяжется с другим?» – спросите вы. Ещё как вяжется, если речь идёт об одном из банных комплексов Москвы! 

     На станции «Трубная» есть роскошнейший «Помывочный дворец».

   Иначе это заведение и не назовёшь. Интерьеры и впрямь производят впечатление дворца – всюду изумительная лепнина, невероятная роспись потолков и стен, величественные мраморные колонны дорического ордера. Здесь очищается не только тело, но и душа. 

    Это «Сандуновские бани». Их история началась более двухсот лет назад. Конечно, с тех пор они претерпели значительные изменения и не одну смену владельцев, но красота их убранства по-прежнему впечатляет. 

     В 70-х гг.XVIII века Екатерине II пришлось взять на себя решение многих насущных вопросов. По России прошла эпидемия бубонной чумы, унесшая более 100 000 жизней в одной лишь Москве. 

Нужно было снижать уровень антисанитарии. Появилось большее количество общественных бань, началось строительство канализации и закладка водопровода. 

    Одновременно с общественными «помывочными» стали появляться и частные заведения для солидных, статусных людей. Эти заведения были не просто местом, где смывалась грязь с бренных тел, а неким подобием салонов, где великосветская публика с удовольствием проводила свой досуг. 

     «Сандуновские бани» открылись уже после смерти Екатерины, но своим появлением они обязаны ей и любви двух служителей Мельпомены. 

     В Эрмитажном театре давали оперу «Дианино древо». Екатерина, покидая зал по окончании спектакля, небрежно бросила: «Опера – дрянь. Постановка – бездарна, как и исполнение. Впрочем…» – она выразительно посмотрела на Саввишну.

   «Саввишна» - так по-простому звала императрица свою ближайшую подругу Марью Перекусихину. 

    «Дорогая моя, непременно распорядись узнать, кто это милое дитя, исполнившее партию Амура! Обворожительный голос! Музыка тоже весьма недурна», – Екатерина удалилась, а Саввишна отправилась исполнять приказание. 

Эрмитажный театр
Эрмитажный театр

   Обладательницей божественного меццо-сопрано была 18-летняя Елизавета Семёновна Фёдорова. В столь юном возрасте девушка была исключительно талантлива. Талант заметили и преподаватели Императорского театрального училища, где Лиза весьма успешно училась. Педагогом по вокалу был знаменитый композитор – итальянец Джованни Паизиелло, сформировавший музыкальный стиль Россини и Моцарта. 

    К рождению безупречного вокального мастерства Елизаветы был причастен и испанский композитор Висенте Мартин-и-Солер, приглашённый в Россию лично Екатериной Великой в 1788 году. Он написал 30 опер и музыку к 20 балетам. 

   «Драматическое искусство» преподавал известный и очень почитаемый публикой тех лет актёр Иван Дмитревский. Фёдорова окончила училище в 1791, а в 1790 уже дебютировала на сцене Эрмитажного театра. 

    «Говоришь, Елизавета Фёдорова…», – поморщилась Екатерина. – Фамилия никуда не годится! Нужен театральный псевдоним!» – обратилась она к Саввишне.

    9 лет тому назад, в 1781 году, при помощи телескопа была открыта 7-я по расстоянию от Солнца планета, названная в честь греческого бога неба «Уран». 

    «Уранова! Звучит?» – задала риторический вопрос императрица, и все присутствующие согласились, что псевдоним для актрисы выбран наилучший. 

     Во всех афишах Елизавета значилась как «Уранова». Екатерина пересмотрела все спектакли с её участием, протежировала её и была самой искренней поклонницей её таланта. Впрочем, не она одна. Приворожила Лизонька и знатного вельможу – графа Безбородко. Но не столько своим талантом, сколько юностью и красотой. Он задарил её дорогими украшениями, мехами. 

    Казалось бы, о чём ещё можно мечтать молодой девушке?! Такой покровитель поможет открыть все двери! Но не об этом грезила Лизонька. Её сердце трепетало, когда она встречала в театре своего коллегу – Силу Сандунова. Как и граф Безбородко, он был старше её почти на 16 лет. Тем не менее вспыхнувшая искра быстро переросла в пламя любви.

    Безбородко не унимался. Прознав про роман, он начал строить козни. Всё могло закончиться для Сандунова большой бедой. Когда ухаживания графа стали совершенно невыносимы, Лиза пошла на отчаянный шаг. Отыграв комедию «Федул с детьми», когда стихли аплодисменты, она в слезах кинулась в ноги сидевшей в зале императрице:

   «Матушка-заступница, не откажи в милости, выслушай! – и Лиза поведала историю своей любви и домогательств влиятельного Безбородко.

   Растроганная Екатерина организовала венчание Елизаветы и Силы в домовой церкви дворца. На свадьбу преподнесла молодым свой перстень и ювелирные украшения.

Екатерина и Елизаветта
Екатерина и Елизаветта

   После венчания супруги Сандуновы перебрались в Москву. Там, выгодно продав подаренные украшения, в 1808 году открыли свой «Помывочный дворец» на Неглинной. Вложения принесли хорошую прибыль.

   Добротный каменный особняк на три обособленных отделения: дворянское, купеческое и люда попроще. Стены и потолки были отделаны малахитом и яшмой, в комнатах отдыха – хрустальные люстры.

   При столь богатом убранстве плата в «помывочные» была доступной. Бани вскоре стали популярны. Сюда частенько захаживал Денис Давыдов, Пушкин, известные художники и музыканты.  

   «Дворец» остался невредимым даже после того, как в 1812 году «Москва, спалённая пожаром», была отдана французу. А вот брак, увы, нет. 

    Сила – натура тонкая и увлекающаяся – влюбился в актрису из домашнего театра княгини Столыпиной. Когда он в очередной раз не явился ночевать, Елизавета, собрав вещи, спешно выехала в Петербург, где снова вернулась на любимую сцену. Развод супруги оформлять не стали. 

    Незадолго до своей смерти Елизавета Семёновна в витрине одной из антикварных лавок увидела кольцо, некогда подаренное ей Екатериной, и тут же выкупила его обратно. 

   Сандуновские бани перешли к новому владельцу и радуют посетителей и по сей день. 

А вы были в Сандуновских банях или хотя бы слышали о них?

Пишите в комментариях! 👇