Изданная в Новокузнецке повесть Михаила Третьякова «Площадка» оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, это антиутопия, в которой содержатся прямые ссылки на таких авторов, как Замятин (роман «Мы») и Оруэлл (роман «1984»). С другой – достаточно любопытный философско-психологический трактат, где во внутренних монологах главного героя рассматриваются разные аспекты поведения людей в типичных и нетипичных жизненных ситуациях. Помимо этого, «Площадка» – интересный эскиз узнаваемой социальной модели современного российского общества, столкнувшегося с рядом обстоятельств «непреодолимой силы».
Вот как объясняет это герой Михаила Третьякова: «Мне всегда нравились антиутопии, но не так давно я понял, что, скорее всего, ни Замятин, ни Оруэлл ничего не придумывали, а просто описывали то, участниками чего они стали. Наша площадка – это очередная попытка государства создать общество, в котором все его члены послушны и адекватны. На этот раз у них все получилось, за исключением тебя» (стр. 170).
Присутствуют в повести и детективно-приключенческие мотивы: герой пытается разгадать подоплёку необъяснимого с научной точки зрения природного явления, а именно непрекращающегося в течение многих месяцев дождя («косохлёста»), поливающего отдельно взятый российский город, где происходит действие.
Дождь выступает в обличье «непреодолимой силы», победить (разгадать) которую пытается молодой учёный-биолог, изучающий воздействие небесного потопа на окружающую природу, общество и отдельных людей. Мокрая «сила» исследуется автором по двум аспектам: внешнему и внутреннему. Внешний выглядит достаточно наглядно и просто – это непрерывный ливень, доставляющий массу неудобств жителям города, вынужденным выходить на улицу в специальной (здесь уместно вспомнить недавнюю эпидемию ковида) экипировке. Внутренний – это замечаемые и анализируемые героем психо-антропологические изменения, происходящие в окружающих его людях, или – бери выше! – в homo sapiens, как биологическом виде. Есть в повести и романтическая линия, связанная с появлением в НИИ, где трудится герой его давней (первая любовь) подруги – Ольги. Когда-то они были близки, но жизнь развела их, и вот, спустя годы, Ольга устраивается в НИИ на должность заместителя директора. Но эта интрига, как и некоторые другие сюжетные линии, намеченные в повести, должного развития не получает.
Герой посредством проведения разного рода лабораторных и практических (в полевых условиях) исследований изучает происходящие под влиянием дождя процессы в окружающей среде, попутно размышляя на самые неожиданные темы; и – одновременно – пытается разгадать «тайну» дождя, ответить на вечный, сформулированный ещё в Древнем Риме вопрос: «кому это выгодно?».
Автор статьи: Юрий Козлов – прозаик, публицист, главный редактор журналов «Роман-газета» и «Детская Роман-газета», член ряда редакционных советов, жюри премий.