Найти тему
МК в Питере

Прорыв начала года: кто отвечает за устранение коммунальных аварий в домах петербуржцев

    Из-за коммунальной аварии подвал этого дома превратился в бассейн. Фото автора статьи
Из-за коммунальной аварии подвал этого дома превратился в бассейн. Фото автора статьи

Так, например, в декабре из-за аварий на электросетях замерзали жители Усть-­Абаканского района Хакасии, о чем писали наши коллеги, работающие в регионе. Доведенные до отчаяния жители республики приехали согреваться в ближайшее отапливаемое здание — местный аэропорт.

Еще более серьезное происшествие случилось в первые дни наступившего года в Подмосковье. Тысячи жителей Подольска и других населенных пунктов прозябали в неотапливаемых квартирах по несколько дней. По данным местных СМИ, на устранение аварии и последствий власти выделили 1,2 млрд руб­лей.

Не обошли стороной коммунальные происшествия, пусть и не такие масштабные, и наш город — Санкт-­Петербург. Но жителям отдельных домов, в которых случились аварии, от этого ни тепло ни холодно, так как ­кто-то остался без горячей, а ­кто-то, как жители дома № 64 на улице Бабушкина, без холодной воды. Произошедшее ЧП, главным последствием которого оказался затопленный по колено подвал и отключенные на время коммуникации, не привлекло бы такого внимания, если б не спорная ситуация, возникшая между городским «Водоканалом» и управляющей организацией. Собственно, разногласия заключаются в том, кто именно должен устранять последствия аварии. Чтобы разобраться в истории, корреспондент «МК в Питере» приехал на место происшествия.

    Задвижка преткновения. Фото: кадр из видео, предоставленного Игорем Беляковым
Задвижка преткновения. Фото: кадр из видео, предоставленного Игорем Беляковым

Задвижка преткновения. Фото: кадр из видео, предоставленного Игорем Беляковым

Вселенский потоп

Дом № 64 на улице Бабушкина находится в Невском районе города и выделяется на фоне окружающей однотипной застройки. В здании в форме буквы Г из серого кирпича восемь этажей. Этот дом возвели члены жилищно-­строительного кооператива в 1972 году. С тех пор, за исключением последнего случая, в здании произошла лишь одна серьезная коммунальная авария. По словам жителей, в 1990‑х рядом с одной из парадных прорвало трубу, после чего просел грунт и перекосило крыльцо подъезда. Следы того происшествия видны до сих пор, однако на состояние дома это никак не повлияло, так как пострадала лишь входная группа. Однако история, которая случилась 8 января 2024 года, может привести к куда более серьезным последствиям. Под конец новогодних каникул в доме затопило 1000 квадратных метров подвала, а уровень воды достигал полуметра. Как пожаловались жители дома, аварийная бригада «Водоканала» приехала лишь спустя 10 часов после вызова, а еще через пару дней коммунальщики назначали ответственной за устранение последствий управляющую организацию — ЖСК № 360, руководитель которой — Игорь Беляков — рассказал нам о случившемся и устроил экскурсию, чтобы показать последствия аварии.

Когда мы приехали на место, то большую часть воды из подвала уже откачали, за исключением разве что эпицентра происшествия и нескольких глубоких луж. Тем не менее в подвале по-прежнему работали насосы и трудились сотрудники управляющей организации. Однако на просушку помещения могут уйти месяцы, что, как опасается Игорь Беляков, негативно скажется на состоянии здания.

«Авария произошла 8 января около 14:00. Упало давление в трубах, после чего жители дома связались со мной как руководителем управляющей организации. Место аварии удалось обнаружить достаточно оперативно. Неполадка произошла в одном из двух водомерных узлов — разморозились задвижки. Пострадал не только сам подвал, но и домовое имущество», — объясняет Игорь Беляков, показывая испорченные запасы песко-­соляной смеси, которую использовали для борьбы с гололедом.

Пробираться по подвалу было довольно затруднительно: если в основном помещении еще можно было разогнуться в полный рост, то ближе эпицентру аварии пришлось перей­ти чуть ли не на гусиный шаг. Пол, если его можно так назвать, превратился в грязное чавкающее под ногами болото. Так что условия, в которых трудятся работяги, устраняющие последствия ЧП, вряд ли можно считать простыми.

    Фото автора статьи
Фото автора статьи

Фото автора статьи

Я — не я. Задвижка не моя

Продолжая экскурсию, Игорь Беляков заявил, что аварийная бригада «Водоканала» приехала только к полуночи, после чего специалисты устранили аварию, однако проводить последующие работы по ликвидации последствий не стали, сославшись на то, что за коммуникации отвечает ЖСК № 360. Эта информация оказалась сюрпризом для руководителя.

«Позиция “Водоканала” меня удивила. Получается, что они отказались от своего водомерного узла. Они уверили, что граница проходит по уличному колодцу, и даже домовые счетчики, согласно врученному нам акту, оказались в зоне нашей ответственности. Насколько мне известно, по сложившейся практике общедомовое имущество должно начинаться после задвижки. В итоге откачка воды оказалась нашей проблемой», — объяснил Беляков.

В свою очередь, представители «Водоканала», к которым мы обратились еще до того, как выехали на улицу Бабушкина, ограничились весьма лаконичным комментарием. Коммунальщики назвали произошедшее локальной историей и заявили, что решать проблему должна управляющая организация, а они занимаются только уличными сетями.

Как решить спор

Чтобы понять, кто прав в этой истории, мы обратились к эксперту в сфере жилищного законодательства и ЖКХ — руководителю некоммерческого партнерства предприятий жилищного комплекса «МежРегионРазвитие», региональному координатору проекта «Школа грамотного потребителя» Владиславу Воронкову.

    Все это пространство ушло под воду. Фото автора статьи
Все это пространство ушло под воду. Фото автора статьи

Все это пространство ушло под воду. Фото автора статьи

«Здесь многое может зависеть от нюансов и обстоятельств, о которых мы с вами можем не знать. Однако в данном случае нужно руководствоваться статьей № 491 Жилищного кодекса, в которой говорится, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков и ответвлений до первого отключающего устройства — задвижки, вентиля, прибора учета. При этом, хотя границей общедомового имущества является стена здания, граница зоны ответственности все равно проходит по приборам учета. Важно также учитывать то, как управляющая организация занималась обслуживанием оборудования, как следила за состоянием коммуникаций и температурным режимом, обес­печивала ли теплоизоляцию и так далее», — объясняет эксперт.

Чтобы решить проблему и установить организацию, которая должна нести ответственность за устранение аварии, Владислав Воронков советует обратиться в жилищную инспекцию и прокуратуру, после чего, в случае необходимости, — в суд. Как подчеркнул эксперт, в его практике бывали случаи, когда коммунальщики из государственных организаций открещивались от работ, которые они должны были выполнить по закону, и пытались переложить ответственность на управляющие компании.

    На момент визита журналиста в подвале было еще очень влажно. Фото автора статьи
На момент визита журналиста в подвале было еще очень влажно. Фото автора статьи

На момент визита журналиста в подвале было еще очень влажно. Фото автора статьи

Впрочем, как мы уже писали выше, ЖСК № 360, хотя и не согласен с позицией «Водоканала», продолжает устранять последствия аварии за свой счет, однако все же надеется доказать свою правоту.

Автор: Никита Нестеров