В отдельных публикациях российских авторов я встречал высказывание о том, что древняя Спарта в действительности находилась совершенно в другом месте, и они оспаривали правильность ее идентификации археологами в начале ХХ века. Их убеждение, по всей видимости, заимствовано и строится на книге А.Н. Савельева о древней Спарте, в которой он приводит данное мнение и основательно подкрепляет его аргументированными фактами. Поэтому ниже я привожу текст книги Андрея Николаевича полностью в части заинтересовавшей меня своими логичными рассуждениями:
СПАРТА АРХЕОЛОГОВ
Севернее современной Спарты Акрополь выглядит совсем иначе, чем в описании Павсания. Прежде всего, вплотную к холму, прямо под остатками храма (предполагают, что это храм Афины Меднодомной 10-8 веков до н.э.) размещается амфитеатр, которого у Павсания нет. Предполагать, что спартанцы подкопали храм Афины, создав площадку для зрелищ прямо под ним, неразумно. Таким образом, весь холм со всеми постройками никак не может претендовать на звание Акрополя древней Спарты.
Столь же нелепо считать, что театральные постройки напротив трибун еще одного небольшого амфитеатра сознательно построены прямо на месте храма Артемиды Орфии 9-7 веков до н.э. Это было бы равнозначно кощунству. На современных картах остатки древнего храма, давшие археологам множество артефактов, обозначаются на удаленной восточной окраине холма Акрополя. Считается, что от него сохранились лишь остатки южного и западного фундамента, а размеры храма были примерно 12 х 4,5 метров. История данного храма имеет два периода, разделенных наводнением, происшедшим примерно в 600 году до н.э. Под нанесенным песком были погребены образцы архаических приношений в храм, доставшиеся современным археологам. Скорее всего, храм был заброшен в течение нескольких десятилетий, а потом возведен снова на прежнем месте.
Что под театральными постройками был популярный храм, сомнений нет. Судя по архаическим изображениям крылатой богини, это был именно храм Артемиды. Но существовал он задолго до постройки амфитеатра и был к началу постройки совершенно заброшен и позабыт. Возможно, оставшиеся от него стены использовали для нового строительства. Вопрос, в связи с чем, храм одной из самых почитаемых в Спарте богинь мог быть заброшен, остается открытым. Ясно одно: в черте города, который не был заброшен и который видел Павсаний, это было невозможно. То есть, данный храм был на значительном удалении от города.
На месте храмов, определенных как храмы Афины Меднодомной (или Бронзоводомной) и Артемиды Орфии, найдено немало артефактов. Это вотивные предметы – терракоты, бронзовые изделия, костяные и свинцовые фигурки. Уникальными являются обнаруженные в храме Артемиды терракотовые маски 7-6 веков до н. э. В храме Афины в 1925 году обнаружена мраморная голова хорошей сохранности, которую очень хотелось считать изображением царя Леонида. Считается, что храм Артемиды относится к периоду 8-6 веков до н.э., а стиль микенской эпохи – это следствие сохранение традиции. Артемида изображается как владычица зверей, что указывает на продолжение критской традиции 2 тысячелетия до н.э.
Схема Акрополя в современной Спарте: 1 – храм Афины Меднодомной; 2 – театр; 3 – Лакедемония; 4 – круглое здание; 5 – портик; 6 – северные ворота; 7 - южные ворота; 8 – Колона (?); 9 – агора; 10 – могилы царей (?); 11 – храм, так называемая «усыпальница Леонида»; 12 – дорога на Триполи; 13 – Лимнеон; 14 – святилище Артемиды Орфии; 15 – Тагарис-парк; 16 – храм; 17 – стена старого города; 18 – Еврот; 19 – Геройон; 20 – алтарь Ликурга; 21 – следы древней городской стены; 22 Моундуна; 23 – фундамент римской стены.
Белокаменный театр к западу от центра Спарты, о котором пишет Павсаний, затруднительно отождествить с театром, раскопанным на холме севернее современной Спарты. Его камни серые и по конструкции совершенно такие же, как в древнем Эпидавре, где они датируются 3-4 веками до н.э. Помимо театра, у подножия группы строений, ошибочно признанной останками спартанского Акрополя, имеется так называемая "могила Леонида". Павсаний находит кенотаф Леонида, куда были перенесены его кости, достаточно далеко от Акрополя. По крайней мере, между Акрополем и "могилой Леонида" должен был размещаться обширный комплекс памятников центральной площади города. Скорее всего, руины четырехугольного здания из больших каменных блоков являются фрагментами храма эллинистического периода.
Река Еврот при описании Спарты у Павсания не упоминается. Но реку очень трудно игнорировать при описании города. Нет упоминания какого-либо моста, через который прошел бы Павсаний. Но он упоминает мосты через ров, отделяющий площадку для схваток эфебов. Следовательно, он никак не мог упустить такой достопримечательности. А в современной Спарте северо-восточнее Акрополя обнаружены останки моста через Еврот римского периода.
В описании Павсания мы вообще не видим дворцовых комплексов или какого-либо указания на резиденции спартанских царей. Наверняка они находились не в черте города и были давно заброшены. Дом Менелая оказывается на далекой окраине Спарты. Вероятно, дворцовые постройки царских династий Агиадов и Еврипондитов находились еще дальше, и посещение их местными властями не приветствовалось. Логично считать, что дворцовые комплексы (пусть даже скромные) находились в направлении дорог города, где на окраинах были размещены усыпальницы соответствующих династий. Вряд ли Павсаний упустил бы место для сисситий, но, видимо, оно также находилось где-то на удалении от города.
Павсаний не замечает никаких стен вокруг Спарты. Единственный сторожевой пункт со стеной и воротами – на юге. Вероятно, в ту эпоху именно с юга ожидались нашествия неприятеля, и стена перекрывала какой-то узкий проход между холмами. Можно считать, что в данном месте оборонительное сооружение создано в римские времена. Фрагменты стен, которые можно видеть севернее современной Спарты, относятся к еще более поздним временам. Как и разрушенная почти до фундамента христианская базилика с полукруглым алтарем, которую туристы принимают за наследие древней Спарты. Ее датировка – не ранее Х века н.э.
Павсаний замечает четыре холма, среди которых Акрополь – самый большой. Невысокие холмы находятся к юго-западу от главной площади (храм Афродиты), а за пределами города – к северу (храм Геры) и к северо-востоку (Альпион). Современная Спарта не может похвастаться таким количеством холмов, хотя к северо-востоку обнаруживаются остатки храма, который считают Геройоном, а также какие-то признаки алтаря Ликурга. Но все это – скорее попытки подогнать ситуацию под описание Павсания. Даже если считать, что холмы за многие века сравнялись с ландшафтом, Павсаний никак не прошел бы мимо обстоятельства, что к северу от Спарты местность становится сплошь холмистой, а к югу и юго-востоку – равнинной.
Если мы посмотрим на схему Акрополя современной Спарты, то увидим, что попытки наложить на него описание Павсания будут совершенно безуспешными. Павсаний потратил на свой обход Спарты много часов и прошел немало километров, осмотрев более полутора сотен достопримечательностей. Если же пройти от здания, которое принято считать храмом Афины Меднодомной, до храма Артемиды Орфии, то на это уйдет не более пяти минут. Таким образом, Акрополь у современной Спарты – это не то место, который видел Павсаний.
Амиклы находятся от современной Спарты всего в трех километрах к югу. Столь близкое расположение не позволяло бы многие десятилетия вести борьбу за гегемонию в регионе. Это обстоятельство заставляет предположить, что древняя Спарта находится в нескольких десятках километрах севернее современной. Может быть раскопанный у современной Спарты Акрополь – это древние Амиклы? Спарта считается "белым пятном" в археологии Пелопоннеса. Сопоставить скудный археологический материал с описаниями Павсания крайне трудно – все богатство прекрасных зданий, святилищ, скульптурных изображений исчезло в последующие века. И виной тому вовсе не нашествия врагов. Варварство невежд оказалось страшнее варварства завоевателей.
А.Н. Савельев
Собственно сама Спарта сформировалась как объединение четырех поселений: Месои, Киносуры, Лимны и Питаны. Под названием Спарта подразумевалось главное скопление поселений в долине реки Эвротос, существовавших до образования города, которые позже объединились и составили единый спартанский полис. Два близлежащих к акрополю поселения были первичными, а два отдаленных поселения были основаны позднее. Существовали две фракции поселений: Питана – Месоа против поселений Лимна и Киносура, что послужило причиной возникновения двойной монархии после объединения четырех деревень в единый полис. Каждый из двух спартанских царей стоял во главе своего рода.
Спартанское государство было не велико по размерам территории и по утверждению Фукидида простиралось в Лаконской долине на 29 километров. Летописец пишет, что в период пика могущества Спарты: «Город казался слишком ничтожным, так как части его не соединялись. Он не имеет ни блестящих храмов, ни других зданий и по древнему обычаю Эллады состоит из отдельных поселений». То есть, Спарта даже в период своего наивысшего расцвета имела вид нескольких разбросанных деревень по образу военных лагерей и состояла преимущественно из одноэтажных деревянных построек или сложенных из обожженного на солнце кирпича зданий. По свидетельству Полибия территория Спарты имела 48 стадий (8.5 километров) в окружности. При царе Набисе была построена крепостная стена вокруг города протяженностью 9.6 километров. По мнению историков, территория древней Спарты в IV веке до новой эры занимала площадь примерно в 200 гектаров, на которой проживало около 30 000 спартиатов. К примеру, Рим того же временного периода занимал площадь в 426 гектаров и был обнесен крепостной стеной протяженностью в 11 километров. При этом население Рима, как минимум, в десять раз превышало население Спарты. Следует также отметить, что Фукидид описывал дорическую Спарту в IV веке до новой эры, а Павсаний посетил уже римскую Спарту пять веков спустя.
Павсаний оставил нам подробное описание Спарты с огромным количеством величественных храмов: «У лакедемонян, занимающих Спарту, наиболее заслуживают осмотра главная площадь, здание совета старейшин и правительственные учреждения на площади, где собираются эфоры. Самым замечательным сооружением на площади является портик, который называют Персидским и который сооружен из мидийской добычи. На площади стоят храмы: один – Цезарю, второй сооружен в честь Августа, его сына. Недалеко отсюда храм Геи и Зевса Агорея, равно и храм Афины Агореи и Посейдона, затем опять храм Аполлона и Геры. Есть у лакедемонян и храм Мойр. Там же находится храм Гестии, Зевса Ксения и Афины Ксении. Если идти с площади по дороге Афетаида, можно увидеть дом царя Полидора. Около Эллениона – святилище Арсинои. Около Фрурий есть храм Артемиды. Напротив храма Афродиты Олимпийской у лакедемонян находится храм Коры Сотеры. Неподалеку от храма Аполлона Карнейского находится храм Диониса Колонатского. Неподалеку находится святилище Зевса Эванема, а направо от него святилище героя Плеврона. Недалеко от этого святилища героя находится холм, а на холме храм Геры Аргеи. Если идти с площади на запад, то мы увидим знаменитый театр из белого мрамора. Есть в Спарте место, которое называется Феомелидами. В этом месте города находятся могилы из рода царей Агиадов. Если идти дальше, то будут храмы богов Посейдона Гиппокурия и Артемиды Эгинеи, а если повернуть назад, то будет храм Артемиды Иссоры. Если идти дальше от Дромоса, то будет храм Диоскуров и Харит, а затем храм Илитии, Аполлона Карнея и Артемиды Гегемоны. Направо от Дромоса находится храм Агнита. У святилища Алкона находится храм Посейдона. Если идти от Дромоса на восток, там будет тропинка и храм Афины Аксиопены. Если идти от Дромоса второй дорогой, то будет другой храм Афины. Рядом находится храм Гипосфена. Недалеко от театра находится храм Посейдона Генетлия. Поблизости храм Гилаиры и Фебы. Недалеко от храма Артемиды стоит храм Илитии».
Учитывая обилие памятников, в том числе и каменных, о которых говорит Павсаний, на самом деле не понятно отсутствие находок археологами при раскопках значимых построек, даже учитывая не значительную часть древней Спарты, охваченную исследованием ученых. Принимая во внимание многочисленные разрушения Спарте, причиненные вторжением готов Алариха в 395 году и более поздние византийские постройки, на месте дорического города должны были остаться следы древних сооружений капитальной постройки. Кстати, именно захват Спарты готами Алариха можно считать концом античной истории города, так как город обезлюдел после разрушения варварами. Но следует учитывать и тот факт, что при исследовании археологами всего лишь трех процентов территории древней Спарты, развалины самого дорийского города находятся на глубине от пяти до семи метров от дневной поверхности и визуально не отслеживаются.
Но самые значительные и не поправимые повреждения дорической Спарте были причинены не землетрясениями и нашествием готов Алариха, а французским священником, антикваром и исследователем классической литературы Мишелем Фурмоном, который был послан Людовиком ХV в восточное Средиземноморье для сбора древних надписей и рукописей. На территории древней Спарты, нанятые им рабочие, варварски демонтировали любые сооружения, которые содержали камни с нанесенными на них письменами. В своем письме от 20 апреля 1730 года королевскому библиотекарю Биньону аббат пишет: «Я работаю с 30 рабочими над полным разрушением Спарты. Не проходит и ни дня, чтобы я что-нибудь не нашел, а за несколько дней появилось 20 надписей. Я нигде не читал, чтобы кому-либо приходила в голову идея переворачивать вверх дном целые города, чтобы найти эти мраморные изделия, которые являются единственным безукоризненным свидетельством древности, единственными вещами, способными пролить свет на темные уголки истории, управления и религии древних народов. Только таким образом можно внести полезный вклад в науку. В настоящее время я работаю над демонтажем храма Амиклейского Аполлона вплоть до первого камня в фундаменте». Таким образом, аббат Мишель Фурмон практически уничтожил Спарту царя Агесилая, точно также как Генрих Шлиман разрушил Трою царя Приама. За выдающиеся в кавычках заслуги в своей научной деятельности Мишель Фурмон в 1742 году был избран членом Королевского общества.
Павсаний на самом деле упоминает о многочисленных возвышенностях в виде холмов на территории древней Спарты, которые даже имели свое название: «Если идти к так называемому холму Альпиону, встречается храм Афины Офтальмитиды. Акрополь у лакедемонян не поднимается такой замечательной по своей высоте скалой, как Кадмея у фиванцев или Лариса у аргивян. В Спарте много и других холмов, но тот, который поднимается выше других, они называют акрополем. На нем сооружен храм Афины Меднодомной». Я полагаю, что причина исчезновения холмов на территории древней Спарты связана с выравниванием и сглаживанием местности при возведении и планировке современного города. В 1834 году король Греции Оттон издал указ, согласно которому деревенская Спарта должна была стать полноценным городом с населением в 100 000 человек. Новый город был отстроен немного южнее руин античного, но, по моему мнению, примерно 3/5 территории древней Спарты были застроены современными зданиями. Исходя из результатов археологических раскопок, мы знаем, что культурный слой на территории древней Спарты достигает толщины до семи метров. Поэтому можно также предположить, что упомянутые Павсанием холмы за почти два минувших тысячелетия сгладились с рельефом местности и сегодня визуально стали менее заметны на равнине.
А.Н. Савельев задается вопросом почему: «Павсаний не замечает никаких стен вокруг Спарты. Единственный сторожевой пункт со стеной и воротами – на юге». В действительности, если читать текст летописца внимательнее, он видел крепостную стену и упоминает о ней дважды: «На самом конце города, РЯДОМ СО СТЕНОЮ (выделено мною), находится святилище Дикстинны и царские гробницы так называемых Эврипонтидов». Автор сам пишет, что усыпальницы царских династий Агиадов и Эврипонтидов располагались на окраине города и вполне естественно, что крепостная стена Спарты должна была находиться именно в том месте, где ее заметил Павсаний. Также летописец пишет, что: "Возле Платаниста есть святилище Киниске, дочери спартанского царя Архидама. Дальше идет святилище Геракла, РЯДОМ СО СТЕНОЙ" (выделено мною).
Автор также выдвигает предположение, что обнаруженный археологами акрополь Спарты на самом деле может являться центром другого поселения под названием Амиклы, а сама столица лакедемонского государства находится в нескольких десятках километрах севернее. Но Амиклы являлись относительно не большим поселением, как по численности населения, так и по площади, которое не могла окружать крепостная стена длиной 9.6 километров, останки которой выявлены археологами. Тем более, что после взятия и разрушения спартанским царем Телеклом город Амиклы оставался незащищенным и не имел крепостных стен. Согласно тем же археологическим отчетам по соседству с древней Спартой обнаружены развалины поселения, которые идентифицированы именно как Амиклы. Археологи также выявили в Амиклах останки знаменитого храма Аполлона Амиклейского, о котором упоминает в своем письме Мишель Фурмон и который завершил его полное уничтожение до каменной кладки фундамента.
По Павсанию: «Если с площади идти на запад, то мы увидим, что тут сооружен кенотаф в честь Брасида, сына Теллида. Недалеко от могилы находится театр из белого мрамора. Напротив театра по другую сторону – надгробные памятники: один Павсанию, начальствующему в битве при Платеях; второй – Леониду. Тут же стоит доска с именами тех, кто выдержал бой при Фермопилах против персов». Если принимать во внимание, что древний памятник царю Леониду находится в черте современного города, то можно только догадываться, сколько других памятников истории находится под нынешними застройками.
Первые археологические раскопки на территории древней Спарты производились Луи Россом в период 1806-1809 годов, когда были изучены руины и некоторые гробницы города. Затем последовали раскопки 1906-1910 и 1924-1927 годов под руководством англичанина Даукинса. Раскопки велись в одном из самых древних спартанских храмов – святилище Артемиды Орфинии, который находился на территории поселения Лимны. Строительство римского периода повредило древнейшие культурные слои на территории спартанского некрополя и практически полностью уничтожило его. Застройки византийского времени также сильно затруднили изучение останков более ранних эпох.
В ходе раскопок 1906 года археологами были обнаружены остатки кирпичной крепостной стены с башнями на каменном фундаменте вокруг огромной территории в 200 гектаров, включавшей в себя некогда отдельно стоявшие четыре спартанские деревни. На покрывавших крышу керамических плитках археологи нашли штампы на дорическом диалекте с надписями: «Царь Набис» или принадлежности возведенного строения к общественной собственности Питаны, одной из четырех деревень в составе спартанского полиса. Одна надпись гласила, что Киносура благодарит специального водного уполномоченного – гидратоса. Напомню, что при Набисе был также возведен первый крытый акведук, гарантировавший бесперебойное водоснабжение города. Его развалины также обнаружены археологами в ходе раскопок. Именно найденные фрагменты керамических плиток и позволили археологам идентифицировать древнюю Спарту.
Поэтому лично для меня нет никаких сомнений в том, что древняя Спарта находится немного севернее современного города и, частично, скрыта под застройками ХIХ века. Аналогичная судьба постигла древний Карфаген, который был полностью разрушен, а затем восстановлен в римский период времени и также застраивался византийцами. В настоящее время руины древнего Карфагена аналогично Спарте застроены современными постройками и его бывшее точное месторасположение археологам удалось выявить благодаря акрополю на холме Бирса и сохранившимся очертаниям морской гавани. Такую же привязку к древней Спарте археологам дали возвышающийся спартанский акрополь и близость к реке Эвротос, на берегах которой находился спартанский полис.