Рихард Штраус (1864-1949) - немецкий дирижер и композитор, создавший новаторскую музыку позднего романтизма и модернизма. Он наиболее известен своими симфоническими поэмами и операми "Саломея" и "Электра", которые произвели фурор. Так же Штраус приобрел новое поколение поклонников, когда его "Так говорил Заратустра" был использован в фильме: "Космическая одиссея 2001".
Ранняя жизнь
Рихард Штраус родился в Мюнхене, Германия, 11 июня 1864 года. Отец Рихарда, Франц-Йозеф, был главным роговиком в мюнхенском придворном оркестре, а мать, Жозефина Пшорр, происходила из мюнхенской семьи, владевшей успешным пивоваренным бизнесом (марка Pschorr существует и по сей день). Рихард унаследовал музыкальный талант отца и даже больше: уже в четыре года он умел играть на фортепиано, а к восьми годам - на скрипке. С шести лет он сочинял музыку. Благодаря деньгам матери и связям отца в музыкальном бизнесе Рихард вскоре смог опубликовать несколько собственных сочинений, среди которых были песни, сонаты и симфонии. Одновременно с развитием музыкальных способностей Рихард изучал философию и историю искусства в Мюнхенском университете. К 20 годам он уже демонстрировал "парадоксальную смесь искусной экономии и провокационной пышности, которая стала отличительной чертой его позднего стиля".
Позже, будучи дирижером, Штраус не был особым поклонником деревянных духовых инструментов: однажды он сказал: "Они слишком сильны, если их вообще можно услышать". Напротив, как композитор, он часто использовал их, начиная со своего первого крупного произведения - Серенады для духовых инструментов. Изначально экстравагантный на подиуме, зрелый дирижерский стиль Штрауса был особенным, особенно в отношении его собственных сочинений, когда "критики не могли прийти в себя от яркой музыки, контрастирующей со сдержанностью его жестов".
В начале 1880-х годов Штраус написал Сюиту си-бемоль, Первый роговой концерт, виолончельную сонату и несколько песен. Премьера Второй симфонии состоялась в Нью-Йорке. В 1885 году композитор получил должность ассистента знаменитого дирижера Ганса фон Бюлова (1830-1894). Эта должность привела Штрауса в Мейнинген в центральной Германии, и она оказалась удачной для молодого композитора, поскольку уже через месяц фон Бюлов отошел от дел, и Штраус стал главным дирижером уважаемого мейнингенского оркестра.
Ореол сенсации окружал стройного, высокого человека и его возмутительную музыку (Шонберг).
Романтизм и симфонические поэмы
В 1886 году Штраус занял дирижерский пост в Мюнхенской придворной опере, который он занимал в течение трех лет. Штраус был поклонником опер Рихарда Вагнера (1813-1883) и идей его коллеги-композитора о Gesamtkunstwerk, то есть о создании "полного" произведения искусства, в котором органично сочетаются поэзия, драма и музыка. Однако Штраус сосредоточился не на опере, а на тональной поэме (термин, который предпочитал Штраус) или симфонической поэме - формате, в котором оркестровая музыка вдохновлена одной идеей, взятой из литературы, искусства или природы. Первой симфонической поэмой Штрауса стала "Aus Italien", написанная во время его пребывания в Италии в 1886 году.
Звезда Штрауса восходила, и в 1889 году он был назначен помощником дирижера при Веймарском дворе. В 1890-е годы он также находил время для сочинения, в частности, симфонических поэм "Макбет", "Дон Жуан" (имевшей бешеный успех), "Дон Кихот" и многих других. В 1896 году "Так говорил Заратустра" имела еще один успех, а в следующем веке она привлекла внимание общественности, когда была использована в фильме "2001: Космическая одиссея" (1968). Хотя в своих симфонических поэмах он придерживается классических форм, "в лучших из них есть юмор и чувство слегка ироничной отстраненности, которые показывают, что Штраус отходит от романтической серьезности своих предшественников".
Эти симфонические поэмы принесли Штраусу мировую известность, а их новаторский стиль означал, что "аура сенсации окружала стройного, высокого человека и его возмутительную музыку". Однако, по иронии судьбы, сам формат симфонической поэмы должен был окончательно и бесповоротно выйти из моды. Если Штраус собирался продолжать новаторство, то это должно было происходить в другой форме.
Семейные отношения
В 1894 году Штраус женился на певице-сопрано Паулине де Ане. В качестве свадебного подарка Штраус преподнес жене четыре песни (4 Lieder, op. 27). Для человека, чья музыка вызывала бесконечные сенсационные заголовки в прессе, Штраус вел удивительно тихую семейную жизнь: "в его личной жизни никогда не было ни малейшего намека на скандал". У Рихарда и Паулины был сын Франц (по прозвищу Буби), который родился в 1897 году.
Оперы Штрауса
В 1890-х годах Штраус обратился к оперному искусству. Свою первую оперу "Гунтрам" он написал в 1894 году, но она не имела успеха. Прошло семь лет, прежде чем он предпринял вторую попытку: Feuersnot ("Погасшие огни"), но и она оказалась не лучше "Гунтрама". В 1898 году Штраус был назначен главным дирижером Берлинской королевской оперы. Не обращая внимания на неудачи с первыми операми, Штраусу повезло в третий раз - в 1905 году он поставил "Саломею". Одноактное либретто "Саломеи" основано на пьесе Оскара Уайльда, вызвавшей большой скандал.
По сюжету заключенный в темницу Иоанн Креститель провозглашает приход Мессии. Царь Ирод приглашает Саломею на танец, который она исполняет при условии, что у нее есть одно желание. Саломея просит голову Иоанна Крестителя, танцует и получает ее, а затем целует и ласкает ее (отсюда и скандал). Ирод (как и многие критики) испытывает отвращение и приказывает своим воинам раздавить Саломею насмерть своими щитами. В партитуре "Саломеи" прослеживается влияние Вагнера, и она является "шедевром чувственного, раздутого позднего романтизма". Помимо сюжетной линии, некоторые критики были шокированы современностью оркестровки, другие считали ее шедевром - Густав Малер (1860-1911) придерживался последнего мнения.
Саломея", несмотря на первоначальные препирательства с цензурой в разных странах, получила мировую известность после премьеры в Дрездене в декабре 1905 года, Нью-Йорке в 1907 году (где она была снята с проката после единственного представления из-за возмущения общественности) и Лондоне в 1910 году. На заработанные деньги композитор построил себе огромную виллу на горном курорте Гармиш в Баварии. Штраус стал очень богатым, "было известно, что Штраус любил звук хрустящих денег так же, как и звук хрустящих струн". Он с особым энтузиазмом стремился расширить защиту авторских прав композиторов, и в этом ему сопутствовал успех.
Следующая опера, "Электра", основана на одноименной пьесе автора греческой трагедии Софокла (ок. 496 - ок. 406 гг. до н. э.). Одноактное либретто написано Гуго фон Гофмансталем (1874-1929) и повествует об Электре, которая замышляет месть за смерть своего отца Агамемнона, царя Микен, от рук его жены (и матери Электры) Клитемнестры. В семейной кровавой бойне Электре помогает ее брат Орест, который убивает Клитемнестру в царском дворце, а Электра убивает любовника своей матери Эгиста. Электра получает возмездие за свои темные дела, когда она падает и умирает во время танца в недолговечном триумфе. Премьера оперы состоялась в январе 1909 года в Дрезденской придворной опере. Опера "Электра" имела международный успех и закрепила за Штраусом статус одного из самых значительных композиторов мира и настоящего мастера сопранового голоса.
Опера "Рыцарь розы" - комическая опера в духе аналогичных произведений Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) с фарсовым романсом, в котором присутствует переодевание. Трехактное либретто вновь написано Гофмансталем. Премьера оперы состоялась в январе 1911 года и получила широкую известность, а через два года была поставлена в Лондоне и Нью-Йорке. Планировалось сделать киноверсию оперы, но Штраус отказался от солидного гонорара, поскольку продюсеры не согласились на его требование о создании необрезанной версии.
В этот период интенсивного написания опер Штраус не отказался полностью от симфонических поэм. В 1915 году он завершил работу над "Альпийской симфонией" - амбициозным произведением с расширенным составом оркестра (настолько, что сегодня оно исполняется редко). Вдохновленная идеей восхождения на альпийскую вершину от рассвета до заката.
В период с 1914 по 1932 год Штраус работал над такими операми, как "Ариадна на Наксосе", "Женщина без тени", "Египетская Елена" и "Арабелла". Эти партитуры продемонстрировали новую роскошную элегантность, из-за чего некоторые критики сетовали на то, что они отличаются от экспериментальных диссонансов, которые Штраус использовал в "Саломее" и "Электре". Сам Штраус признавался, что, по его мнению, эти две оперы испытали предел того, что публика может вынести, и теперь он отступил назад, чтобы сосредоточиться на глубине смысла, а не на сенсационных эффектах.
Среди других авторов либретто в 1930-е годы были Стефан Цвейг для "Молчаливой женщины" и Йозеф Грегор для "Фриденстага", "Дафны" и "Любви Данаи". Последней оперой Штрауса стало одноактное "Каприччио" (либретто Клеменса Краусса и Штрауса), премьера которого состоялась в Мюнхене в 1942 году. Это, пожалуй, достойное завершение оперной карьеры композитора, поскольку сюжет оперы вращается вокруг неразрешимого спора о том, что важнее в опере - слова или музыка.
Ассоциации с нацизмом
В 1930-е годы, когда к власти в Германии пришла нацистская партия и распространила свое влияние на искусство, Штраус стал ассоциироваться с нацизмом. В 1933 году композитор был назначен президентом Музыкальной палаты Рейха. В 1935 году Штраус был уволен с этой должности из-за того, что его невестка была еврейкой по происхождению. Он также занял опасную позицию и отказался разорвать профессиональные связи со своим либреттистом Цвейгом, который был евреем. В результате Штраус был вынужден уйти со всех своих официальных постов, но это не помешало ему продолжить сотрудничество с режимом, в частности, он создал партитуру для фильма об Олимпийских играх 1936 года в Берлине.
Во время Второй мировой войны (1939-45) Штраус проживал в Австрии. После окончания конфликта он переехал в Швейцарию. Композитор находился под следствием за связь с нацистской партией, но был оправдан трибуналом. Как отмечает историк музыки Д. Арнольд, "Штраус оказался обвинен в сотрудничестве с режимом, хотя факты говорят о том, что он был аполитичен и пытался помочь своим еврейским друзьям".
Самые известные произведения Рихарда Штрауса
Наиболее известные произведения Рихарда Штрауса включают (в скобках указаны даты первого исполнения опер):
Более 200 песен
Серенада для духовых инструментов
Симфоническая поэма "Макбет
Симфоническая поэма "Дон Жуан
Tod und Verklärung - Смерть и преображение симфоническая поэма
Till Eulenspiegels lustige Streiche - Веселые проделки Тиля Эйленшпигеля симфоническая поэма
Also sprach Zarathustra - Так говорил Заратустра симфоническая поэма
Дон Кихот - симфоническая поэма
Ein Heldenleben - Жизнь героя симфоническая поэма
Симфоническая поэма Symphonia domestica
Опера "Саломея" (1905)
Опера "Электра" (1909)
Розенкавалер - Рыцарь розы опера (1911)
Ариадна на Наксосе - опера "Ариадна на Наксосе" (1912)
Ein Alpensinfonie - Альпийская симфония симфоническая поэма
Опера "Каприччио" (1942)
Vier letzte Lieder - Четыре последние песни
Смерть и наследие
Среди послевоенных работ Штрауса - "Метаморфозы", произведение для струнных соло, призванное олицетворять гибель Германии при нацизме и разрушение во время войны таких великих культурных сооружений, как оперные театры Дрездена, Мюнхена и Вены. Он также написал концерты для рога и гобоя и несколько сонат для духовых инструментов.
Его сборник "Четыре последние песни" (Vier letzte Lieder) был написан в 1948 году (но не исполнялся до 1950 года). Это песни для сольных певцов с оркестровым сопровождением, тексты которых основаны на стихах Йозефа Фрайхера и Германа Гессе. Штраус предполагал, что будет и пятая песня, но она так и не была завершена. Штраус, несмотря на свои ранние "вылазки" в модернистский музыкальный ландшафт, до конца придерживался романтического направления, которое он не изжил, предпочитая игнорировать достижения в музыке таких деятелей, как Сергей Прокофьев (1891-1953) и Игорь Стравинский (1882-1971).
В результате творчество Штрауса стало объектом критики со стороны нового поколения композиторов-модернистов, но его положение одного из величайших композиторов конца XIX - начала XX века было уже прочным, о чем свидетельствует фестиваль его творчества, прошедший в Лондоне в 1947 году. Рихард Штраус умер на своей вилле в Гармише 8 сентября 1949 года.
#Штраус #Композитор #Музыкант #классика #опера #биография
Материал подготовлен Студией ALEX ART https://vk.com/studioalexart для Канала Tommy Crow.