Комментарий Лукаса Ферранте, Филипа М. Фернсайда от 17 января 2024 года
- В 2023 году город Манаус в центральной Амазонии оказался покрыт густым дымом от горящих тропических лесов, а уровень токсичных частиц PM 2.5 был даже выше, чем в том году во время кризиса с загрязнением окружающей среды в Нью-Дели, Индия.
- Губернатор бразильского штата Амазонас, где расположен Манаус, обвинил в задымлении соседний штат Пара - политически удобная теория, которая, как мы показываем, ложна.
- Пожары, вызвавшие задымление, произошли к югу от Манауса в районе Амазонас, где проходит печально известное шоссе BR-319, где предлагаемый проект “реконструкции” имел бы катастрофические последствия для окружающей среды, открыв обширные территории тропических лесов для вырубщиков.Проект строительства автомагистрали BR-319 является главным приоритетом для политиков Амазонаса, которые изо всех сил стараются не признавать последствий проекта. Экологическая лицензия проекта еще не утверждена, и кризис с задымлением в Манаусе должен послужить предупреждением о том, насколько серьезными могут быть эти последствия.
- Этот текст является комментарием и не обязательно отражает точку зрения Mongabay.
С сентября по ноябрь 2023 года Манаус, город, расположенный в относительно нетронутом лесном массиве в центральной части бразильской Амазонии, с удивлением обнаружил себя в густом облаке дыма, что, несомненно, повлияло на здоровье людей и качество жизни в городе. Манаус также находится в центре внимания споров вокруг планируемого проекта строительства автомагистрали BR-319, которая соединит Манаус с Порту-Велью в штате Рондония в бразильской “дуге обезлесения”, в частности, в регионе “АМАКРО”.
“АМАКРО” означает штаты Амазонас, Акко и Рондония, а территория вокруг соединения этих штатов в последние годы стала одной из основных очагов вырубки лесов в Бразилии. BR-319 был построен военной диктатурой Бразилии в 1972-1973 годах, но был заброшен Министерством транспорта в 1988 году из-за неоправданных затрат на техническое обслуживание. С 2015 года так называемая программа “технического обслуживания” постепенно улучшала дорогу, делая ее проходимой в засушливый сезон, но запланированный проект “реконструкции” и мощения еще не получил одобрения окружающей среды. Получение одобрения и федерального финансирования для этого проекта является главным политическим приоритетом в Манаусе, столице бразильского штата Амазонас. Экологические последствия планируемого проекта будут разрушительными, поскольку BR-319 и связанные с ним запланированные боковые дороги откроют примерно половину того, что осталось от лесов Амазонки в Бразилии, для вырубщиков лесов (см. Здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь). Политики в Манаусе прилагают все усилия, чтобы избежать какого-либо признания вероятных последствий проекта (например, смотрите Здесь, здесь, здесь и здесь). Таким образом, кризис с задымлением в Манаусе был политически неудобным.
Губернатор штата Амазонас (Уилсон Лима) и министр окружающей среды (Эдуардо Тавейра) заявили, что дымовая завеса над Манаусом в 2023 году исходила не от Амазонаса, а скорее от штата Пара. Хотя с политической точки зрения удобно обвинять соседний штат в пожарах, из-за которых возникает дым, представленные здесь данные указывают на то, что дым, который висел над Манаусом, исходил в основном от пожаров в штате Амазонас, к югу от города, и, следовательно, отражал развитие сельского хозяйства и скотоводства в этом районе.
Манаус привык к чистому воздуху, за исключением загрязнения, создаваемого самим городским населением. Однако 12 октября 2023 года содержание твердых частиц PM 2.5 в воздухе в Манаусе составляло 314,99 микрограмма на кубический метр воздуха (мкг / м3) (рисунок 1), что даже хуже, чем во время кризиса 2023 года в Нью-Дели, Индия, где это значение достигло 306 мкг / м3. Максимальное значение, которое Всемирная организация здравоохранения считает приемлемым, составляет 15 мкг / м3. С сентября 2023 года до начала сезона дождей в декабре население Манауса жило в дыму, и ему пришлось возобновить использование масок, от которых они отказались после пандемии COVID-19. Подобные события очень редки в Манаусе, в отличие от того, с чем регулярно сталкиваются жители бразильской “дуги вырубки лесов”, где задымление такого масштаба является нормальным явлением в течение нескольких месяцев в году и негативно повлияло на продолжительность жизни людей.
Ближайшие к Манаусу пожары по большей части располагались к югу от реки Амазонка (рис. 2).
В “обычный” год дым от пожаров в этом районе не достиг бы Манауса, вместо этого его отнесло бы на запад, в сторону Перу. Но 2023 год не был “обычным” годом. Два типа Эль-Ниньо (восточное и центральное) вызвали сильную засуху в регионе Манаус, увеличив количество пожаров. Помимо Эль-Ниньо, Амазония находилась под воздействием явления, известного как “атлантический диполь” (см. Здесь и здесь). Диполь возникает в результате образования участка теплой воды в тропической Северной Атлантике и участка более холодной воды в Южной Атлантике. Диполь виден на рисунке 3.
Атлантический диполь может вызвать изменение направления ветра, отличное от обычного. Это произошло во время катастрофического атлантического провала в 2005 году, когда юго-западная часть Амазонки пострадала от сильной засухи, вызвавшей лесные пожары в Акко и южной Амазонии, а на Манаус обрушились порывы ветра, дующие с запада, которые повалили участки леса.
Преобладающие ветры в Манаусе дуют с востока на запад в результате вращения Земли и эффекта движения воздуха в направлении зоны межтропической конвергенции (ITCZ). ITCZ - это линия, которая проходит по широте, где солнечное излучение попадает непосредственно на поверхность Земли, нагревая воздух и заставляя его подниматься, таким образом вытягивая воздух как с южной, так и с северной сторон. Точное направление ветра зависит от сезона, который определяет положение ITCZ. По прибытии в Манаус преобладающие ветры дуют над большой площадью леса с небольшой вырубкой, расположенного к северу от реки Амазонка.
Данные ATTO (обсерватории Amazon Tall Tower Observatory) подтверждают роль пожаров близ Манауса в объяснении большого выброса дыма в городе. ATTO - это 325-метровая вышка, расположенная к востоку от Манауса, недалеко от реки Уатума, где INPA и партнеры из Германии с 2015 года проводят мониторинг атмосферных данных. Самый высокий пик в Манаусе пришелся на 12 октября 2023 года, когда количество частиц PM 2.5 составило 314 мкг / м3 в южной части города, что было измерено датчиками Государственного университета Амазонас (UEA). В тот же день ATTO зафиксировал 141 мкг/ м33 (рисунок 4). Даже если учесть, что дыму, который был в АТТО 10 числа октября (самый высокий рекорд АТТО), потребовалось 2 дня, чтобы достичь Манауса, Манаус все равно превышает самый высокий пик АТТО более чем на 110 мкг / м3. Таким образом, дым из Пара не объясняет пик в Манаусе, даже если весь дым, обнаруженный на АТТО, впоследствии достиг города.
Кроме того, датчики UEA в Сантарене зарегистрировали первый пик после 12 числа октября, который произошел только 13числа и достиг 205 мкг / м3 — уровень, намного более низкий, чем максимальный в Манаусе. Если бы причиной задымления в Манаусе был дым из Пара, пик задымления в Пара должен был бы наступить за один или несколько дней до этого, а не днем позже, и количество твердых частиц там должно было бы быть намного выше, чем зафиксировано в Манаусе.
Карта ветров на 29 октября, подготовленная Национальным институтом метеорологии (INMET), показывает Манаус посреди большой области практически неподвижного воздуха (рисунок 5).
Впоследствии эта схема изменилась на конфигурацию, более близкую к нормальной, с ветрами, дующими с востока на запад 9 ноября 2023 года (рисунок 6). В тот день в Манаусе были представлены показатели лучшего качества воздуха, а небо было чистым.
Данные о выбросах твердых частиц и качестве воздуха показывают большое пятно дыма, исходящее из региона к югу от Манауса, которое было четко отделено от пятна над Сантареном, Пара (рисунок 7).
На снимке за 3 ноября видны пожары в муниципалитетах Аутазес и Карейро, а также в других местах к юго-востоку от Манауса (рисунок 8). Муниципалитет Аутазес, известный вырубкой лесов и лесными пожарами, был примечателен во время пожаров 2023 года. Электронная система наблюдения за окружающей средой (SELVA) Государственного университета Амазонас (UEA) показала, что дым в Манаусе шел от пожаров к югу от Манауса, а не из Пара. С другой стороны, некоторые исследователи из Национального института космических исследований (INPE) обратили внимание на впечатляющее количество дыма над Пара и предположили, что он может быть перенесен в Манаус в дополнение к дыму, образующемуся от пожаров по всему городу.
Однако в отношении полученных ими изображений пика задымления 6 ноября 2023 года эти исследователи отметили, что: “После того, как дым "вырвался" за пределы шкалы, оборудование и датчик Modis не смогли определить, что было дымом, а что облаком”. Данные INMET подтверждают наличие облаков над регионом, где в Манаусе был зафиксирован дождь с 8 утра до 14 часов дня 7 ноября. Бразильский институт окружающей среды и возобновляемых природных ресурсов (IBAMA) в Манаусе указал, что возгорание на участках к югу от Манауса было причиной облака дыма, накрывшего город, но когда штаб-квартиру IBAMA в Бразилиа спросили о происхождении дыма, представитель не ответил на вопрос, приведя лишь список действий агентства по борьбе с пожарами по всей Амазонке.
Данные UEA показывают, что из 14 университетских станций измерения качества воздуха, расположенных в муниципалитете Манаус, на станции, расположенной дальше всего к востоку от города (направление, с которого дует ветер из Пара), были самые низкие суточные уровни твердых частиц, а самые высокие уровни были на 4 станциях, расположенных южнее Манауса, которые будут испытывать наибольшее воздействие дыма, идущего из мест вдоль шоссе BR-319 (рисунок 8). Мы не можем игнорировать тот факт, что дым из Пара может достигать некоторых частей штата Амазонас, поскольку атмосфера там подвижна; однако данные показывают, что невозможно отнести облако дыма, которое висело над Манаусом с сентября по ноябрь 2023 года, к пожарам в Пара.
В качестве усугубляющего фактора дым влияет на засуху таким образом, что усиливает остроту кризиса с задымлением в Манаусе. Избыток дыма препятствует выпадению осадков, что является важным открытием LBA (Крупномасштабной программы по изучению биосферы и атмосферы в бассейне Амазонки), которая базируется в Манаусе при Национальном институте исследований Амазонии (INPA) с 2002 года. Чтобы образовался дождь, водяной пар в воздухе должен конденсироваться вокруг “ядра конденсации облаков” (CCN), то есть какой-либо частицы, такой как сажа в дыму. Когда количество частиц очень велико, образующиеся капли слишком малы, чтобы упасть на землю в виде дождя. Это формирует петлю положительной обратной связи, при которой количество дыма увеличивается, препятствует выпадению дождей и продлевает засуху, что приводит к новым пожарам и еще большему количеству дыма. С другой стороны, когда пик задымления закончится, обратная связь будет иметь противоположный эффект: дыма будет все меньше и меньше, дождя - больше, пожаров - меньше.
Районы к югу от реки Амазонка, где из-за пожаров поднимался дым, достигавший Манауса, принимали участников, мигрирующих из печально известного региона “АМАКРО" (горячая точка вырубки лесов на стыке штатов Амазонас, Акко и Рондония) по шоссе BR-319. Это только начало, поскольку последствия были бы намного сильнее, если бы шоссе BR-319 было восстановлено и заасфальтировано. Совокупная площадь вырубки лесов в районе Манауса намного меньше, чем площади, уже вырубленные в регионе АМАКРО. Население Манауса совершенно не осведомлено о рисках и последствиях вырубки лесов, которые могут быть вызваны автомагистралью BR-319, поскольку отсутствие мощения является фактором, который способствовал защите окружающей среды в районе Манауса. Вырубка лесов и пожары в регионе АМАКРО достигли масштабов, которые, по сути, невообразимы для населения Манауса (рисунок 9).
Предлагаемая реконструкция автомагистрали BR-319 приведет процессы и действующих лиц из региона АМАКРО в район Манауса и во все районы, уже связанные с Манаусом автомобильным транспортом, такие как штат Рорайма, по шоссе BR-174. На обширных территориях первичных лесов также будут проложены запланированные дороги, которые соединят их с BR-319, такие как AM-366, которые обеспечат доступ к региону Транс-Пурус, к западу от реки Пурус (см. Здесь, здесь и здесь). Можно ожидать, что эти последствия отразятся и на Манаусе, поскольку уровень задымления аналогичен тому, который ежегодно наблюдается в регионе АМАКРО. Задымление над регионом АМАКРО, а также над Парой и северным Мату-Гросу является обычным явлением, но начиная с сентября 2023 года в штате Амазонас также наблюдалось огромное облако дыма над шоссе BR-319 и районом Транс-Пурус (рис. 10), что является совершенно новой особенностью. Манаус получает небольшое предупреждение об ожидаемых последствиях, если BR-319 будет восстановлен.
Больше видео и новостей их мира лесных пожаров можно найти у нас на канале в Телеграмме. Подпишитесь https://t.me/propogari