«Записки у изголовья» - это дневник императорской прислужницы раннего Средневековья. Хэйанская эпоха (IX-XII вв.). Период написания «Записок у изголовья», приблизительно, 986—1000 гг. н. э., когда Сэй-Сёнагон находилась на службе в свите юной императрицы Садако. Императрица становится одним из центральных персонажей «Записок у изголовья». Сами «Записки» включают бытовые сцены, анекдоты, новеллы и стихи, картины природы, описания придворных торжеств, поэтические раздумья, искусные зарисовки обычаев и нравов. Книга была признана культурным наследием, но сейчас пойдет речь почему именно стиль ведения записей Сэн-Сёнагон это классика моно-но аварэ («печальное очарование вещей, жизни или мира» или «жизнеутверждающее, светлое, нежное, но при этом грустное и тоскливое созерцание мира и всего того, что есть в нём»)
В своих записях Сэй-Сёнагон передает повседневное очарование жизни. Ее записи чарующе спокойны, хвалебны, иногда передающие печальные вещи языком обыденности. Как например, одна из первых записей в книге - о псе, плачущем как человек, когда после истязаний он слышит свое имя. Сэй-Сёнагон пишет о вещах, окружающих ее день за днем, романтизируя их. Как прекрасны деревья, или цветы, чьи листы иногда бывают неприглядными. Она описывает не только торжества, или диалоги, она пишет как ее ум восхищают названия озер, или птицы при Дворце. Иногда она сама пишет, как поражается своему неиссякаемому любопытству, любознательности.
Она замечает бьющую вокруг жизнь, и пишет о ней со всей красочностью языка, не приписывая ярлыки красоты или уродства, добра или зла, плохого или хорошего. Она описывает вещи в их жизненной картине, как вечный сторонний наблюдатель , не делающий выводов.
Поэтому ее «записки» - это лучший способ посмотреть, как стоит замедлиться нам в собственной жизни, остановиться. Мир вокруг никогда не останавливается , и в этом есть прелесть того мгновения, которое мы можем схватить и оставить в собственных записях, фотографиях, памяти. Ее записи - лучший пример созерцания, полезного для осознания собственной быстротечности. Каждому стоит попытаться найти в вещах вокруг себя красоту и искусство без потаённого смысла, чтобы просто насладится здесь и сейчас.