14 января украинские источники начали сообщать о том, что над Азовским морем был сбит русский самолёт А-50, представляющий собой модификацию Ил-76.
А-50 - модель действительно ценная: таких в России существует всего девять, включая модифицированные версии, если судить по данным Military Balance. Комментариев от Минобороны на эту тему так и не появилось, а потому версии о возможной гибели самолёта лишь множатся в геометрической прогрессии, никак не подтверждаясь официально.
А-50У и сопровождавший его Ил-222 стали настоящий "информационной бомбой": сообщения о них появились как в украинских СМИ, так и в телеграм-каналах некоторых русских блогеров и военных корреспондентов. Так, например, Александр Коц лаконично заявил:
Есть упавший А-50, есть спасённый Ил-22.
С ним частично согласился блогер Юрий Подоляка, отметивший, что гибель самолёта - это, "к сожалению, правда". Уничтожение техники признал и телеграм-канал WarGonzo, а Fighterbomber даже уточнил информацию о погибших лётчиках:
Погибло 11 (по другим данным 12) военлётов.
Так что же случилось на самом деле?
О том, сбит ли самолёт, официальной информации всё ещё нет. Однако украинские источники в один голос твердят, что с А-50У можно попрощаться. Правда, версии о том, кто именно сбил аппарат, сильно разнятся. Некоторые журналисты утверждают, что в подлой операции использовался старый советский ЗРК С-200, который сняли с вооружения больше 10 лет назад.
В том случае, если боеспособность советского комплекса удалось восстановить, его дальность могла составить 600 километров, что теоретически позволяет достать до самолёта, который является слабоманёвренным из-за своих размеров. Ряд исследователей утверждает, что использовались истребители с авиационными ракетами дальнего радиуса действия, однако подобных ракет у Украины на вооружении нет: Запад ещё не успел передать их киевской хунте.
Кроме того, существует ещё одна версия, связанная с радиоизлучением, исходящим от А-50. В том случае, если самолёт летел по привычному и хорошо изученному маршруту, для него могли приготовить засаду с помощью ЗРК и истребителей. Однако точной версии происходящего всё ещё не появилось.
Дружественный огонь?
Ещё более неприятные версии выдают отечественные военкоры. Так, Юрий Котенок, не уточняя, о какой именно системе идёт речь, написал:
Вместо комментария всего три буквы - П.В.О.
Эту версию поддержали телеграм-канал "Рыбарь" и "ВЧК-ОГПУ", к слову, непосредственно связанный с иноагентом Ходорковским*. Авторы предположили, что самолёт могли сбить наши силы ПВО, охраняющие Крымский мост. 16 января с этими высказываниями согласился и Fighterbomber:
В СВО, к сожалению, самым страшным и самым опасным врагом для ВКС стала наша ПВО. Она всегда бьет в спину. От неё невозможно защититься или как-то её предусмотреть или учесть.
Любопытно, что с высказываниями русских военкоров категорически не согласился украинский военный эксперт Александр Коваленко, который заявил, что отечественные самолёты почти два года передвигаются по одинаковым маршрутам, поэтому ошибка ПВО в этом случае крайне маловероятна.
Во всём виноваты британцы?
Некоторые источники утверждают: самолёт сбили с помощью британских технологий. В операции приняли участие аж 22 специалиста из элитного соединения, которые использовали ЗРК "Patriot". Для того чтобы привлечь внимание русских войск, применялись некие манипуляции, заманившие наших лётчиков в "ловушку". Об этом рассказал западный аналитик Том Купер.
Для того чтобы восстановить радиолокационное покрытие, А-50 в сопровождении Ил-22 направили на север Крыма, из-за чего самолёты оказались в зоне досягаемости "Patriot". Кроме того, в операции могли использоваться системы "Фаворит", что подкрепляется данными спутниковых снимков и анализом радиолокационной информации. Коррекцией пусков занимались западные "союзники" Украины - британские специалисты.
Однако стоит ещё раз напомнить: официального подтверждения этой информации со стороны Минобороны по-прежнему не появилось, поэтому все теории экспертов и блогеров - лишь теории, которые могут не иметь под собой никакой аргументации.
______________
Подпишитесь на наш канал, поставьте лайк и напишите комментарий, это поможет донести информацию до большего количества людей.