Найти в Дзене
История таблетки

Лекарственные «провалы» XXI века – 2. Битвы, проигранные подагре и синдрому беспокойных ног.

Честно говоря, не ожидал, что первая статья на эту тему вызовет много комментариев. Надеялся, но не рассчитывал, такая вот загогулина. Спасибо за Ваши мысли и замечания и пардон, если не отвечаю. Пару строк всё же напишу по развернувшейся дискуссии. По поводу того, что при капитализме не выгодно полное излечение пациента. Оно, вроде логично – если вылечишь, кому тогда пожизненно продавать лекарства и продолжать получать прибыль? С другой стороны, человек при любом строе, особенно, обученный и опытный специалист – сам по себе ценный ресурс. И его «простой» по болезни или полная потеря – урон для капиталиста. Плюс, здоровый (или чувствующий себя таковым) гражданин – более активный потребитель различных товаров и услуг. От еды и тряпок до путешествий и развлечений. Да и налогов платит больше, так как больше и лучше работает. Так что, «не всё так однозначно». К тому же сама наука избавляться от большинства хронических болячек типа атеросклероза, ХОБЛ, аутоиммунных нарушений и многих других

Честно говоря, не ожидал, что первая статья на эту тему вызовет много комментариев. Надеялся, но не рассчитывал, такая вот загогулина. Спасибо за Ваши мысли и замечания и пардон, если не отвечаю.

Пару строк всё же напишу по развернувшейся дискуссии. По поводу того, что при капитализме не выгодно полное излечение пациента. Оно, вроде логично – если вылечишь, кому тогда пожизненно продавать лекарства и продолжать получать прибыль? С другой стороны, человек при любом строе, особенно, обученный и опытный специалист – сам по себе ценный ресурс. И его «простой» по болезни или полная потеря – урон для капиталиста. Плюс, здоровый (или чувствующий себя таковым) гражданин – более активный потребитель различных товаров и услуг. От еды и тряпок до путешествий и развлечений. Да и налогов платит больше, так как больше и лучше работает.

Картинка, между прочим, не из нашего "Крокодила"
Картинка, между прочим, не из нашего "Крокодила"

Так что, «не всё так однозначно». К тому же сама наука избавляться от большинства хронических болячек типа атеросклероза, ХОБЛ, аутоиммунных нарушений и многих других пока не умеет. Компенсировать, справиться с обострением (приступом, кризом и т.п.), улучшить качество жизни и «оттянуть» осложнение – пока только так. Старается, ищет, пробует – уже хорошо. Не всегда, правда удачно, подводят и администраторы-менеджеры, и бухгалтера-финансисты, и разного рода «аналитики рынка», коих полно в любой фармкомпании. А потому продолжим тему «лекарственных провалов», случившихся уже в этом веке. Рассмотрим ещё парочку.

Следующий наш «герой», небольшая биотехкомпания Savient из американских нью-джерсей (где знаменитая семья Сопрано резвилась) решила замахнуться на другую «жирную» во всех смыслах болячку – подагру. Что за недуг и чем нынче лечится – подробно разбирали тут и тут. Что-то нет конкурентов, понимаешь, у относительно дешёвых аллопуринола (7-20$) и пробенецида (40-70). Кладут несчастные подагрики трудовой доллар не в тот карман. Непорядок, надо исправить.

Напомню вкратце: подагра вызывается избытком в крови мочевой кислоты и её солей – уратов (гиперурикемия). И основное лечение тут – снижение уровня этой вредной кислоты. НПВС и гормоны-кортикостероиды уже борются с последствиями – артритами и болями при них.

-2

Пока ревматологи используют в основном ингибиторы ксантиноксидазы (аллопуринол), но американские «биотехи» решили вдарить по подагре с другой стороны – «растворять» уже отложившиеся в суставах и почках ураты. «В пробирке» (in vitro) с этим отлично справляется особый фермент уриказа, разрушающая мочевую кислоту до безопасного аллантоина. Вот на её основе, слегка модифицировав до пегуриказы, и был получен новый «прорывной антиподагрик» - пеглотиказа, фирменное название Кристекса. Ну как, слегка – взять кишечную палочку, генетически модифицировать её, получить нужный фермент, «вытащить» и очистить – морока не из простых и дешёвых. Учёные – молодцы, чего уж там.

Вот чего удумали.
Вот чего удумали.

Но дальше за дело берутся «эффективные менеджера». Дело за малым – обкатать препарат в клинических исследованиях, получить разрешение и «стричь купоны», понятно, в миллиардных объёмах. В идеале – сразу продаться вместе с «инновационной молекулой» бигфарме пожирнее. Обычное дело для перспективной биотехнологической компании.

Но вначале FDA не понравилась «химико-производственная» часть предоставленных данных – поданную в 2008 году заявку на биологическую лицензию разворачивают в 2009.

В 2010 технологию производства «докручивают», получают и обрабатывают данные по клиническим исследованиям препарата Kristexxa (вот так, с вызовом, двумя ха) и одобрение всё-таки получают. Казалось бы, вот он – эффективный препарат второй линии лечения подагры, «сваренный» по всем канонам науки XXI века, эффективный при запущенных формах и способный заменить аллопуринол! Не говоря уже о намечающихся барышах – цена за флакончик под 5 тысяч долларов, минимум 30000 за курс.

Да вот беда, молекула белковой природы, а наш организм чужие протеины внутривенно не очень-то жалует, отвечает реакциями гиперчувствительности. И даёт фермент пеглотиказа при введении самый «жёсткий» вид таких реакций – анафилаксию – с частотой 1-10%! Крайне много.

-4

Плюс местные реакции (сыпь, покраснение, боль), лихорадка, одышка, тошнота и рвота. От 26 (при двухнедельном режиме) до 41 (при четырёхнедельном) % больных испытывали нежелательные реакции при инфузиях кристексы. Позвольте, как же он служил в очистке получил разрешение FDA c таким профилем безопасности? Неужели настолько был нужен «запасной» препарат американским пациентам и ревматологам, что закрыли глаза на его потенциальные риски? Конечно, нужен, но не такой ценой.

Пускай и прошёл он жёсткие регуляторные препоны, клиницисты назначать его массово не стали. «Жёсткая» кристекса в стандартные схемы лечения подагры так и не включена. Как результат – мизерные объёмы продаж – на несколько миллионов в год. И «большие парни» ни молекулу, ни её обладателей покупать не захотели. В итоге Савиент в 2013 объявляется банкротом и продаётся «с молотка» в 2015 компании Crealta. У этих «продвижение» кристексы несколько улучшилось – придумали комбинацию с метотрексатом, чтобы снизить дозу и частоту побочек, а также отдельное показание – подагрическая нефропатия. В результате такого «тюнинга» продажи увеличились и «бренд» был снова продан Horizon Pharma за вполне увесистые полмиллиарда.

На европейском рынке кристекса продержалась всего три года (2013-2016), а у нас так и не была авторизована для продажи и применения. Вместо неё во всём мире в схемы лечения вошёл другой «запасной препарат», аналогичный по действию аллопуринолу (ингибитор ксантиноксидазы) – фебуксостат. Не пуриновой природы, но куда как безопаснее «растворителя» пегуриказы. За прошедшие десять лет патент у фирменного аденурика (производитель Менарини) истёк, и у нас есть почти десяток(!) дженериков собственного производства. Вот такая история «антиподагрика», так и не ставшего золотым во всех смыслах.

-5

Следующий недуг, с которым ушлые фармакологи пытались справиться «с наскока» и тут же заработать на этом – не такой опасный в плане осложнений. Зато более таинственный по природе возникновения. Связывают его и с гиповитаминозом, и диабетом, артритом, варикозом, амилоидозом, полинейропатией, васкулитами, миалгией, неврозами даже с дисфункцией щитовидной железы. Весь учебник молодого терапевта. Сейчас пару симптомов опишу – обязательно у себя найдёте, хотя встречается он у 5-15% людей (женщин, лиц старше 40 чаще).

-6

Вечером или ночью в состоянии покоя возникают в области ног (голени на первом месте, затем бёдра, стопы, а то и с «захватом» туловища) неприятные ощущения: «мурашки», жжение, ноющие «выкручивающие» боли. Не так, чтобы на стенку лезть, но места себе не находишь, заснуть не получается. Походишь, присядешь, «покрутишь велосипед» - оно и отпустит. Потому и называется такое «синдромом беспокойных ног». Пока современная наука видит причину в недостатке железа в головном мозге, а от того – недостаток нейромедиатора дофамина. Другие находят проблемы с «изоляционным материалом» нервов – миелином, третьи – расстройство работы гипоталамуса, на что указывают циркадные ритмы этой не смертельной, но неприятной проблемы. Одним словом, нет чёткого понимания причин, а от того и надёжного лекарства. Дают и противопаркинсонические (прамипексол, леводопа, бенсеразид), и транквилизаторы с противосудорожными, иногда даже анальгетики.

Чего ж не половить рыбку в такой «мутной воде»? Симптомы распространённые, немного «заинтересовать» практикующих врачей с постановкой диагноза, одобрить и включить в лечебные схемы что-нибудь новенькое. Мудрёное, но безопасное, например аналог ГАМК (гамма-аминомасляная кислота, она в мозге повсюду, вот тут про неё говорили). А дальше по старой схеме – зарегистрировать да и продать подороже какому-нибудь фармакологическому монстру, желательно, «комплектом» с людьми, оборудованием и всеми наработками.

Чтобы вот так.
Чтобы вот так.

Реализовать этот «безотказный» план взялась небольшая американская биотехкомпания с инопланетныйм названием – Ксенопорт (XenoPort). Молекулу в работу взяла забористую по названию – габапентина энакарбил, но, по сути, аналог ГАМК (GABA). Механизм действия полностью не раскрыт, зато относительно безопасен. Ещё и некоторый седативный эффект есть, успокаивает, но за руль нельзя. Идеальное лекарство для заработка.

«Ксенопортовые» менеджеры в ловкости не уступали химикам и нашли жирного инвестора в разработки – концерн GSK (который за свою историю был и Смитом, и Кляйном, и Глаксо, вернёмся к нему ещё не раз). Поначалу всё шло по плану – многомиллионные вложения (вначале 75, затем планировалось ещё под 500) успешно освоены, пара коротких (12-недельных) исследований показывают эффективность препарата при тяжёлом и среднетяжёлом СБН. И весной 2011 препарат под фирменным названием Хоризант (Horizant) FDA одобряет.

Ещё через год получено разрешение на использование при другом недуге – постгерпетической невралгии. Кто не в курсе, на фазе затухания сыпи при опоясывающем лишае (вызывается вирусом герпеса) боли бывают чудовищные, даже наркотики колят. Вроде, всё отлично, пора «снимать урожай», а заодно и полностью «поглощаться» могучей бигфармой.

К продажам - готов!
К продажам - готов!

Но… опять проклятое «но».

Продажами и ценовой политикой заведовала, естественно, GSK. Кто девушку ужинает, как говорится, тот и танцует. И ценник выставила на старте просто непотребный – под тысячу долларов за месячный курс! Такое работает, когда альтернативы лечению нет, а болезнь тяжёлая и страшная. Но тут – неприятные, но не смертельные «беспокойные ноги», которые лечатся препаратами первой линии: прамипексолом (20-80$ за 90 таб) леводопой с бензеразидом (100 капсул такой комбинации стоят в районе 30 долл., дженерики, понятно в разы дешевле).

Так что, ни пациенты, ни врачи, ни клиники покупать это новое «чудо-лекарство» не бросились, деньги считать тоже умеют. В итоге продажи для бигфармы смешные – на 1-2 миллиона в квартал. И тут случается практически уникальный для этого рынка казус – товар (Ксенопорт с его единственным продуктом, Хоризантом) сам отказывается продаваться покупателю (GSK)! Контракты расторгнуты. И больше не звони, я верну тебе всё, что ты подарил, как пела Ветла Нетлицкая.

А вышло вот так.
А вышло вот так.

Помаявшись несколько лет и попытавшись «внедрить» свой габапентин для лечения алкоголизма (превратить седативное действие из побочки в полезный эффект), Ксенопорту всё же удалось себя «втюхать» за неплохие денежки. Arbor Pharma оценила героические усилия маленькой, но гордой биотехкомпании по созданию и продаже единственной молекулы (к тому же спорной по эффективности) и выкупила их скопом за 461 млн долларов в 2016 году. Хоризант сейчас «торгуется» в районе 500 долларов за месячный курс, потихоньку отбивая вложенные затраты (40-60 млн в год). У нас в стране он не зарегистрирован, в отличие от десятка других габапентинов (от американских и израильских до индийских и российских). По адекватной цене от 200 рублей за 30 таблеток.

А что там GSK, выжила? Куда ж она денется, такая монстрюга. Бизнес-то крайне рентабельный, один удачный препарат (а таких «блокбастеров» у концерна десятки) с лихвой покрывает расходы на исследование и провальные продажи, как минимум, десяти «неудачников». Из кармана пациентов, понятно.

-10

Поэтому даже вторая подряд финансовая неудача 2011 года не сбила ГлаксоСмитКляйн с ног. Случилась она с препаратом бенлиста от системной красной волчанки, где GSK выступила главным финансовым партнёром другого американского «биотеха» (Human Genome Sciences).

Но это уже история «взлёта и падений» препаратов новой категории, -мабов и -нибов, моноклональных антител и ингиботоров воспаления. Что за звери такие?

Относятся к биотерапии, новой странице медицины и фармакологии. Крупнейший шаг, между прочим, к победе над онкологическими и аутоиммунными болячками. А потому заслуживает отдельной статьи, которая уже на подходе.

А пока – будьте здоровы!

***

Спасибо, что дочитали статью до конца.

Автор этого канала – врач с более чем тридцатилетним стажем, из них 20 – в области клинических исследований. Понравилось? Тогда поделитесь в соцсетях, лайкните и подпишитесь, впереди много занимательного и удивительного!

Приобрести книгу «Жить – хочется!» можно тут: Часть 1, (есть и аудиоверсия), Часть 2 и Третья. Каждая о своих органах и системах, сможете найти и «свою», заветную.

Книга «Гости внутри» о самых наших «непримиримых друзьях» - от вирусов до гельминтов. Про ВИЧ, туберкулёз, малярию, ботулизм и многое другое.

И новинка о болезнях нашего метаболизма – «Обман веществ».