В украинской истории есть множество легенд и историй о запорожцах, которые известны своей смелостью и бесстрашием на поле боя. В народе они считаются непобедимыми воинами, которые никогда не знали поражений. Но почему такая слава прилипла к запорожцам?
Исторический контекст
В 15 веке в польско-литовском государстве православные украинцы сильно притеснялись, из-за чего некоторые люди стали активно переселяться в Дикое поле. Диким оно называлось потому что там никто не жил и располагалось на землях Приазовья и Причерноморья. Скорее всего данная территория оставалась незаселённой по той причине, что южнее располагались земли крымских татар, которые были известны своей любовью к набегам. В Диком поле запорожцы превратились в настоящее братство, быстро вооружились и приспособились к здешним условиям.
В отличии от других казаков они не жили в сёлах, а фактически представляли собой армию. Другим отличием запорожцев от остального казачества было то, что они не признавали над собой власть Москвы и кого-либо ещё и даже порицали других казаков за связи с Россией, называя их предателями.
Изначально запорожцы жили в помещениях, которые напоминали казармы, а позднее их поселения преобразовались в Сечи. Запорожская Сечь - это крепость, которая окружает небольшое поселение. Каждая Сечь обязательно имела церковь, так как запорожцы были крайне религиозными. Более того войти в Сечь могли только православные. У запорожцев не было женщин, так как условия по сути были армейские, но за пределами Сечи запорожцы вполне могли иметь семью.
Речь Посполитая силой пыталась включить запорожцев в состав своего государства, но в итоге их попытки оказались тщетными и остановились на том, что стали нанимать их к себе на службу. Появилось реестровое казачество, которое осуществляло охрану границ польско-литовского государства. Оно было своего рода элитным войском.
Запорожцы по сути жили разбоем. У них не было хозяйства и жили они на награбленное в походах. Особенно их взоры были устремлены на Османскую империю, на границы которой они неоднократно посягались. С их историей связаны такие известные сражения, как битва под Керчью, где запорожцы сражались против турецкой армии и сумели одержать победу, и битва под Жёлтыми Водами, где запорожцы проявили невероятную храбрость и силу духа, несмотря на численное превосходство противника. Несколько раз им удавалось дойти до самого Стамбула, окрестности которого были ими разграблены. Эти и другие исторические события оставили глубокий след в сознании украинского народа и подтвердили его уверенность в своей силе и потенциале.
В 1648 году запорожцы во главе с Богданом Хмельницким захватили всю территорию тогдашней Украины, которая входила в состав Речи Посполитой и создали на этих землях своё государство - Гетманщину. Однако украинцам не было суждено сохранить своё государство. Речь Посполитая разбила запорожцев и последним пришлось обратиться к Москве с просьбой о принятии их в своё подданство. В итоге Запорожье вошло в состав России, а польско-литовское войско разгромлено. Государство казаков было поделено на две части - между Речью Посполитой и Россией.
В последующем Россия пыталась, так сказать, подмять запорожцев под себя, однако те проявляли упрямость и буйный характер. Екатерина Вторая назвала Запорожскую Сечь «гнездом своеволия». Дело завершилось тем, что в 1764 году она полностью уничтожила Гетманщину, а сами запорожцы рассеялись кто куда.
Смелость и бесстрашие
Запорожская Сечь, сообщество казаков, положила начало запорожской культуре и традициям. Главной чертой запорожского образа жизни была боеспособность и военная дисциплина. Запорожцы были высокоорганизованными и хорошо обученными воинами, уклад жизни которых неразрывно связан с оружием. По мнению историков политическая система запорожцев представляла собой «агрессивную безэлитную демократию», где все казаки считались равными, у которых практически отсутствовал институт власти и подчинения.
Все эти условия зародили в них необычайную смелость и бесстрашие. Они не раз вступали в сражения с превосходящими силами и зачастую одерживали верх в таких поединках. В народе даже стали поговаривать, что «казака пуля не берёт и сабля не рубит». Война для запорожца считалась долгом и делом чести, а плен и рабство позором. Их готовность противостоять любым трудностям и не сдаваться никогда вела к тому, что они стали считаться среди современников непобедимыми.
Влияние на украинскую национальную идентичность
Слава запорожцев как неуязвимых воинов имела значительное влияние на формирование и развитие украинской национальной идентичности. В их истории и подвигах украинский народ находил вдохновение и силу. Запорожцы стали символами украинского национального героизма и сопротивления многовековому гнёту.
Культура запорожцев также воплощалась в их народной поэзии и песнях, которые передавали дух и идеалы запорожского казачества. Эти произведения и поэты, такие как Тарас Шевченко и Иван Котляревский, стали символами украинской литературы и национальной идентичности. Они вдохновляли украинцев на борьбу за свои права и свободу, так же как запорожцы в своё время.
Сегодня запорожцы остаются важной частью национального наследия Украины. Их смелость, бесстрашие и патриотизм служат вдохновением для молодого поколения и напоминают о значимости национальных идеалов. В честь запорожцев проводятся праздники, организуются театральные постановки и кинофильмы, чтобы сохранить и передать их историю и дух будущим поколениям.
Таким образом, запорожцы были неуязвимыми не только физически, но и духовно. Их смелость, бесстрашие и патриотизм сделали их национальными героями и символами украинской культуры.
Буду благодарен за лайк и подписку на канал.