Найти тему
Народы мира

Запорожцы: почему их считали непобедимыми?

Оглавление

В украинской истории есть множество легенд и историй о запорожцах, которые известны своей смелостью и бесстрашием на поле боя. В народе они считаются непобедимыми воинами, которые никогда не знали поражений. Но почему такая слава прилипла к запорожцам?

Исторический контекст

Примерно так выглядела типичная Запорожская Сечь
Примерно так выглядела типичная Запорожская Сечь

В 15 веке в польско-литовском государстве православные украинцы сильно притеснялись, из-за чего некоторые люди стали активно переселяться в Дикое поле. Диким оно называлось потому что там никто не жил и располагалось на землях Приазовья и Причерноморья. Скорее всего данная территория оставалась незаселённой по той причине, что южнее располагались земли крымских татар, которые были известны своей любовью к набегам. В Диком поле запорожцы превратились в настоящее братство, быстро вооружились и приспособились к здешним условиям.

В отличии от других казаков они не жили в сёлах, а фактически представляли собой армию. Другим отличием запорожцев от остального казачества было то, что они не признавали над собой власть Москвы и кого-либо ещё и даже порицали других казаков за связи с Россией, называя их предателями.

Изначально запорожцы жили в помещениях, которые напоминали казармы, а позднее их поселения преобразовались в Сечи. Запорожская Сечь - это крепость, которая окружает небольшое поселение. Каждая Сечь обязательно имела церковь, так как запорожцы были крайне религиозными. Более того войти в Сечь могли только православные. У запорожцев не было женщин, так как условия по сути были армейские, но за пределами Сечи запорожцы вполне могли иметь семью.

Речь Посполитая силой пыталась включить запорожцев в состав своего государства, но в итоге их попытки оказались тщетными и остановились на том, что стали нанимать их к себе на службу. Появилось реестровое казачество, которое осуществляло охрану границ польско-литовского государства. Оно было своего рода элитным войском.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Илья Репин, 1891 год.
Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Илья Репин, 1891 год.

Запорожцы по сути жили разбоем. У них не было хозяйства и жили они на награбленное в походах. Особенно их взоры были устремлены на Османскую империю, на границы которой они неоднократно посягались. С их историей связаны такие известные сражения, как битва под Керчью, где запорожцы сражались против турецкой армии и сумели одержать победу, и битва под Жёлтыми Водами, где запорожцы проявили невероятную храбрость и силу духа, несмотря на численное превосходство противника. Несколько раз им удавалось дойти до самого Стамбула, окрестности которого были ими разграблены. Эти и другие исторические события оставили глубокий след в сознании украинского народа и подтвердили его уверенность в своей силе и потенциале.

В 1648 году запорожцы во главе с Богданом Хмельницким захватили всю территорию тогдашней Украины, которая входила в состав Речи Посполитой и создали на этих землях своё государство - Гетманщину. Однако украинцам не было суждено сохранить своё государство. Речь Посполитая разбила запорожцев и последним пришлось обратиться к Москве с просьбой о принятии их в своё подданство. В итоге Запорожье вошло в состав России, а польско-литовское войско разгромлено. Государство казаков было поделено на две части - между Речью Посполитой и Россией.

В последующем Россия пыталась, так сказать, подмять запорожцев под себя, однако те проявляли упрямость и буйный характер. Екатерина Вторая назвала Запорожскую Сечь «гнездом своеволия». Дело завершилось тем, что в 1764 году она полностью уничтожила Гетманщину, а сами запорожцы рассеялись кто куда.

Смелость и бесстрашие

-3

Запорожская Сечь, сообщество казаков, положила начало запорожской культуре и традициям. Главной чертой запорожского образа жизни была боеспособность и военная дисциплина. Запорожцы были высокоорганизованными и хорошо обученными воинами, уклад жизни которых неразрывно связан с оружием. По мнению историков политическая система запорожцев представляла собой «агрессивную безэлитную демократию», где все казаки считались равными, у которых практически отсутствовал институт власти и подчинения.

Все эти условия зародили в них необычайную смелость и бесстрашие. Они не раз вступали в сражения с превосходящими силами и зачастую одерживали верх в таких поединках. В народе даже стали поговаривать, что «казака пуля не берёт и сабля не рубит». Война для запорожца считалась долгом и делом чести, а плен и рабство позором. Их готовность противостоять любым трудностям и не сдаваться никогда вела к тому, что они стали считаться среди современников непобедимыми.

Влияние на украинскую национальную идентичность

Слава запорожцев как неуязвимых воинов имела значительное влияние на формирование и развитие украинской национальной идентичности. В их истории и подвигах украинский народ находил вдохновение и силу. Запорожцы стали символами украинского национального героизма и сопротивления многовековому гнёту.

Культура запорожцев также воплощалась в их народной поэзии и песнях, которые передавали дух и идеалы запорожского казачества. Эти произведения и поэты, такие как Тарас Шевченко и Иван Котляревский, стали символами украинской литературы и национальной идентичности. Они вдохновляли украинцев на борьбу за свои права и свободу, так же как запорожцы в своё время.

Сегодня запорожцы остаются важной частью национального наследия Украины. Их смелость, бесстрашие и патриотизм служат вдохновением для молодого поколения и напоминают о значимости национальных идеалов. В честь запорожцев проводятся праздники, организуются театральные постановки и кинофильмы, чтобы сохранить и передать их историю и дух будущим поколениям.

Таким образом, запорожцы были неуязвимыми не только физически, но и духовно. Их смелость, бесстрашие и патриотизм сделали их национальными героями и символами украинской культуры.

Буду благодарен за лайк и подписку на канал.