Русский эмигрант из Норвегии Николай ЦВЕТНОВ (1929-2016) прожил не одну, а четыре жизни: он был врачом-нейрохирургом, виртуозным музыкантом, выдающимся спортсменом и полиглотом. В каждой из упомянутых сфер он достиг не просто высот, а настоящих вершин.
Несколько лет назад ко мне в руки случайно попала пластинка Николая ЦВЕТНОВА, с записью его концерта для балалайки со Стокгольмским симфоническим оркестром, состоявшимся в Осло зимой 1979 года. Признаюсь откровенно, его имя мне ровным счетом ни о чем не говорило. И удивляться тут, в общем-то, нечему, потому как в 1930-1980-е годы во всех уголках Земли, а особенно в Западной Европе, наблюдался настоящий бум русской фольклорной музыки. В то время в мире насчитывались сотни ансамблей и солистов, терзавших три струны «балалайки-заразы».
Мода на этот незатейливый, на первый взгляд инструмент, возникла в Российской империи в конце XIX столетия, благодаря усилиям дворянина Василия Васильевича Андреева (1861-1918), создавшего в 1888 году первый оркестр русских народных инструментов. Благодаря заграничным турне коллектива Андреева, мода на балалайку выплеснулась далеко за пределы России. После революции 1917 года, когда по всем континентам рассеялись миллионы русских беженцев, этот простой и недорогой инструмент помог выжить на чужбине не одной тысяче наших соотечественников. Эмигрантская пресса 1920-30-х годов пестрит объявлениями о выступлениях балалаечных оркестров, квартетов, трио и солистов. Например, в балалаечном оркестре в Белграде играл известный в будущем казачий поэт Николай ТУРОВЕРОВ, а в Париже — брат писателя Михаила БУЛГАКОВА.
В 1939 году в Англии был снят фильм «Балалайка» с участием Эдди Нельсона и Илоны Мэсси. Песня из фильма была весьма популярна на Западе и никого даже не смущало, что герой, играющий на балалайке, исполняет песню в ритме танго. Но, что вы хотите, «клюква» — она и есть «клюква».
Однако, благодаря успеху картины, по всему миру стали открываться рестораны с музыкальным названием. Свои «Балалайки» «заиграли» в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Вашингтоне, Париже, Гонконге и даже в Гаване. Уже в 1980-е годы ресторан с таким названием открыл на Манхэттане популярный исполнитель Эмиль Горовец. Правда, «играла» его «Балалайка» недолго.
Однако пора вернуться к главному герою нашего рассказа... Николай Николаевич ЦВЕТНОВ родился весной 1929 года в Берлине в семье белого офицера, сражавшегося в армии Врангеля. Оказавшись в изгнании отец создал музыкальный театр «Арлекин», с которым на протяжении двух десятков лет колесил с гастролями по Европе. Перед самой войной семья обосновалась в Норвегии. Николай рос открытым и любознательным мальчиком. В 14 лет он стал участником балалаечного оркестра, основанного в Осло русскими эмигрантами еще в начале 1920-х. Помимо игры на инструменте он увлекался стрелковым спортом, вступил в Норвежский офицерский клуб пистолетчиков. Множество раз юноша становился победителем национальных соревнований в стрельбе из скорострельного пистолета и поставил 4 рекорда страны; был участником Олимпийских игр в Риме (1960) и Токио (1964). А в 1963 году завоевал Королевский кубок Норвежской стрелковой ассоциации.
В дальнейшем молодой человек закончил медицинский институт в Осло. Служил врачом в лётном дивизионе. В 1970 году защитил докторскую диссертацию в Университете Гётеборга (Швеция) и с 1973 года стал сотрудником нейрохирургического отделения Каролинской клиники Стокгольма, где в короткий срок проявил себя как выдающийся профессионал. В 1980 году Указом короля Норвегии Николай ЦВЕТНОВ был утверждён в пожизненном звании профессора экспериментальной нейрохирургии Университета Осло. С того времени и до ухода на пенсию в 1999 году он работал главным врачом клиники нейрохирургии при Государственном госпитале Осло. Николай Николаевич был не только практикующим врачом-хирургом, но и автором множества научных статей и изобретений.
Приезжая с докладом на очередную конференцию заграницу он неизменно удивлял собравшихся тем, что читал доклад на языке страны пребывания, будь то Испания, Россия или даже Ирак. Помимо спорта, музыки и медицины еще одной страстью Николая ЦВЕТНОВА было изучение иностранных языков. Он свободно говорил на восьми и неплохо владел еще, как минимум, полудюжиной других языков.
Удивительно, но при столь напряженном ритме жизни он никогда не забывал о балалайке. В его доме в Осло хранилась огромная коллекция уникальных инструментов, среди которых было два работы великого мастера-балалаечника Семена Налимова (1857-1916).
Николай Николаевич ЦВЕТНОВ более 70 раз выступал с Норвежским и Датским государственными оркестрами, со Стокгольмским симфоническим оркестром и с Большим Симфоническим Оркестром в Концертном зале им. П.И.Чайковского в Москве, дирижировал которым Геннадий Рождественский.
Музыкант, врач, спортсмен и полиглот Николай ЦВЕТНОВ ушел из жизни 18 января 2016 года. Все свои музыкальные инструменты он завещал России. Сегодня его балалайки хранятся в Санкт-Петербургской консерватории. Мне известно, что в еще при жизни Николая Николаевича в Норвегии была издана книга о нем. Буду признателен, если кто-то из посетителей сайта поможет разыскать ее в бумажной или хотя бы электронной копии. Хочется больше узнать об этом выдающемся человеке. А пока я предлагаю вашему вниманию запись выступления Николая ЦВЕТНОВА со Стокгольмским симфоническим оркестром, которое состоялось зимой 1979 года в Осло.
©️ Максим Кравчинский.
Веб-сайт: www.kravchinsky.com
Yotube-channel ProПесни: https://www.youtube.com/channel/UC9xaGOJ_8Jk9uZPEQlB-Bkw