Мой отец – Юрий Яковлевич Лихачев (1931-2021), заслуженный работник культуры Российской Федерации, основатель и бессменный директор Санкт-Петербургской государственной детской музыкальной школы №32 (ныне ДМШ имени В. В. Андреева) с 1981 по 2010 год, создатель уникальной методики преподавания в музыкальных школах, где ученики обучаются комплексно: традиционно академически и творчески. В 2006 году методика была признана примерной для ДМШ и ДШИ.
Я с детства помню его уроки и мудрые советы, а главное – личный пример преподавателя и руководителя.
Начальник. Идея данной статьи родилась после посещения некоторых кабинетов директоров музыкальных школ. Обычно руководители детских образовательных учреждений приветливы и приятны в общении, но иногда тебе всем видом показывают, что посетитель – обуза или даже враг. А двери кабинета моего отца были открыты всегда и для всех, любой вопрос каждого гостя рассматривался доброжелательно и по возможности решался оперативно. Это для меня критерий поведения любого руководителя. Несколько музыкантов рассказывали мне, что именно поэтому они получили музыкальное образование: несмотря на то, что пришли поступать в школу в неурочное время, директор школы их принял, их прослушали и они поступили в музыкальную школу.
У отца была любимая шутка-присказка. В кабинете чиновника: «Я вам сегодня могу сказать НЕТ, но вы лучше приходите завтра».
Домашний университет. Самый главный педагогический пример на всю жизнь – это наши занятия дома. Мы играли дуэтом пьесы из «Сборника Полифонические пьесы И.-С. Баха и его сыновей», который отец издал еще в 1974 году, переложения он выполнил для готового или выборного баяна или аккордеона. Один из нас играл партию правой руки, другой – левой, потом менялись. Так воспитывалось не только чувство ансамбля, но и жизненный принцип: общее дело выполняется вместе на равных несмотря на то, что в этом дуэте вроде как неравенство: преподаватель и ученик, отец и сын, старший и младший, директор и подчиненный.
Трио Лихачевых: Юрий Яковлевич, Михаил Юрьевич, Сергей Юрьевич
День Победы. Отец родился 9 мая 1931 года. Может именно поэтому в своей долгой творческой жизни отец одержал немало побед! За свой труд Юрий Яковлевич Лихачев награжден: в 1970 году юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина»; в 1985 году медалью «Ветеран труда»; в 1987 году знаком «За отличную работу» Министерства культуры СССР; в 1995 году присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации»; 5 октября 2001 года Ю. Я. Лихачев нагрудным знаком «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга»; в 2004 году медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга».
Самообразование. Отец не только самостоятельно научился играть на аккордеоне после войны. Он вступил в еще неизвестный гражданам СССР ЖСК, сам освоил полностью процесс фотографирования, проявки пленок и печати фотографий (до сих пор помню красную лампу в ванной, увеличитель и три ванночки с проявителем, промывкой и закрепителем); кинокамера в руках отца запечатлела минуты нашего детства и молодости родителей. И он с радостью делился своими знаниями с близкими людьми. Фотолетопись фестивалей музыки для баяна и аккордеона Ленинграда сделана именно моим отцом.
Авторская школа. Новаторство и чувство справедливости и привели моего отца к идее создания методики преподавания музыки, чтобы одновременно и выполнять требования министерства культуры, и учить детей творчеству, и готовить преподавателей музыки. С 1972 года «Авторская школа Юрия Лихачева» является лучшей методикой для ДМШ и ДШИ, благодаря которой все ученики развиваются комплексно, а после окончания школы могут сыграть и по нотам, и по слуху.
Я считаю, это тот самый случай, когда удалось совместить два понятия - ЗАКОН и ЖИЗНЬ.
Уникальная методика. Еще учась в музыкальной школе, я участвовал в семинарах, которые проводил мой отец в городах СССР, а сейчас сам провожу мастер-классы и концерты «Чудесные нотки» по методике «Авторская школа Юрия Лихачева», являюсь продюсером издательской программы, приглашенным экспертом Академии талантов и творческой школы «Теремок».
Эффективный менеджер. Работать для ученика и для своего развития, а не для отчета, стажа и пенсии. Как директор музыкальной школы отец был открыт к новым идеям и предложениям коллег. Он всегда поддерживал исполнительскую практику преподавателей школы, будь это филармонические концерты или игра в ресторанах.
Современный руководитель. В 1998 я начал издательскую деятельность в Издательстве Композитор. И когда я предложил отцу все рукописные документы авторской методики собрать и опубликовать, он моментально согласился и занялся этой работой. Целый год он работал над книгой, в результате появился сборник «Авторская школа». А когда я предложил создать сайт школы www.vvaschool.spb.ru, он также всецело поддержал. Вскоре после появления информации в интернете о нашей методике на русском и английской языках к нам приехали преподаватели из США. К 75-летнему юбилею отца вышел сборник его сочинений и обработок «Воспоминание о старинном вальсе».
Логика покупателя. «Лучше я не куплю хорошую вещь, чем куплю плохую». Это мой жизненный принцип при любых покупках и при решении многих вопросов. Когда отец вспоминал жизнь после войны, рассказывал историю: перед входом на рынок мыло стоит 1 рубль, и продавец его активно рекламирует. А внутри рынка это же самое мыло стоит уже 50 коп. без всякой рекламы. Ничего за эти годы не изменилось! Надо только включать мозг почаще.
Новогоднее волшебство. Более 30 лет я работаю Дедом Морозом с гармошкой – провожу веселые музыкальные праздники для детей и взрослых. Почему сообщаю об этом? Мои родители делали новогоднюю ночь всегда волшебной, и я до 12 лет искренне верил в Деда Мороза. Да я и сейчас верю, в 55 лет! Стараюсь передавать это настроение и волшебство всем окружающим!
Воспоминание детства. Мы ходили на концерт (уже не помню кто выступал), в конце которого было несколько ярких бисов, и он закончился. Я выразил сожаление, что хотелось бы еще слушать и слушать. И отец сказал: «Через какое-то время все устанут – артисты и зрители – и концерт закончится тускло. А так он закончился ярко, на взлете». С тех пор я использую эту логику в принятии многих решений.
Сам решай! Задача родителей не решать за детей их проблемы, а показывать все варианты развития событий. И ребенок должен сам выбирать свой путь. Подобный совет отца помог мне во время учебы в институте. Когда произошел конфликт с преподавателем, я собирался забирать документы и бросать институт. Отец сказал: «Если заберешь документы, то ты проиграешь, а если через 3 года получишь диплом, то победишь ты. Решай». После такого совета никаких сомнений у меня не оставалось.
Печатная машинка. Когда я еще был дошкольником, отец брал меня с собой на работу, и я с детства привык находиться в кабинете директора музыкальной школы. Чтобы я не скучал, мне давали печатать на печатной машинке. Как я ни пытался сосредоточиться, всё равно допускал ошибки в тексте. Наверно, с тех пор я зорко высматриваю ошибки в своих и чужих публикациях. А главное - в конце 1990-х годов я предложил отцу издать «Авторскую школу» - изложить суть методики в формате книги, а также нотные и методические сборники для фортепиано, гитары, баяна, аккордеона, домры, балалайки, ударных. Пьеса для печатной машинки и оркестра также прозвучала на 70-летнем юбилее отца, когда вся школа с размахом праздновала день рождения своего любимого директора.
Пушкин. Любимая цитата моего отца однозначно обозначает его жизненные приоритеты:
Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает;
Но и любовь мелодия.