Мы уже неоднократно бывали на этом кладбище и видели могилы многих знаменитых людей - шахматиста Тиграна Петросяна, скульптора Фридриха Согояна, предпринимателя Левона Айрапетяна, актрисы Надежды Румянцевой, писателя Андрея Платонова и даже сталинского архитектора Мирона Мержанова, создавшего Ближнюю дачу в Кунцево. Пришло время вернуться сюда вновь и навестить тех, к кому мы еще ни разу не подходили.
Лев Атаманов (1905-1981)
Этого талантливого режиссера по праву можно назвать автором лучших советских мультфильмов. Наиболее плодотворным периодом деятельности Атаманова стали 50-е годы прошлого века. В основу его первой режиссерской работы на киностудии "Союзмультфильм" под названием "Желтый аист" (1950) легла китайская сказка о противостоянии бродячего музыканта и злого чиновника-мандарина. Мультфильм понравился зрителю, и Атаманов решил не сбавлять оборотов. В 1952 году на экраны вышел "Аленький цветочек" по мотивам сказки Сергея Аксакова. История создания картины не так проста, как может показаться на первый взгляд. Сначала настоящие актеры в гриме и с декорациями отыгрывали на пленку основные сцены, затем отснятый материал проецировался на специальные экраны и переводился на бумагу. Этот метод фотоперекладки, более известный под названием "эклер", Атаманов активно использовал в своем творчестве. Озвучивали персонажей обычно те же актеры, которые участвовали в съемках. Смотреть такие мультфильмы было сплошным удовольствием, поэтому 50-е годы по праву считаются "золотыми" для киностудии.
В 1954 году появляется картина "Золотая антилопа" по мотивам индийский сказок, которая напоминает о том, до чего доводит человеческая жадность. В 1957 году выходит мультфильм "Снежная королева", основанный на одном из самых популярных произведений Ганса Христиана Андерсена. Эту работу Атаманова оценили очень высоко как на родине, так и за рубежом - за несколько лет она завоевала множество наград на престижных кинофестивалях.
Завершающим проектом наиболее плодотворного десятилетия стал мультфильм "Похитители красок" о борьбе злых темных тюбиков с добрыми яркими.
В середине 60-х годов Атаманов предстал перед зрителями в новом свете. Он начал выпускать мультфильмы для взрослых. Среди них - "Ключ", "Букет", "Скамейка", "Балерина на корабле" и "Выше голову". Некоторые из них были без слов, главную роль играла музыка. В этом жанре режиссер поднимал вопросы воспитания и верности, часто сюжеты строились на сатире.
Последней работой Атаманова стал цикл мультфильмов "Котенок по имени Гав", над которым он работал с 1976 по 1980 годы. Автором сценария был замечательный детский писатель Григорий Остер. О приключениях милого котенка знала вся страна, а родители спешили к телевизору вместе с детьми, чтобы посмотреть, как главный герой, который намеренно идет навстречу неприятностям, будет искать из них выход.
Мультфильмы Льва Атаманова не теряют свою актуальность по сей день. Их можно посмотреть на большинстве общедоступных видеохостингов.
Вартан Дохалов (1958-2022)
Голос Вартана Дохалова был знаком каждому любителю скоротать вечер за просмотром любимого фильма. Кинопереводами он занимался с конца 1980-х и до середины 90-х годов. Дохалову был по плечу любой жанр и любой герой - его голос, уверенный, чуть гнусавый и в меру эмоциональный, сопровождал многие видеокассеты, которые мы приносили домой с рынка или брали у приятелей. Это были и боевики ("Терминатор", "Робокоп", "Коммандо"), и фильмы ужасов ("Кошмар на улице Вязов", "Пятница, 13", "Байки из склепа"), и комедии ("Один дома"), и драмы ("Лэсси", "Побег из Шоушенка"), и даже мультфильмы ("Утиные истории", "Золушка"). А уж если ситуация с кассетами была напряженная, а из телевизора вдруг внезапно раздавался знакомый голос Дохалова, то это означало лишь одно - вечер определенно удался!
В 1994 году брат Вартана Тигран основал независимую дистрибьюторскую кинокомпанию "Вест видео", которая одной из первых начала выпускать лицензионные фильмы на DVD и VHS. В 2015 году "Вест видео" была признана банкротом, но предприимчивые братья сделали рокировку и вывели на рынок новую кинопрокатную компанию "Magnum Pictures", директором которой стал уже Вартан Дохалов. Задачей Тиграна на новом месте стала организация закупок контента.
В 2017 году Вартан вновь вернулся к переводам, которые были для него больше, чем просто работа. Он долго и упорно боролся с коварной болезнью - сахарным диабетом, но она оказалась сильнее. Через несколько дней после наступления 2022 года знаменитого переводчика не стало.
Александр Якулов (1927-2007)
Талантливый скрипач, художественный руководитель цыганского театра "Ромэн" с 1960 по 1979 годы. В творческих кругах его называли не иначе, как "Цыганский Паганини", хотя цыганом он не являлся. Родился во Владивостоке, в 1949 году окончил консерваторию, после чего за любовь к джазу и немецкой музыке (в частности к Вагнеру) отправился в исправительно-трудовой лагерь под Джезказганом (Казахстан). В 1954 году Якулов был освобожден и реабилитирован, отбыв половину срока. После освобождения он начал выступать с цыганскими ансамблями.
Окружение сыграло свою роль - обе жены скрипача были цыганками. Якулов тесно общался с многими выдающимися людьми: Бродским, Окуджавой, Ахмадулиной, Евтушенко, Лавровым. Он сыграл небольшие роли в нескольких фильмах, среди них - две картины с Высоцким ("Бегство мистера Мак-Кинли" и "Опасные гастроли"), который был большим другом виртуоза.
Якулов часто приходил на Армянское кладбище, поскольку вся его родня похоронена здесь. Он объездил полмира, но по настоящему любил лишь две страны - далекую Австралию и близкую сердцу Армению.
Супруги Акопян, Ашот Абгарович (1914-1981) и Кира Викторовна (1919-1994)
В определенных кругах они были известны под псевдонимами "Евфрат" ("Артем") и "Таня". Ашот занимался разведывательной деятельностью в Румынии с 1946 года, а Кира, сотрудница учетно-архивного отдела НКВД, присоединилась к нему в 1949-м, после официального бракосочетания в местной церкви. К слову, это был уже второй свадебный обряд молодых людей - в Советском Союзе они состояли в браке и воспитывали двух дочерей.
Вскоре после всех зарубежных церемоний они уехали в свадебное путешествие в Швейцарию, а оттуда в Италию, где остались на долгие 10 лет. Акопян возглавил нелегальную резидентуру Первого главного управления МГБ СССР. Его подразделение добывало ценную информацию в различных ведомствах страны, на тот момент уже состоявшей в НАТО. Наиболее успешной операцией стало изъятие секретных документов из сейфа генерального директора службы безопасности МИД Италии. Это вызвало большую шумиху на самом высоком уровне, но советская агентура осталась нераскрытой.
В 1959 году супруги Акопян вернулись на родину. Они выполнили все поставленные комитетом задачи, за что получили множество наград. Некоторое время Ашот руководил спецшколой КГБ и передавал молодым разведчикам свой бесценный багаж знаний и профессиональных навыков.
В конце 60-х годов была сделана фотография, на которой запечатлены три друга - Ашот Акопян, Конон Молодый и Вильям Фишер (он же Рудольф Абель). Нередко их называют золотой тройкой асов нелегальной советской разведки.
В отличие от Молодого и Фишера (они похоронены на одном участке Донского кладбища), Акопян никогда не попадался в цепкие руки контрразведки стран-супостатов, поэтому получил меньшую известность среди простых людей. Он даже шутил по этому поводу, что если бы угодил в тюрьму, то о нем точно заговорила вся страна.
Спасибо за внимание!
О первом посещении Армянского Ваганьковского кладбища можно прочитать здесь.
О втором - здесь.
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал здесь и в телеграмме. Впереди еще очень много интересного.