Занятие 5
Задачи:
Закрепить знание букв «А», «а», «У», «О», «М»; познакомить с буквой «Х».
Продолжать формировать представление о гласных и согласных буквах как знаках для обозначения гласных и согласных звуков.
Развивать умение читать обратные слоги (ах, ух, ох)
Продолжать учить ориентироваться на рабочей строке. Учить рисовать прямые палочки.
Материал:
демонстрационный: буквы «А», «У», «О», «М», «а» «Х»
раздаточный: тетради
Ход занятия.
1. – Все слова можно сказать по частям. Давайте попробуем сказать по частям слово МУХА. Делайте, как я.
Воспитатель произносит МУ, одновременно хлопает в ладоши. Произнося ХА, хлопает в ладоши ещё раз.
- Сколько частей в слове МУХА? (две).
- Сколько частей в слове РУКА (МАМА, ПАПА, ЛАПА)?
Дети говорят с хлопками и считают слоги.
- Части слов называются слоги.
- Сосчитайте слоги в словах РАБОТА, ….МАЛИНА, ….КАРЕТА.
- Сосчитайте, сколько слогов в слове ЛУК….МАК…ДОМ?
2. - В слоге обязательно есть гласный звук и один или два согласных звука.
- Звук [М] бежит к звуку [У]: «Давай с тобой дружить». Мы услышали: МММУУУ! Так подаёт голос корова.
- Назовите первый звук в слоге МУ? ([М])
- Звук [М] гласный или согласный? (согласный).
Давайте обозначим его синей фишкой.
- Назовите второй звук в слоге ММУУУ. ([У]).
- Звук [У] гласный или согласный? (гласный),
- Гласный звук [У] так длительно поётся: ууууу. А вместе с гласным [У] поёт и согласный [М]: ММУУУ.
- Фишкой какого цвета мы обозначаем гласные звуки (красного).
Рядом с синей фишкой выставляется красная фишка.
- Какой звук мы обозначили синей фишкой? ([М]). Какой звук обозначили красной фишкой? ([У]).
- Давайте прочитаем.
Воспитатель ведёт указкой по фишкам; воспитанники хором и индивидуально «читают»: «ММУУ»
- Давайте заменим фишки буквами. Какую букву надо написать на месте синей фишки? (М).
Воспитатель убирает синюю фишку и пишет на её месте синим мелом букву М (или кто-то из детей выставляет карточку с напечатанной буквой М).
- Назовите букву. Гласная она или согласная? (согласная).
- Какую букву надо написать на месте красной фишки? (У).
- Каким цветом её надо написать? (красным) Почему? (потому что буква У гласная; гласные буквы и звуки обозначаем красным цветом).
Воспитатель убирает красную фишку и на её месте пишет красным мелом букву У.
- Давайте прочитаем.
Воспитатель ведёт указкой по фишкам; воспитанники хором и индивидуально «читают»: «ММУУ»
3. Физминутка.
4. – Сегодня мы познакомимся ещё с одной буквой, а какой звук она обозначает – отгадайте. Какой первый звук в словах: ххххомяк, хххалат? ([Х]).
- Как вы думаете звук [Х] гласный или согласный? (согласный; произносим его без голоса)
- Когда произносим звук [Х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу (к потолку), а кончик языка- за нижними зубами. Произнесите звук [Х], почувствуйте его. Когда мы произносим звук [Х], спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта, значит звук [Х] согласный.
- Звук [Х] обозначается вот такой буквой Х.
- На что похожа буква Х?
- Сложите из пальцев букву Х.
- Напишите в воздухе букву Х.
Напишите пальчиком на столе букву Х.
5. Рассмотреть картинку (Девочка нашла гриб)
- Как девочка закричала, когда нашла такой большой гриб? (Ах!)
- Запишем сначала фишками это коротенькое слово Ах.
- Скажите так, как я – ААААХ. Какой звук услышали первым? (А).
- Звук [А] гласный или согласный? Фишкой какого цвета его обозначим? (красного).
Воспитатель выставляет под картинкой красную фишку.
- Скажите так же: АХХХХ. Какой звук услышали вторым? (Х).
- Звук [Х] гласный или согласный? (согласный)
- Фишкой какого цвета обозначим? (синего)
Рядом с красной фишкой воспитатель выставляет синюю.
- Давайте прочитаем.
Воспитатель ведёт указкой по фишкам; воспитанники хором и индивидуально «читают»: «ААХХ»
- Давайте заменим фишки буквами. Какую букву надо написать на месте красной фишки? (А).
Воспитатель убирает синюю фишку и пишет на её месте красным мелом букву А (или кто-то из детей выставляет карточку с напечатанной буквой А).
- Назовите букву. Гласная она или согласная? (гласная).
- Какую букву надо написать на месте синей фишки? (Х).
- Каким цветом её надо написать? (синим) Почему? (потому что буква Х согласная).
Воспитатель убирает синюю фишку и на её месте пишет синим мелом букву Х.
- Давайте прочитаем.
Воспитатель ведёт указкой по фишкам; воспитанники хором и индивидуально «читают»: «АХ».
6. На доске написан столбик
ах
ох
ух
Воспитатель проводит указкой сверху вниз по буквам Х столбика слогов:
- Какая тут везде вторая буква? (Х)
Показывается Х в каждом слоге: - И тут Х, и тут, и тут.
- А вот первые буквы везде разные. Какая здесь первая буква?(а) Какая здесь? (о) Какая здесь? (у)
- Саша, попробуй прочитать, что здесь написано.
Воспитатель указкой показывает сверху вниз на слоги, а ребёнок их читает.
Читают слоги ещё несколько детей.
Для младшей подгруппы: воспитатель сам читает слоги; затем дети читают с воспитателем хором; затем читают индивидуально (возможно с помощью воспитателя).
- Покажите, где написано ух; ах; ох.
7. Работа в тетради.
Воспитатель на доске показывает, как нарисовать прямы вертикальные палочки (через две клетки).
Дети рисуют палочки в тетради (сначала обводят образец воспитателя, затем до конца строки рисуют самостоятельно).
8.
- Давайте поиграем.
Игра «Отгадай моё слово».
- Я задумала слова, которое начинается со слога МА. Попробуйте отгадать моё слово. Отгадка нарисована на картинке. Она лежит у меня на столе. Я вам покажу её в конце игры.
Дети называют разные слова: машина, мама, малина, маяк, магазины, макароны, математика, малыш и др. Правильными считаются и слова с первым трёхзвуковым слогом, типа: масло, марка и т.п.
Игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут 1—12 слов, даже если слово было отгадано в начале игры. Заканчивая игру, воспитатель показывает картинку с изображением малины и говорит: «Я загадала слово – название ягоды. Какое это слово? – «Малина». – Кто отгадал моё слово?» - «Серёжа». – «Молодец, Серёжа, ты сегодня победитель!».