Найти тему

Конспект занятия по обучению грамоте: буква "Х"; гласные и согласные звуки и буквы; чтение обратных слогов (№ 5).

Занятие 5

Задачи:

Закрепить знание букв «А», «а», «У», «О», «М»; познакомить с буквой «Х».

Продолжать формировать представление о гласных и согласных буквах как знаках для обозначения гласных и согласных звуков.

Развивать умение читать обратные слоги (ах, ух, ох)

Продолжать учить ориентироваться на рабочей строке. Учить рисовать прямые палочки.

Материал:

демонстрационный: буквы «А», «У», «О», «М», «а» «Х»

раздаточный: тетради

-2

Ход занятия.

1. – Все слова можно сказать по частям. Давайте попробуем сказать по частям слово МУХА. Делайте, как я.

Воспитатель произносит МУ, одновременно хлопает в ладоши. Произнося ХА, хлопает в ладоши ещё раз.

- Сколько частей в слове МУХА? (две).

- Сколько частей в слове РУКА (МАМА, ПАПА, ЛАПА)?

Дети говорят с хлопками и считают слоги.

- Части слов называются слоги.

- Сосчитайте слоги в словах РАБОТА, ….МАЛИНА, ….КАРЕТА.

- Сосчитайте, сколько слогов в слове ЛУК….МАК…ДОМ?

2. - В слоге обязательно есть гласный звук и один или два согласных звука.

- Звук [М] бежит к звуку [У]: «Давай с тобой дружить». Мы услышали: МММУУУ! Так подаёт голос корова.

- Назовите первый звук в слоге МУ? ([М])

- Звук [М] гласный или согласный? (согласный).

Давайте обозначим его синей фишкой.

- Назовите второй звук в слоге ММУУУ. ([У]).

- Звук [У] гласный или согласный? (гласный),

- Гласный звук [У] так длительно поётся: ууууу. А вместе с гласным [У] поёт и согласный [М]: ММУУУ.

- Фишкой какого цвета мы обозначаем гласные звуки (красного).

Рядом с синей фишкой выставляется красная фишка.

- Какой звук мы обозначили синей фишкой? ([М]). Какой звук обозначили красной фишкой? ([У]).

- Давайте прочитаем.

Воспитатель ведёт указкой по фишкам; воспитанники хором и индивидуально «читают»: «ММУУ»

- Давайте заменим фишки буквами. Какую букву надо написать на месте синей фишки? (М).

Воспитатель убирает синюю фишку и пишет на её месте синим мелом букву М (или кто-то из детей выставляет карточку с напечатанной буквой М).

- Назовите букву. Гласная она или согласная? (согласная).

- Какую букву надо написать на месте красной фишки? (У).

- Каким цветом её надо написать? (красным) Почему? (потому что буква У гласная; гласные буквы и звуки обозначаем красным цветом).

Воспитатель убирает красную фишку и на её месте пишет красным мелом букву У.

- Давайте прочитаем.

Воспитатель ведёт указкой по фишкам; воспитанники хором и индивидуально «читают»: «ММУУ»

3. Физминутка.

4. – Сегодня мы познакомимся ещё с одной буквой, а какой звук она обозначает – отгадайте. Какой первый звук в словах: ххххомяк, хххалат? ([Х]).

- Как вы думаете звук [Х] гласный или согласный? (согласный; произносим его без голоса)

- Когда произносим звук [Х], спинка языка глубоко во рту поднимается к нёбу (к потолку), а кончик языка- за нижними зубами. Произнесите звук [Х], почувствуйте его. Когда мы произносим звук [Х], спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта, значит звук [Х] согласный.

- Звук [Х] обозначается вот такой буквой Х.

- На что похожа буква Х?

- Сложите из пальцев букву Х.

- Напишите в воздухе букву Х.

Напишите пальчиком на столе букву Х.

5. Рассмотреть картинку (Девочка нашла гриб)

- Как девочка закричала, когда нашла такой большой гриб? (Ах!)

- Запишем сначала фишками это коротенькое слово Ах.

- Скажите так, как я – ААААХ. Какой звук услышали первым? (А).

- Звук [А] гласный или согласный? Фишкой какого цвета его обозначим? (красного).

Воспитатель выставляет под картинкой красную фишку.

- Скажите так же: АХХХХ. Какой звук услышали вторым? (Х).

- Звук [Х] гласный или согласный? (согласный)

- Фишкой какого цвета обозначим? (синего)

Рядом с красной фишкой воспитатель выставляет синюю.

- Давайте прочитаем.

Воспитатель ведёт указкой по фишкам; воспитанники хором и индивидуально «читают»: «ААХХ»

- Давайте заменим фишки буквами. Какую букву надо написать на месте красной фишки? (А).

Воспитатель убирает синюю фишку и пишет на её месте красным мелом букву А (или кто-то из детей выставляет карточку с напечатанной буквой А).

- Назовите букву. Гласная она или согласная? (гласная).

- Какую букву надо написать на месте синей фишки? (Х).

- Каким цветом её надо написать? (синим) Почему? (потому что буква Х согласная).

Воспитатель убирает синюю фишку и на её месте пишет синим мелом букву Х.

- Давайте прочитаем.

Воспитатель ведёт указкой по фишкам; воспитанники хором и индивидуально «читают»: «АХ».

6. На доске написан столбик

ах

ох

ух

Воспитатель проводит указкой сверху вниз по буквам Х столбика слогов:

- Какая тут везде вторая буква? (Х)

Показывается Х в каждом слоге: - И тут Х, и тут, и тут.

- А вот первые буквы везде разные. Какая здесь первая буква?(а) Какая здесь? (о) Какая здесь? (у)

- Саша, попробуй прочитать, что здесь написано.

Воспитатель указкой показывает сверху вниз на слоги, а ребёнок их читает.

Читают слоги ещё несколько детей.

Для младшей подгруппы: воспитатель сам читает слоги; затем дети читают с воспитателем хором; затем читают индивидуально (возможно с помощью воспитателя).

- Покажите, где написано ух; ах; ох.

7. Работа в тетради.

Воспитатель на доске показывает, как нарисовать прямы вертикальные палочки (через две клетки).

Дети рисуют палочки в тетради (сначала обводят образец воспитателя, затем до конца строки рисуют самостоятельно).

8.

- Давайте поиграем.

Игра «Отгадай моё слово».

- Я задумала слова, которое начинается со слога МА. Попробуйте отгадать моё слово. Отгадка нарисована на картинке. Она лежит у меня на столе. Я вам покажу её в конце игры.

Дети называют разные слова: машина, мама, малина, маяк, магазины, макароны, математика, малыш и др. Правильными считаются и слова с первым трёхзвуковым слогом, типа: масло, марка и т.п.

Игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут 1—12 слов, даже если слово было отгадано в начале игры. Заканчивая игру, воспитатель показывает картинку с изображением малины и говорит: «Я загадала слово – название ягоды. Какое это слово? – «Малина». – Кто отгадал моё слово?» - «Серёжа». – «Молодец, Серёжа, ты сегодня победитель!».

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц